Неметаллы как микроэлементы.
Мы уделили большое внимание роли металлов. Однако необходимо учитывать, что некоторые неметаллы также являются совершенно необходимыми для функционирования организма.
КРЕМНИЙ
Кремний является также необходимым микроэлементом. Это было подтверждено тщательным изучением питания крыс с использованием различных диет. Крысы заметно прибавили в весе при добавлении метасиликата натрия (Na2(SiO)3 . 9H2O) в их рацион (50мг на 100г) . цыплятам и крысам кремний нужен для роста и развитие скелета. Недостаток кремния приводит к нарушению структуры костей и соединительной ткани. Как выяснилось кремний присутствует в тех участках кости, где происходит активная кальцинация, например в кости образующих клетках, остеобластах. С возрастом концентрация кремния в клетках падает.
О том, в каких процессах участвует кремний в живых системах, известно мало. Там он находится в виде кремневой кислоты и, наверное, участвует в реакциях сшивки углеродов. У человека богатейшим источником кремния оказалась гиалуроновая кислота пуповины. Она содержит 1,53мг свободного и 0,36мг связанного кремния на один грамм.
СЕЛЕН
Недостаток селена вызывает гибель клеток мышц и приводит к мускульной, в частности сердечной, недостаточности. Биохимическое изучение этих состояний привело к открытию фермента глутатионпероксидазе, разрушающей пероксиды Недостаток селена ведет к уменьшению концентрации этого фермента, что в свою очередь вызывает окисление липидов. Способность селена предохранять от отравления ртутью хорошо известна. Гораздо менее известен тот факт, что существует корреляция между высоким содержанием селена в рационе и низкой смертностью от рака. Селен входит в рацион человека в количестве 55 110мг в год, а концентрация селена в крови составляет 0,09 0,29мкг/см . При приёме внутрь селен концентрируется в печени и почках. Ещё один пример защитного действия селена от интоксикации лёгкими металлами является его способность предохранять от отравления соединениями кадмия. Оказалось, что как и в случае с ртутью, селен вынуждает эти токсические ионы связываться с ионными активными центрами, с теми, на которое их токсическое действие не влияет.
МЫШЬЯК
Несмотря на хорошо известные токсические действия мышьяка и его соединений, имеются достоверные данные согласно которым недостаток мышьяка приводит к понижению рождаемости и угнетению роста, а добавление в пищу арсенита натрия привело к увеличению скорости роста у человека.
ХЛОР и БРОМ
Анионы галогенов отличаются от всех тем, что они представляют собой простые, а не оксо анионы. Хлор распространён чрезвычайно широко, он способен проходить сквозь мембрану и играет важную роль в поддержание осмотического равновесия. Хлор присутствует в виде соляной кислоты в желудочном соке. Концентрация соляной кислоты в желудочном соке человека равна 0,4-0,5%. По поводу роли брома как микроэлемента существуют некоторые сомнения, хотя достоверно известно его седативное действие.
ФТОР
Для нормального роста фтор совершенно необходим, и его недостаток приводит к анемии. Большое внимание было уделено метаболизму фтора в связи с проблемой кариеса зубов, так как фтор предохраняет зубы от кариеса.Кариес зубов изучен достаточно подробно. Он начинается с образования на поверхности зуба пятна. Кислоты, вырабатываемые бактериями, растворяют под пятном зубную эмаль, но, как ни странно, не с её поверхности. Часто верхняя поверхность остаётся неповреждённой до тех пор, пока участки под ней не окажутся полностью разрушенными. Предполагается, что на этой стадии фторид ион может облегчать образования аппатита. Таким образом совершается реминелизация начавшегося повреждения.
Фтор используют для предотвращения разрушений зубной эмали. Можно вводить фториды в зубную пасту или же непосредственно обрабатывать ими зубы. Концентрация фтора, необходимая для предотвращения кариеса, составляет в питьевой воде около 1мг/л , но уровень потребления зависит не только от этого. Применение высоких концентраций фторидов (более8мг/л) может неблагоприятным образом повлиять на тонкие равновесные процессы образования костной ткани. Чрезмерное поглощение фторидов приводит к фторозу. Фтороз приводит к нарушениям в работе щитовидной железы, угнетению роста и поражению почек. Длительное воздействие фтора на организм прводит к минерализации тела. В итоге деформируются кости, которые даже могут срастись, и происходит кальцификация связок.
ЙОД
Основной физиологической роль йода является участие в метаболизме щитовидной железы и присущих ей гормонах. Способность щитовидной железы аккумулировать йод присуща также слюнным и молочным железам. А также некоторым другим органам. В настоящее время, однако, считают, что ведущую роль йод играет только в жизни деятельности щитовидной железы.
Недостаток йода приводит к возникновению характерных симптомов: слабости, пожелтению кожи, ощущение холода и сухости. Лечение тиреоидными гормонами или йодом устраняет эти симптомы. Недостаток тереоидных гормонов может привести к увеличению щитовидной железы. В редких случаях (отягощение в организме различных соединений, мешающих поглощению йода, например тиоцианата или антитиреоидного агента гоитрина, имеющегося в различных видах капусты) образуется зоб. Недостаток йода особенно сильно отражается на здоровье детей они отстают в физическом и умственном развитии. Йод дефицитная диета во время беремености приводит к рождению гипотироидных детей (кретинов).
Избыток гормонов щитовидной железы приводит к истощению, нервозности, тремору, потере веса и повышенной потливости. Это связано с увеличением пероксидазной активности и вследствие этого с увеличением йодирования тиреоглобулинов. Избыток гормонов может быть следствием опухоли щитовидной железы. При лечение используют радиоактивные изотопы йода, легко усваивающиеся клетками щитовидной железы.
Цели урока:
- обобщить, проанализировать и расширить знания учащихся о неметаллах, их роли в живой и неживой природе, в жизни человека, о необходимости правильного обращения с неметаллами, роли каждого человека в решении экологических проблем атмосферы;
- сориентировать учащихся на применение новых знаний в системе мультидисциплинарных понятий.
Девиз урока: "Мощь и сила науки - во множестве фактов, цель - в обобщении этого множества". (Д.И.Менделеев)
Оборудование (на демонстрационном столе):
- образцы неметаллов: иода, брома, серы;
- карандаши, хрустальная посуда, фаянс, образцы керамики, стекла.
На доске: иллюстрации скульптур, зданий, минералов неметаллов.
Ход урока
I. Формулировка познавательной цели. Эмоциональное погружение в тему
Здравствуйте, ребята! Я рада вас всех видеть, и надеюсь, что наша встреча пройдет интересно и познавательно. Мы завершаем знакомство с миром неметаллов и сегодня на уроке подведем итог всему, что узнали.
Мне бы хотелось начать урок со строк С.Щипачева
: Все, от травинки малой до планет
Из элементов состоит единых.
(Начинается показ слайдов презентации). Что объединяет все эти иллюстрации? (Выслушиваются ответы учащихся). Да, все это образовано небольшой группой элементов, имя которым - неметаллы. Сегодня из множества фактов мы выделим самые главные, наиболее полно характеризующие мир этих удивительных веществ.
Объясняю порядок работы в группах, условия представления результатов.
II. Аналитическая работа в группах.
Обращаю внимание учащихся на эпиграф к уроку, разъясняю задачи урока, и учащиеся приступают к аналитической групповой работе (10-12 мин), во время которой звучит классическая музыка.
- Работа групп включает следующие виды деятельности:
- Изучение учебной и научно-популярной литературы;
- Работа с наглядным материалом (географический атлас для 9-го класса, коллекции)
- Анализ диаграмм
- Заполнение таблиц
Обязательное условие успешной работы на семинаре и реализации поставленных задач - обеспечение каждого рабочего места комплектом литературы, наглядных пособий и других средств.
Задание 1.
Неметаллы в природе. Значение неметаллов для жизни человека.
1. Какие элементы называют неметаллами? Сколько элементов неметаллов в периодической системе?
2. Что такое парниковый эффект? Какую роль играют в этом водородные соединения углерода?
Источники информации:
1. Детская энциклопедия, т.3, стр. 433, М., 1975
2. Ходаков Ю.В., Эпштейн Д.А., Глориозов П.А. Неорганическая химия - 9. М., 1988, стр. 93-95
Задание 5.
Значение неметаллов и их соединений в промышленности и жизни человека.
1 Что такое силикатная промышленность? Какие отрасли выделяют в силикатной промышленности? Что служит сырьем? Рассмотрите коллекции "Стекло и изделия из стекла", "Строительные материалы", "Сырье для строительной промышленности" и отберите из них образцы для иллюстрации своего ответа у доски. Результаты оформите в виде схемы 1 на листе бумаги формата А3 (Приложение 5).
4. Что такое майолика? Терракота? Гжель? Какое отношение они имеют к силикатной промышленности?
3. Как вы думаете, почему серную кислоту называют "хлебом промышленности"?
Источники информации:
1.Детская энциклопедия, т.3, стр. 438, М., 1975
2. Ходаков Ю.В., Эпштейн Д.А., Глориозов П.А. Неорганическая химия - 9. М., 1988, стр. 90-93.
3. Книга для чтения по неорганической химии. Ч.2., М., Просвещение, 1975, стр. 284-286
4. Фельдман Ф.Г., Рудзитис Г.Е. Химия.9 класс, М., Просвещение, 1994, стр.97
5. Химия для гуманитариев. Волгоград, 2005, стр. 43-48
III. Представление результатов групповой работы.
Представители групп выступают с сообщениями по своим темам. Для иллюстрации ответов у доски школьники используют образцы из коллекций "Стекло и изделия из стекла", "Строительные материалы", "Сырье для строительной промышленности". Перед началом выступлений они размещают на классной доске составленные схемы и диаграммы, выданные им для анализа.
Порядок представления результатов определяется номерами заданий.
По материалам, представленным на доске, все учащиеся составляют краткий конспект урока.
IV. Обсуждение результатов. Выводы.
Организую краткое обсуждение результатов семинара, и формулируем выводы.
V. Итоги урока. Рефлексивный анализ.
При подведении итогов семинара возвращаюсь к девизу урока. Учащиеся делают вывод о достижении цели урока.
На фоне классической музыки выдаю учащимся карточки рефлексивного анализа, на которых они указывают класс, фамилию, имя, оценивают свою работу на уроке, работу группы и форму организации урока по 5-балльной шкале.
Затем школьники отвечают на вопросы:
1. Что вам особенно понравилось на уроке?
2. В чем польза этого урока для вас?
3. С какими трудностями вы столкнулись на уроке?
Карточка рефлексивного анализа
Класс _____________________
Фамилия, имя ____________________________________________
Свою работу на уроке _____________
Работу группы _______________
Форму организации урока _______________
Кремний является также необходимым микроэлементом. Это было
подтверждено тщательным изучением питания крыс с использованием
различных диет. Крысы заметно прибавили в весе при добавлении
метасиликата натрия (Na 2 (SiO) 3 . 9H 2 O)
в их рацион (50мг на 100г). цыплятам и крысам кремний нужен для роста и
развитие скелета. Недостаток кремния приводит к нарушению структуры
костей и соединительной ткани. Как выяснилось кремний присутствует в
тех участках кости, где происходит активная кальцинация, например в
кости образующих клетках, остеобластах. С возрастом концентрация
кремния в клетках падает.
О том, в каких процессах участвует
кремний в живых системах, известно мало. Там он находится в виде
кремневой кислоты и, наверное, участвует в реакциях сшивки углеродов. У
человека богатейшим источником кремния оказалась гиалуроновая кислота
пуповины. Она содержит 1,53мг свободного и 0,36мг связанного кремния на
один грамм.
Селен
Недостаток селена вызывает гибель клеток мышц и приводит к мускульной, в частности сердечной, недостаточности. Биохимическое изучение этих состояний привело к открытию фермента глутатионпероксидазе, разрушающей пероксиды Недостаток селена ведет к уменьшению концентрации этого фермента, что в свою очередь вызывает окисление липидов. Способность селена предохранять от отравления ртутью хорошо известна. Гораздо менее известен тот факт, что существует корреляция между высоким содержанием селена в рационе и низкой смертностью от рака. Селен входит в рацион человека в количестве 55 – 110мг в год, а концентрация селена в крови составляет 0,09 – 0,29мкг/см 3 . При приёме внутрь селен концентрируется в печени и почках. Ещё один пример защитного действия селена от интоксикации лёгкими металлами является его способность предохранять от отравления соединениями кадмия. Оказалось, что как и в случае с ртутью, селен вынуждает эти токсические ионы связываться с ионными активными центрами, с теми, на которое их токсическое действие не влияет.
Мышьяк
Несмотря на хорошо известные токсические действия мышьяка и его
соединений, имеются достоверные данные согласно которым недостаток
мышьяка приводит к понижению рождаемости и угнетению роста, а
добавление в пищу арсенита натрия привело к увеличению скорости роста у
человека.
Хлор и Бром
Анионы галогенов отличаются от всех тем, что они представляют собой
простые, а не оксо – анионы. Хлор распространён чрезвычайно широко, он
способен проходить сквозь мембрану и играет важную роль в поддержание
осмотического равновесия. Хлор присутствует в виде соляной кислоты в
желудочном соке. Концентрация соляной кислоты в желудочном соке
человека равна 0,4-0,5%.
По поводу роли брома как микроэлемента
существуют некоторые сомнения, хотя достоверно известно его седативное
действие.
Фтор
Кариес зубов изучен достаточно подробно. Он начинается с образования на поверхности зуба пятна. Кислоты, вырабатываемые бактериями, растворяют под пятном зубную эмаль, но, как ни странно, не с её поверхности. Часто верхняя поверхность остаётся неповреждённой до тех пор, пока участки под ней не окажутся полностью разрушенными. Предполагается, что на этой стадии фторид – ион может облегчать образования аппатита. Таким образом совершается реминелизация начавшегося повреждения.
Фтор используют для предотвращения разрушений зубной эмали. Можно вводить фториды в зубную пасту или же непосредственно обрабатывать ими зубы. Концентрация фтора, необходимая для предотвращения кариеса, составляет в питьевой воде около 1мг/л, но уровень потребления зависит не только от этого. Применение высоких концентраций фторидов (более8мг/л) может неблагоприятным образом повлиять на тонкие равновесные процессы образования костной ткани. Чрезмерное поглощение фторидов приводит к фторозу. Фтороз приводит к нарушениям в работе щитовидной железы, угнетению роста и поражению почек. Длительное воздействие фтора на организм прводит к минерализации тела. В итоге деформируются кости, которые даже могут срастись, и происходит кальцификация связок.
Йод
Недостаток йода приводит к возникновению характерных симптомов: слабости, пожелтению кожи, ощущение холода и сухости. Лечение тиреоидными гормонами или йодом устраняет эти симптомы. Недостаток тереоидных гормонов может привести к увеличению щитовидной железы. В редких случаях (отягощение в организме различных соединений, мешающих поглощению йода, например тиоцианата или антитиреоидного агента – гоитрина, имеющегося в различных видах капусты) образуется зоб. Недостаток йода особенно сильно отражается на здоровье детей – они отстают в физическом и умственном развитии. Йод дефицитная диета во время беремености приводит к рождению гипотироидных детей (кретинов).
Избыток гормонов щитовидной железы приводит к истощению, нервозности, тремору, потере веса и повышенной потливости. Это связано с увеличением пероксидазной активности и вследствие этого с увеличением йодирования тиреоглобулинов. Избыток гормонов может быть следствием опухоли щитовидной железы. При лечение используют радиоактивные изотопы йода, легко усваивающиеся клетками щитовидной железы .
Слайд 1Биологическая роль важнейших неметаллов
Слайд 2Распространённость химических элементов в живой и неживой природе существенно различается. Больше 1/2 массы земной коры приходится на кислород, 1/5 - на кремний. В живом организме преобладают 6 элементов-неметаллов: C, H, O, N, P, S - на долю которых приходится 97,4% массы всего организма. Эти элементы называются органогенами.
Слайд 3Живые организмы предпочитают соединения тех элементов, которые способны образовывать достаточно прочные, но в то же время лабильные связи. Именно поэтому органогеном №1 является углерод. Водород и кислород – гораздо менее лабильные атомы, но они образуют устойчивую и уникальную среду существования для соединений остальных элементов – воду – и обеспечивают протекание и кислотно-основных, и окислительно-восстановительных процессов.
Слайд 4Макро- и микроэлементы По своему количественному содержанию в живом веществе химические элементы обычно условно подразделяют на «макро»- и «микро»-элементы. К макроэлементам относят 4 элемента: C, H, O, N, на долю которых приходится 96% массы живого вещества. К микроэлементам относят Ca, P, K, S (в сумме 3%) и I, Cl, Fe, Na, Mg, Cu, Co, Zn (в сумме 1%).
Слайд 5Макро- и микроэлементы выполняют принципиально различные функции в живых организмах. Макроэлементы составляют основу несущих тканей, обеспечивают свойства всей среды организма в целом: поддерживают определенные значения рН; осмотического давления; сохраняют в нужных пределах кислотно-основное равновесие; удерживают в коллоидном состоянии частицы некоторых веществ.
Слайд 6Свойства неметаллов органогенов Кислород Кислород – это элемент, обеспечивающий жизнь на Земле. В атмосфере находится около 20,8% кислорода. Без кислорода невозможны многочисленные и чрезвычайно важные жизненные процессы, в особенности дыхание. В живых организмах кислород расходуется на окисление различных веществ, причем главный процесс – реакция кислорода с атомами водорода с образованием воды, в результате которой выделяется значительное количество энергии.
Слайд 7Углерод Углерод по своему содержанию в организме (21%) и значению для живых организмов – один из важнейших органогенов. Простейшие соединения углерода, например, свободный углерод в виде сажи и его оксид СО, токсичны для человека. Длительный контакт с сажей или угольной пылью вызывает рак кожи. Мельчайшая пыль угля вызывает изменение структуры легких, а значит, нарушает их функции. Углекислый газ СО 2 присутствует в биосфере как продукт продуктов дыхания и окисления.
Слайд 8Водород Водород присутствует в природе в виде воды и многочисленных органических соединений. Вода – главная среда жизнедеятельности организма. Вода обладает высокой удельной теплоемкостью и, вследствие медленного теплообмена с окружающей средой, обеспечивает поддержание постоянной температуры тела. В водной среде за счет буферных систем (карбонатной, фосфатной и гемоглобиновой) поддерживается кислотно-основной баланс организма.
Слайд 9Ткань, орган, био-жидкость Содержание воды, % рН Головной мозг 83 6,8 – 7,4 Спинной мозг 74.8 “ Почки 82 “ Сердце 79 “ Легкие 79 “ Мышцы 75 “ Кожа 72 6,2 – 7,5 Печень 70 6,4 – 7,4 Скелет 46 6,4 – 7,4 Желудочный сок 99,5 0,9 – 1,1 Слюна 99,4 6,35 – 6,85 Плазма крови 92 7,4 Моча 83 4,8 – 7,5 Желчь 75 7,5 – 8,5 Слезная жидкость 99 7.4
Слайд 10Азот Азот присутствует в живых организмах в виде разнообразных органических соединений: аминокислот, пептидов, пуриновых оснований и др., а также в виде свободного N 2, поступающего с вдыхаемым воздухом. Молекулы NO способны проникать в клетки стенок кровеносных сосудов и регулировать кровоток; кроме того, NO контролирует секрецию инсулина, почечную фильтрацию, и др. Вдыхание паров аммиака NH 3 в больших количествах вредно, так как аммиак создает сильнощелочную среду на поверхности слизистых оболочек гортани и легких, что вызывает их раздражение и отек.
Слайд 11Фосфор Фосфор – играет исключительно важную роль в обмене веществ. Более 86% фосфора входит в состав твердых тканей животных. В форме фосфата фосфор является необходимым компонентом аденозинтрифосфорной кислоты (АТФ). Фосфор входит в состав белков, нуклеиновых кислот, нуклеотидов и других биологически активных соединений.
Слайд 12Сера Сера входит в состав сульфгидирильных групп SH белков, а также присутствует в виде сульфатов и сероводорода в желудочно-кишечном тракте. В результате жизнедеятельности человека происходит выброс соединений серы в атмосферу, которые являются наиболее активными загрязнителями воздуха.
Слайд 13Галогены Из галогенов важнейшим биоэлементом является хлор (0,1% по массе). Хлор находится преимущественно во внеклеточной жидкости. Хлорид-ионы принимают участие в формировании буферной системы крови, регулируют осмотическое давление в водно-солевом обмене, способствуют отложению гликогена в печени, поддерживают высокую кислотность в желудке. Недостаток иода вызывает заболевание гипотиреоз, при котором разрастается эндемический зоб. Ионы F - присутствуют в организме в костной и зубной тканях в виде фторапатита.
Слайд 14Некоторые неметаллы (B, As, Se, Si и др.) находятся в организме часто в следовых количествах, тем не менее их роль заметна и существенна. Селен (Se) относительно недавно стали считать жизненно важным элементом. Недостаток проявляется в прекращении роста, некрозе печени, атрофии поджелудочной железы. Мышьяк (As) относится к микроэлементам; в организме человека содержание As колеблется в пределах от 0,008 до 0,02 мг на 100 г ткани. Кремний (Si) относится к микроэлементам. Установлено, что при заболевании туберкулезом и раком выделение кремния почками уменьшается. Попадание соединений кремния в организм вызывает лейкоцитоз, а вдыхание пыли с SiO 2 служит причиной профзаболевания силикоза (склероза ткани легких).
Данный проект осуществляли учащиеся 9-го класса, заинтересовавшиеся ролью неметаллов в жизни человека.
Учебный проект по химии
«Неметаллы в нашей жизни».
Методическое представление:
Введение
Работа над проектом.
Введение
Тема проекта: «Неметаллы в нашей жизни».
Предмет: химия.
Класс: 9-а.
Возраст: 15-16 лет.
Количество учащихся: 4.
Время работы над проектом: около 2 месяцев.
Форма работы: урочно - внеурочная.
Мотивация к работе
Работа над проектом
Презентация проекта
Продукт проекта
Учебный проект по химии
«Неметаллы в нашей жизни».
Методическое представление:
Введение
Методический паспорт учебного проекта
Работа над проектом.
Введение
Метод проектов является одной из составных частей обучения химии. Этот метод наиболее полно отражает два основных принципа коммуникативного подхода к обучению химии: мотивации к учению - в проектной деятельности она всегда положительная - и личный интерес: проект отражает интересы учащихся, их собственный мир. Учащиеся 9-а класса осуществили данный проект в рамках изучения химии.
Методический паспорт учебного проекта
Тема проекта: «Неметаллы в нашей жизни».
Предмет: химия.
Класс: 9-а.
Возраст: 15-16 лет.
Количество учащихся: 4.
Время работы над проектом: около 2 месяцев.
Форма работы: урочно - внеурочная.
Цели образовательные и воспитательные:
Развивать интерес к предмету;
Развивать умение проектировать, работать с информационным текстом, дополнительной литературой, вести поиск нужной информации;
Развивать навыки коммуникативности в ролевом взаимодействии.
Мотивация к работе основывалась на интересе к данной теме.
Тему «Неметаллы» изучали на уроках согласно плану, но только 4 учащихся захотели проработать её более глубоко: Рябинин Андрей, Лазукина Татьяна, Петелина Татьяна, Стрекова Анастасия. Все участники проекта собирали материал, который в виде презентации оформил Рябинин Андрей.
Работа над проектом
1 этап (организационный): выбрав тему своего исследования, учащиеся определили задачи и спланировали свою деятельность. Роль учителя - направляющая на основе мотивации.
2 этап (поисковый и исследовательский): учащиеся собирали информацию по своей теме, готовили наглядное предъявление своих исследований. Роль учителя - наблюдательная, учащиеся в основном работали самостоятельно.
3 этап (предъявление проекта и его продукта). Роль учителя - сотрудничество.
Презентация проекта
Презентация проведена в форме конференции на уроке, где были представлены загадки и тест по неметаллам и сделан вывод о большой роли неметаллов в жизни человека.
Продукт проекта
Участники проекта сделали стенд, на котором представили экспонаты, содержащие те или иные неметаллы, используемые в нашей жизни.
Просмотр содержимого документа
«учебный проект "неметаллы в нашей жизни"»

Неметаллы
Твёрдые
Газообразные
Жидкие
Cl 2
H 2

Неметаллы - это химические элементы, которые могут проявлять свойства как окислителя (принимают электроны), так и восстановителя (отдают электроны).
НеМ – элементы с высокой ОЭО (2 - 4)
Исключения: фтор – только окислитель,
инертные газы – могут только отдавать электроны.
Гелий, неон и аргон – соединений не образуют.

Элементы в неживой природе
Кислород
Кремний
Алюминий
Железо
Кальций
Натрий
Калий
Магний
Водород
Остальные

Нахождение в природе
Самородные элементы
Азот и кислород, инертные газы в составе воздуха
Сера
Графит С
Алмаз С

Нахождение в природе
← Апатиты Р
Галит NaCl →
← FeS 2 пирит
Кварц
SiO 2 →

5 B
6 C
14 Si
7 N
1 H
15 P
8 O
9 F
16 S
33 As
2 He
10 Ne
17 Cl
34 Se
35 Br
52 Te
18 Ar
53 I
36 Kr
54 Xe
85 At
86 Rn

Основные неметаллы.
В свободном виде могут быть газообразные неметаллические простые вещества - фтор, хлор, кислород, азот, водород, твёрдые - йод, астат, сера, селен, теллур, фосфор, мышьяк, углерод, кремний, бор. При комнатной температуре в жидком состоянии существует бром.
Мы рассмотрим лишь несколько

это газ зеленого цвета
Применение хлора.
Простое вещество хлор при нормальных условиях - ядовитый газ желтовато-зелёного цвета, с резким запахом. Молекула хлора двухатомная (формула Cl2).
Хлор очень активен - он непосредственно соединяется почти со всеми элементами периодической системы. Поэтому в природе он встречается только в виде соединений в составе минералов.

Применение
1. В производстве поливинилхлорида, пластикатов, синтетического каучука, из которых изготавливают:
- изоляцию для проводов, оконный профиль, упаковочные материалы, одежду и обувь, линолеум и грампластинки, лаки, аппаратуру и пенопласты, игрушки, детали приборов, строительные материалы.
2. Отбеливающие свойства хлора известны с давних времен, хотя не сам хлор «отбеливает», а атомарный кислород, который образуется при распаде хлорноватистой кислоты.
3. Производство хлорорганических инсектицидов - веществ, убивающих вредных для посевов насекомых, но безопасные для растений. На получение средств защиты растений расходуется значительная часть производимого хлора.
4. Использовался как боевое отравляющее вещество, а также для производства других боевых отравляющих веществ: иприт, фосген.

5. Для обеззараживания воды - « хлорирования ». Наиболее распространённый способ обеззараживания питьевой воды; основан на способности свободного хлора и его соединений угнетать ферментные системы микроорганизмов, катализирующие окислительно-восстановительные процессы.
- В части долговечности при взаимодействии с хлорированной водой положительные результаты демонстрируют медные водопроводные трубы.
6. В пищевой промышленности зарегистрирован в качестве пищевой добавки E925 .
7. В химическом производстве соляной кислоты, хлорной извести, бертолетовой соли, хлоридов металлов, ядов, лекарств, удобрений.
8. В металлургии для производства чистых металлов: титана, олова, тантала, ниобия.
9. Как индикатор солнечных нейтрино в хлор-аргонных детекторах.

Оконный профиль, изготовленный
Основным компонентом
отбеливателей является
Лабарракова вода (гипохлорит натрия).

Многие развитые страны стремятся ограничить использование хлора в быту, в том числе потому, что при сжигании хлорсодержащего мусора образуется значительное количество диоксинов.
Биологическая роль хлора.
В организме человека и животных хлор содержится в основном в межклеточных жидкостях (в том числе в крови) и играет важную роль в регуляции осмотических процессов, а также в процессах, связанных с работой нервных клеток.

это светло-желтое хрупкое твердое вещество, в чистом виде без запаха.
Сера существенно отличается от кислорода способностью образовывать устойчивые цепочки и циклы из атомов серы. Это кристаллическая сера - хрупкое вещество жёлтого цвета.



Применение серы.
Серу применяют для производства серной кислоты, вулканизации каучука, как фунгицид в сельском хозяйстве и как сера коллоидная - лекарственный препарат. Также сера в составе серобитумных композиций применяется для получения сероасфальта.
Сера, необходимый
для организма макроэлемент, является
обязательным условием для здоровых кожи,
волос и ногтей, за что ее часто называют
"минералом красоты" .

А еще сера…
- участвует в формировании хрящевой и костных тканей, улучшает работу суставов и связок;
- влияет на состояние кожи, волос и ногтей (входит в состав коллагена, кератина и меланина);
- укрепляет мышечную ткань (особенно в период активного роста у детей и подростков);
- участвует в образовании некоторых витаминов и усиливает эффективность витамина В1, биотина, витамина В5;
- оказывает ранозаживляющий и противовоспалительный эффект;
- уменьшает суставные, мышечные боли и судороги;
- способствует нейтрализации и вымыванию шлаков и токсинов из организма;
- стабилизирует уровень сахара в крови;
- помогает печени выделять желчь;
- повышает устойчивость к радиоизлучению!

суточная потребность взрослого здорового человека в сере составляет 4-6 г.
Источники серы:
Растительные:
Капуста, лук, спаржа, хрен, крыжовник, виноград, яблоки, чеснок;
Злаки:
Крупы, бобовые, хлебобулочные изделия.
Животные: - постная говядина; - рыба; - куриные яйца; - молоко и молочные изделия.




Газы – неметаллы – двухатомные молекулы



Твёрдое вещество – Неметалл- йод
Спиртовой раствор йода

Бром
При растворении брома в воде
получается бромная вода


Соединения неметаллов .
1) Оксиды – только кислотные
SO 3 , SO 2 , CO 2 и другие.
(кроме NO и CO –безразличные)
2) Гидроксиды – только кислоты
H 2 SO 4 , H 2 SO 3 ,H 2 CO 3 и другие
Образуют летучие соединения с водородом HCl, NH 3

Строение атомов НеМе
1. Элементы расположены в главных подгруппах III –VIII групп (А).
2. На последнем уровне 3 – 7(8) электронов.
3. Радиус атома уменьшается
4. Неметаллические свойства
В периоде – увеличиваются
В группе - уменьшаются

Строение НеМе
5. Высокая электроотрицательность.
6. Принимают электроны и отдают.
7. НеМе → кислотный оксид→кислота
8. Летучие водородные соединения
(кислоты, основания и безразличные)


Аллотропия углерода
Алмаз

Аллотропия углерода

Аллотропия фосфора

Аллотропия серы. Кристаллическая, пластическая и моноклинная

Аллотропия кислорода
Кислород

Заключение
ЗАГАДКИ О НЕМЕТАЛАХ

1.Гость из космоса пришел, в воздухе приют себе нашел.
2.В доме выше всех живем, вдвоем тепло и свет даем.
3.Он безжизненным зовется, но жизнь без него не создается.
4.Красив в кристаллах и парах, на детей наводит страх.
5.Из горы кусочек вынули, в деревянный ствол задвинули.
6.Гордиться уголек невзрачный негорючим братом, и братом прозрачным.
7.Прокаленный уголек дышать пожарнику помог.
8.Белый воздуха боится, покраснел чтоб сохраниться.
9.Хоть многие вещества превращает в яд, в химии она достойна всяческих наград.
10.Какой газ утверждает, что он – это не он?
11.Какие химические элементы утверждают, что могут другие вещества рождать?
12.Какой неметалл является лесом?

Итак, проверим ваши знания по химии:
1.Водород.
2.Водород и гелий.
5.Графит в карандаше.
6.Алмаз, графит.
7.Активированный уголь.
8.Белый и красный фосфор.
11.Водород, кислород.