Цель: Познакомить детей с «Международным днем родного языка» ..
Задачи:
- дать понятие, что такое родной язык и почему его называют родным;
- развивать у детей любознательность и интерес к языкам;
- воспитать уважение и любовь к родному языку, а также к другим языкам.
Предварительная работа: за 1 неделю до проведения занятия каждому ребенку и его семье раздать по 1 листку цветной бумаги 10x10 см. Предложить всей семьей вместе подумать о том, какие есть добрые и хорошие слова. Написать эти слова на родном языке и выучить их с ребенком.
Ход занятия
Воспитатель: Я сегодня вам принесла очень важный и нужный предмет
Что это?
Дети: Глобус.
Воспитатель: А что такое глобус?
Дети: маленькая модель земного шара.
Воспитатель: Глобус окрашен разными цветами. Какой цвет что означает?
Дети: голубой – моря и океаны, зеленый – леса и равнины, желтый, коричневый – горы и пустыни.
Воспитатель: На глобусе мы можем увидеть все страны.
Ребята, в какой стране мы живём?, в каком городе?
на каком языке мы с вами говорим?
А на каком языке говорят:
украинцы - украинском.
белорусы - белорусском.
поляки - польском.
немцы - немецком, и т.д.
В целом мире насчитывается от 3 до 5 тысяч разных языков. Среди них так называемые мировые языки – русский, английский, французский, немецкий, испанский.
Сегодня мы будем говорить о Международный день родного языка языке. Неслучайно, ведь 21 февраля – Международный день родного языка! Обычно первый язык, на котором учится говорить человек - родной язык. В мире много языков у каждого народа – свой. На нем говорят, пишут письма, стихи, поют песни. Это – родной язык. Нас учили говорить на нём родные люди, на нём мы думаем. Правильно говорить и писать на родном языке значит уметь размышлять и выражать свои мысли. Поэтому родной язык надо знать и беречь.
В нашей группе есть дети, у который родной язык
Как он велик и необъятен,
Язык мой русский! Он родной,
Со всех сторон он мне приятен.
Он так могуч, такой живой!
О, как чудны его творенья,
Правописанье, говоренье!
Я с ним, как с воздухом, живу.
Без языка родного, мудрого
Ни дня прожить я не могу!
Со мной он всюду и везде,
Поможет в счастье и в беде.
Мой русский, мой родной язык,
Ты необъятен и велик!
Нет на свете Родины красивей –
Боевой страны богатырей.
Вот она, по имени Россия,
От морей простерлась до морей.
Кремлевские звезды
Над нами горят,
Повсюду доходит их свет!
Хорошая Родина есть у ребят,
И лучше той Родины
Загадки:
Воспитатель: Ребята, а загадки вы знаете?
- Всегда во рту, а не проглотишь.
- Хоть не шляпа, а с полями,
не цветок, а с корешком,
разговаривает с нами
всем понятным языком.
(книга)
3. Здесь родился, живешь,
Уезжаешь - скучаешь,
Как зовут это место, знаешь?
Игра «Подбери слово»
российский… (герб, флаг, дом, гимн)
русский… (народ, язык, холод. мороз, дом, дух,)
Антонимы - слова с противоположным значением. Сегодня вы научитесь сами составлять пары слов:
Игра «Слова наоборот»
холодно - тепло: широкий- узкий, толстый - худой, горячий -холодный,
громкий – тихий день-ночь. хорошо - плохо.
длинный - короткий и т.д.
Воспитатель: Богат и красив наш русский язык, сколько в нём слов, с помощью которых мы можем составлять рассказы, придумывать сказки, сочинять стихи и просто общаться.
Игра на русском языке: «Заря»
Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих - заря - ходит сзади с лентой и говорит:
Заря-зарница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила,
Ключи золотые,
Ленты голубыею
С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится зарей. Игра повторяется
«Пословицы и поговорки»
Назовите пословицы и поговорки, в которых речь идёт о языке.
Язык острее бритвы.
Язык до Киева доведёт.
Языком не спеши – спеши делом.
Слушай больше, а говори меньше.
Вот и подошёл к концу наш праздник, посвящённый Международному дню родного языка. Любите русский язык! В нём наше прошлое, настоящее и будущее!
«Теміртау қаласы әкімдігі Темиртау қаласының білім беру бөлімінің
№ 21 «Самал» балабақшасы» Мемлекеттік коммуналдық қазыналық кәсіпорыны
Государственное коммунальное казенное предприятие «Детский сад № 21 «Самал»
акимата города Темиртау отдела образования города Темиртау»
Тақырыптық сабақ:
«Тіл – достықтың алтын көпірі»
(ересек топтар)
Тема тическое занятие:
«Язык народа – язык дружбы»
(старшие группы №1 «Балапан», №5 «Бә йшешек»)
Подготовила:
учитель русского языка
Алматаева А.Б.
Темиртау 2017
Тема: «Язык народа – язык дружбы»
Цель: познакомить детей с языками народов, воспитывать дружественные отношения среди различных национальностей.
Задачи:
1. Закреплять знания о Дне языков народа Казахстана; упражнять в подборе синонимов, антонимов, толковании слов, понимании переносного смысла пословиц, разгадывании загадок, в умении ориентироваться на карте.
2. Развивать монологическую речь, совершенствовать навыки диалогической речи; умение слушать и отвечать на вопросы.
3. Воспитывать любовь к своей стране, казахскому языку, русскому языку и другим языкам народа Казахстана.
Ход занятия:
1. Прослушивание гимна Республики Казахстан. Вступительное слово.
22 сентября ежегодно отмечается «День языков народов Казахстана». Наш Президент Нурсултан Назарбаев выступает за знание нескольких языков. И сегодня наше занятие мы посвящаем теме: «Язык народа – язык дружбы».
Послушайте пословицы на казахском и русском языках:
«Тіл – достық көпірі», «Язык – мост дружбы».
Как вы их понимаете?
2. Назовите пословицы и поговорки, в которых речь идёт о языке.
Язык острее бритвы.
Язык без костей, что хочет, то и лопочет.
Язык мой – враг мой.
Языком не спеши – спеши делом.
Слушай больше, а говори меньше.
3. Беседа: Язык существует на планете столько, сколько живут люди. История не знает ни одного человеческого коллектива, который бы не пользовался языком. И это понятно, человек существует в обществе. Он постоянно связан с другими людьми. И общаются люди при помощи языка – передают свои мысли, желания, чувства.
А какие языки вы уже знаете, и с какими сталкивались? Казахстан – многонациональное государство. Все народы, населяющие его, равноправны, так как наш президент Назарбаев проводит такую национальную политику, что все народы имеют полное право развивать свой язык и национальную культуру.
Знакомство с Законом Республики Казахстан «О языках в Республике Казахстан».
Показывает карту Казахстана, дети внимательно рассматривают ее.Исторически так сложилось, что на территории Казахстана действует и развивается более 100 языков, но государственным языком является казахский язык.
Ана тілім-ардағым.
Ана тілім, Ана сүті-жүрегім,
Қадір тұтып оны әркез жүремін.
Бойымдағы өнерімді аздаған,
Өз тілімнің қасиеті деп білімін.
Ана тілім-ең асылым, ардағым,
Ана тілім-бар байлығым, бар бағым
Халқым үшін арнасам ән-жырымды,
Ана тілі-өз тілімді арнадым.
Родной язык!
Он с детства мне знаком,
На нем впервые я сказала «мама»,
На нем клялась я в верности упрямой,
И каждый вздох понятен мне на нем.
Родной язык!
Он дорог мне, он мой.
На нем ветра в предгорьях наших свищут,
На нем впервые довелось услышать
Мне лепет птиц зеленою весною.
Русский язык – один из мировых языков. Его изучает, знает почти все население Казахстана. Знание русского языка сближает народы нашей независимой республики, укрепляет дружбу с народами других республик и зарубежных стран.
Наряду с казахским и русским языками в Казахстане свободно развиваются и все другие национальные языки. Работают национальные культурные центры, имеются школы и классы на уйгурском, корейском, татарском, немецком, польском, турецком и других языках.
4. Игра «Наоборот»
Я буду говорить вам различные слова, а вы должны назвать слово, противоположное по смыслу, например: большой - маленький. (Слова: широкий, толстый, горячий, длинный, высокий, громкий и др.)
5. Учитель предлагает послушать запись песни «Солнечный круг» на казахском, русском и английском языках, для того, чтобы дети на слух разобрали отличие языков друг от друга.
6. Отгадайте загадку:
Алый шёлковый платочек, яркий сарафан,
Упирается рука в деревянные бока,
А внутри секреты есть, может 3, а может 6,
Разрумянилась немножко,
Это русская… (матрёшка)
Как вы думаете, почему загадка именно про матрёшку? (матрёшка - русский народный сувенир)
Итог: Итак, ребята, каждый язык – это целый мир. Язык – это живая душа народа, его радость, боль, память, сокровище. Нет такого языка, который бы не заслуживал уважения.Без языка не живет народ, без языка не существует нация. Я предлагаю встать под единый шанырак всем детям и вместе пропеть песни на казахском и на русском языках, таким образом мы еще больше скрепим дружбу разных национальностей. И в конце занятия хочется пожелать всем мира во всем мире!
Задачи:
- закреплять знания о Международном дне родного языка;
- развивать смысловую сторону речи через закрепление антонимов, синонимов, многозначных слов, учить объяснять смысл крылатых выражений;
- развивать творческие способности через приобщение к декоративно-прикладному искусству;
- воспитывать любовь к своей стране, русскому языку;
- воспитывать умение договариваться в процессе выполнения коллективной работы.
Области интегрирования:
Художественное творчество;
Познание;
Коммуникация;
Чтение художественной литературы;
Социализация
Участники: дети старшего возраста 5-6 лет, воспитатель, муз.руководитель
Место проведения : музыкальный зал
Предварительная работа : беседы о Родине, о родном языке, дидактические игры: «Скажи наоборот», «Слова-друзья», «Многозначные слова», рассматривание иллюстраций русской национальной одежды, русских сувениров; чтение русских народных сказок, знакомство с пословицами и поговорками о родном языке, русские народные подвижные игры, слушание русских народных песен, разучивание стихов о крылатых выражениях.
Оборудование и материал : эмблемы «Умники» и «Знайки», картинки с многозначными словами, картинка с изображением реки, силуэты матрёшек и детали для их украшения, клей, презентация «Крылатые выражения», магнитофон, мультимедийный проектор, экран, медали.
Дети с воспитателем входят в музыкальный зал, рассаживаются на скамейках.
Инсценировка: стук в дверь, входят три мальчика.
1 мальчик: Не сердитесь!
2 мальчик: Не обижайтесь!
3 мальчик: Не злитесь!
Воспитатель: Где вы были?
1 мальчик: Недалеко!
2 мальчик: Близко!
3 мальчик: Рядом!
Воспитатель: Присаживайтесь. Как-то вы странно отвечали, говорите об одном и том же, но по-разному. Ребята, а вы узнали, что это за слова? (слова – друзья)
Почему их так называют? (Они обозначают одно и то же, хоть звучат и пишутся по-разному)
Когда мы используем в своей речи слова-друзья, наша речь становится точной, яркой, выразительной, интересной. А что нам помогает общаться? (язык)
21 февраля каждый год в стране отмечается Международный день родного языка. В мире существует очень много языков. Ещё когда вы только родились и были совсем крохами, ваши мамочки напевали вам колыбельные песни на вашем родном языке. А как вы понимаете, что такое родной язык? (тот, на котором мы разговариваем). А на каком языке мы разговариваем? (на русском)
Богат и красив наш русский язык. В нём столько слов, с помощью которых мы можем составлять рассказы, сочинять стихи и просто общаться! Любите свою Родину, свой язык, свой народ! Послушайте стихотворение Платона Воронько «Журавель»
Жура-жура-журавель,
Облетел ты сто морей,
Облетел, обходил,
Крылья, ноги натрудил.
Мы спросили журавля:
«Где же лучшая земля?»
Отвечал он, пролетая:
«Лучше нет родного края!»
Воспитатель: Ребята, назовите наш родной край. (Тверской край) А в какой стране мы живём? (В России) Как называют жителей нашей страны? (Россияне)
Всю неделю мы с вами говорили о родном языке, вы многое узнали, и сейчас мы проведём викторину «В мире слов», где и проверим ваши знания.
И так, в викторине принимают участие 2 команды: «Знайки» и «Умники»
«Приветствие команд»
Капитаны, представьте, пожалуйста, нам свои команды.
«Знайки» «Умники»
Мы команда «Знайки» - Мы – «Умники», друзья,
Знайки – не зазнайки, Нам проиграть никак нельзя!
Соперникам мы шлём привет! И с вами мы сразимся,
И от души желаем – Так просто не сдадимся!
Знать правильный ответ!
Наш девиз: Наш девиз:
«Знание – это сила!» «Один ум хорошо, а много - лучше!»
1 задание. «Разминка» - зарядка для ума. Отвечать быстро.
Для команды «Знайки» Для команды «Умники»
Назовите:
Русская национальная мужская одежда - русская национальная женская одежда
Русская еда - русские народные сказки
Русские народные игры - русские народные песни
Раз мы вспомнили русские народные песни, давайте станцуем хоровод «Ой, то не вечер»
Хоровод: «Ой, то не вечер»
2 задание Игра «Слова – друзья»
Воспитатель показывает картинку с изображение реки, дети должны назвать слова, близкие по смыслу (синонимы).
Река бежит (бурлит, журчит, шумит, клокочет, грохочет, течёт, несётся, плывёт, льётся)
3 задание. «Пословицы и поговорки»
Назовите пословицы и поговорки, в которых речь идёт о языке.
Язык острее бритвы.
Язык до Киева доведёт.
Язык без костей, что хочет, то и лопочет.
Язык мой - враг мой.
Языком не спеши – спеши делом.
Слушай больше, а говори меньше.
4 задание. Игра «Многозначные слова»
На полу по кругу разложены картинки, дети встают в круг, бегут под музыку, как музыка заканчивается – берут картинку, находят свою пару и объясняют свой выбор. (Например, коса – прическа у девочки, коса – косить траву).
5 задание. Игра «Наоборот»
Я буду говорить вам различные слова, а вы должны назвать слово, противоположное по смыслу, например: большой - маленький. (Слова: широкий, толстый, горячий, длинный, высокий, громкий и др.)
6 задание. «Крылатые выражения»
А сейчас я приглашаю вас в видеозал.
Идёт просмотр презентации, во время которой дети читают стихи, объясняют смысл крылатых выражений.
7 задание. «Украшение матрёшки»
Отгадайте загадку:
Алый шёлковый платочек, яркий сарафан,
Упирается рука в деревянные бока,
А внутри секреты есть, может 3, а может 6,
Разрумянилась немножко,
Это русская… (матрёшка)
Для вас задание: Кто дружнее, быстрее и аккуратнее украсит матрёшку, у какой команды будет составлен красивый узор.
Работа детей (в это время звучит русская народная мелодия).
Оценка работ.
Как вы думаете, почему сегодня мы украшали именно матрёшку? (матрёшка - русский народный сувенир, её очень любят покупать гости нашей страны)
Подарим эти красивые матрёшки малышам?
Итог: - Ребята, сегодня вы показали хорошие знания о родном языке. В награду за активное участие я вручаю вам медали.
Разделы: Работа с дошкольниками
Ребёнок начинает общаться и взаимодействовать с самого раннего детства. И уже к моменту поступления в школу обладает неким набором коммуникативных и речевых возможностей, а именно: общение со сверстниками и взрослыми, владение выразительными средствами (речь, мимика, жесты), умение сотрудничать, слушать, слышать и видеть собеседника.
Педагоги должны создать все условия для формирования коммуникации по типу “ученик-ученик” и “ученик - учитель”. Это является основой для решения учебных задач, для возможности определения зоны ближайшего развития каждого обучающегося, и построения своей работы с учетом этих особенностей. У дошкольников – игра, у школьников – главным смыслом их жизни является учение, а умение учиться должны сформировать мы – педагоги. Всех детей: и больших, и маленьких нельзя отделять от игры вообще, так как благодаря игре происходит развитие способностей эмоционально реагировать, моделировать и проживать жизненные ситуации, прогнозировать, самоопределяться, а в дальнейшем закреплять полученные качественные умения, знания, навыки, которые будут необходимы для выполнения профессиональных, социальных и других функций. Так же в игре происходит непосредственное общение, а значит, появляется возможность почувствовать себя личностью, проявить и развить свое субъективное мнение, свою уникальность. Соблюдая данные условия, у детей проявятся способности к самостоятельному присвоению новых знаний, социального опыта, достижению умений. Они смогут самостоятельно включаться в подготовку и организацию образовательного процесса. А это, значит, что у них появится новая компетенция - умение и желание учиться, самосовершенствоваться. Следовательно, дети будут действовать в условиях коммуникации: выбирать, планировать, контролировать партнёра и себя, использовать речь для регуляции чувств и мыслей, сумеют договариваться, приходить к общему решению, учитывая разные мнения, научатся формулировать собственное, отстаивать позицию, а это означает, что будут развиваться их коммуникативные компетенции.
Л.С. Выготский писал, что общение - это взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. С.Л. Рубинштейн считал, что общение есть взаимодействие людей, вступающих в него как субъекты. При этом для общения необходимы, по крайней мере, два человека, каждый из которых выступает именно как субъект. Общение есть не просто действие, а именно взаимодействие - оно осуществляется между участниками, каждый из которых равно является носителем активности и предполагает ее в своих партнерах. М.И. Лисина в своих работах называет общение взаимодействием двух или более людей, которое направленно на координацию и объединение их усилий с целью согласования контактов и эффективного получения общего результата. Коммуникация непосредственно связана с деятельностью и может рассматриваться как особый вид деятельности. Общение – взаимосвязь людей, в ходе которого они обмениваются разнообразной информацией с целью налаживания отношений и объединения усилий для достижения общего результата. Педагоги должны научить детей взаимодействовать, а проще всего это сделать с помощью игровой деятельности, которую необходимо включать в образовательную.
Игра - один из инструментов воспитания и образования детей, который имеется в руках педагогов. Именно в ней проявляются и развиваются разные стороны жизни ребенка, удовлетворяются многие его интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер. Значит, игровая деятельность является средством формирования коммуникативных компетенций.
В.А. Сухомлинский писал, что “игра для ребенка – это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без них нет, и не может быть полноценного умственного развития. “Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности”. А также В. А. Сухомлинский считал, что “духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества”. А процесс обучения и воспитания помогает развивать гармоничную личность учеников, способную к активной познавательной и жизненной позиции, творчеству, самостоятельности. Это обязательное условие, которое необходимо учитывать учителям в своей работе. Для педагогов игра должна стать: методом, средством, формой, действием и правилом проведения образовательно - воспитательной работы, как на уроках, так и вне урока.
Задачи:
- закреплять знания о Международном дне родного языка;
- активизировать и развивать речь через закрепление антонимов, синонимов, многозначных слов;
- развивать творческие способности;
- воспитывать любовь к своей стране, русскому языку;
- воспитывать умение договариваться в процессе выполнения коллективной работы.
Области интегрирования:
- художественное творчество;
- познание;
- коммуникация;
- социализация
Участники : дети старшего возраста, воспитатель
Предварительная работа: беседы о Родине, о родном языке, дидактические игры: “Слова-друзья”, “Скажи наоборот”, “Скажи ласково”, рассматривание иллюстраций русской национальной одежды, сувениров; чтение русских народных сказок, пословиц, поговорок о родном языке, разучивание русских народны игр, слушание русских народных песен, разучивание стихов.
Оборудование и материал: фотоматериалы , иллюстрации о родном крае, картинки со словами, силуэты матрёшек, карандаши, мяч.
Ход занятия
Как называется страна, в которой мы живем? Как называется город? Как называют жителей? На каком языке разговаривают жители нашего города? Свой язык, свой народ, свою Родину нужно любить! 21 февраля в странах мира отмечается Международный день родного языка.
А что нам помогает общаться? - На каком языке разговариваем мы?
Как вы понимаете, что такое родной язык?
Русский язык богат и необычайно красив. В нем есть много слов, красивых оборотов, крылатых выражений, с помощью которых мы придумываем рассказы, сочиняем сказки, стихи и общаемся друг с другом.
Викторина.
Две команды “Умники” и “Умницы”.
“Умницы” “Умники”
1. Разминка
Назовите:
- русская еда
- русские народные сказки
- национальная мужская одежда
- национальная женская одежда
- русские народные игры
- русские народные песни
Динамическая пауза хоровод “Во поле береза...”
2. Игра “Слова – друзья” - назвать слова, близкие по смыслу:
- Недалеко - близко
- Невысоко - низко
- Сердито - зло
- Течет - льется
- Шумит - кричит
- Говорит – лопочет
3. “Доскажи пословицу”
- Язык до Киева...доведёт.
- Язык без костей, что хочет, то и....лопочет.
- Язык мой - враг....мой.
- Языком не спеши – спеши...делом.
4. “Многозначные слова” - найти пару и объяснить свой выбор
коса – прическа у девочки, коса – косить траву, ключ - от двери, ключ-родник, лук-растение, лук-оружие, набор-инструменты, набор - конфеты, побег-убежать, побег-молодая поросль, норка-животное, норка- углубление в земле, кисть - часть руки, кисть –рисование, ласка-нежность, ласка-зверек.
5. Игра “Скажи наоборот”
Большой – маленький (широкий, толстый, горячий, длинный, высокий, громкий, быстрый, черный, узкий)
6. Игра хоровод “Положу в кузов – ОК”
“Положу я в кузовок: сахар – ОК, гриб – ОК, пирож - ОК, сыр-ОК, свитер-ОК, цвет-ОК, короб-ОК,...”
7. Игра с мячом “Какой-какая-какое” (игра с мячом).
- солнце - яркое,
- река - быстрая,
- ветер - холодный.
8. “Украшение матрёшки”
Загадка:
Алый шёлковый платочек, яркий сарафан,
Упирается рука в деревянные бока,
А внутри секреты есть, может 3, а может 6,
Разрумянилась немножко,
Это русская... (матрёшка)
Быстро и аккуратно украсить матрёшку.
Оценка работ. Итог.
На прогулке или во второй половине дня проводятся русские народные игры: “Золотые ворота”, “У медведя во бору”, “Горелки”, Перетяжка”, (перетягивание палки или каната), “Жмурки”.
Выполнила:
воспитатель МБДОУ №6
Кошехабльского района
Республики Адыгея
Репешевская Алла Михайловна
Досуг «День родного языка»
(конспект занятия)
Материалы и оборудование . Для оформления зала : флаги России и Адыгеи, плакаты с русским и адыгейским национальными орнаментами, воздушные шары. Для ведения праздника : русский и адыгейский народные костюмы для ведущих, ободки на голову девочкам-буковкам, шапка для Грамотея, детские костюмы для «Танца игрушек»
Ход праздника.
Ведущий. Дорогие гости, мы рады приветствовать вас в нашем детском саду на празднике «День родного языка».
Под музыку «Родина моя» (муз. Д. Тухманова, сл.Р.Рождественского) дети заходят в зал, хлопая в ладоши, поднятыми над головой руками, проходят по кругу, останавливаются у своих мест.
Ведущий. Давайте поприветствуем наших гостей.
(Дети здороваются и садятся)
День родного языка – праздник, который начали отмечать не так давно. Когда человек рождается, мама его нянчит, растит, укладывает спать и поет колыбельную. Вот почему маленький человечек растет как с любовью к своей маме, так и с любовью к своему языку.
Республика Адыгея названа именем адыгского народа, так как адыги жили в этих местах с глубокой древности. Этот прекрасный и богатый по своей природе уголок Земли стал родиной для многих людей: русских, армян, греков, татар и других. Все они знают русский язык и говорят на нем. Но вокруг нас звучит и адыгейская речь. На этом языке говорят твои соседи, твои друзья, друзья твоих родителей, потому что это их родной язык. И вы конечно бы хотели понимать его, или даже разговаривать на нем.
А сейчас я слышу какой-то шум. Давайте узнаем, в чём дело?
(Ведущий выводит двух девочек-буковок)
Это спорят две буковки. Поздоровайтесь со всеми и объясните, почему вы спорите?
1-я буква. Я буква из букваря, а она говорит. Что она тоже из букваря, но у нас нет такой буквы.
2-я буква. Да, я из букваря, но и тебя я не знаю.
Ведущий. Не спорьте. Ты буковка русского алфавита, а ты буква адыгейского алфавита. Мы рады видеть на празднике вас обеих. И буква из адыгейского букваря оказалась здесь не случайно. В этом году мы знакомились с культурой адыгейского народа, мы видели адыгейские национальные костюмы, блюда адыгской кухни, народные инструменты, ходили в школьный музей С.У. Вороковой. Нас познакомили с музыкальными инструментами: трещотки (слушаем его звучание) и доул (слушаем его звучание). Скажите а какой продукт из молока известен по всему миру? (адыгейский сыр). А ещё вспомните, как называется женский национальный костюм? (сае). Буковка, может быть, ты расскажешь нам ещё, что-нибудь интересное?
2-я буква. Да расскажу. В этом мне помогут мои друзья.
Ведущий. Приглашай их скорее. Ребята, встречайте наших друзей
(Звучит адыгейская народная музыка.)
Гостья. Здравствуйте! Я рада нашей встрече. Мы получили ваше приглашение и приехали к вам на праздник. Нам интересно познакомиться с вашей культурой и вашим языком. А сейчас я расскажу о нашем языке. Он древний, звучный, немного резкий, но своеобразный и красивый. Моя дочка Лана, которая приехала на праздник вместе со мной, прочитает стихотворение на адыгейском языке, и вы услышите его звучание.
(Лана читает стихотворение)
Гостья . Танцы - своеобразный язык народа. В них мы как бы разговариваем особым образом. Посмотрите наш танец.
(Лана исполняет под адыгейскую мелодию национальный танец)
Гостья. Приглашаю всех желающих танцевать с нами.
(Дети встают врассыпную, повторяют движения национального танца, которые им показывает Лана)
Гостья. Хочется познакомить вас с нашими народными играми. Игры передают характер народа: смелый, независимый, ловкий. Кто хочет поучаствовать в игре «ОС I АШК I » (Метание снежков)?
Ведущий. Дорогие гости, мы приготовили для вас сюрприз. Наши дети расскажут стихотворение известного адыгейского поэта Исхака Машбаша «Адыги».
Гостья. Спасибо за ваш подарок.
Ведущий. А теперь я приглашаю буковку из русского букваря познакомить нас со своими друзьями.
(Под русскую мелодию появляются Василиса, Грамотей и буковка из русского букваря, проходят по залу)
Василиса. Здравствуйте, дорогие гости! В день родного языка хочется напомнить, как певуч, богат и разнообразен русский язык. А знакомиться с русским языком, мы начинаем со сказок. Вот я и расскажу вам русскую народную сказку «Каша из топора».
(Рассказ сказки сопровождается её инсценировкой детьми)
Василиса. А теперь приглашаю поиграть в русскую народную игру «Тетёра»
(Проводится игра под русскую народную мелодию с приглашением гостей)
Василиса . А теперь слово нашему гостю Грамотею.
Грамотей . Хочу вам напомнить, что русский язык богат, красив и разнообразен. Сейчас я проверю ваши знания русского языка. Послушайте моё задание.
(Грамотей предлагает выполнить свои задания: «Назови слова-друзья» и «Вспомни пословицы о дружбе и доброте»)
Василиса. Мы видели чудесные изделия, созданные адыгскими мастерами. Теперь посмотрите на изделия русских умельцев. (Показ презентации)
(Танец игрушек под русскую народную мелодию)
Грамотей . Что за праздник языка без стихов? А мы их ещё не слышали.
(Дети читают стихи о России)
Гостья. Нам очень понравился сегодняшний праздник. На прощанье дарим вам песню о России.
(Дети исполняют песню «Моя Россия» муз. Г. Струве, сл.Н. Соловьёва)
Грамотей . Пусть люди празднуют года, века
Международный день родного языка
Цените же язык чудесный свой!
Родную речь любите, уважайте,
И никогда её не засоряйте.
Под музыку «Родина моя» дети покидают зал, проходя по кругу.