Конспект тематического досуга в старшей группе на тему: «Международный день родного языка. Конспект занятия в старшей группе "день родного языка" Международный день родного языка в старшей группе

Конспект тематического досуга в старшей группе на тему: «Международный день родного языка. Конспект занятия в старшей группе "день родного языка" Международный день родного языка в старшей группе

07.06.2020

Цель: Познакомить детей с «Международным днем родного языка» ..

Задачи:

  • дать понятие, что такое родной язык и почему его называют родным;
  • развивать у детей любознательность и интерес к языкам;
  • воспитать уважение и любовь к родному языку, а также к другим языкам.

Предварительная работа: за 1 неделю до проведения занятия каждому ребенку и его семье раздать по 1 листку цветной бумаги 10x10 см. Предложить всей семьей вместе подумать о том, какие есть добрые и хорошие слова. Написать эти слова на родном языке и выучить их с ребенком.

Ход занятия

Воспитатель: Я сегодня вам принесла очень важный и нужный предмет

Что это?

Дети: Глобус.

Воспитатель: А что такое глобус?

Дети: маленькая модель земного шара.

Воспитатель: Глобус окрашен разными цветами. Какой цвет что означает?

Дети: голубой – моря и океаны, зеленый – леса и равнины, желтый, коричневый – горы и пустыни.

Воспитатель: На глобусе мы можем увидеть все страны.

Ребята, в какой стране мы живём?, в каком городе?

на каком языке мы с вами говорим?

А на каком языке говорят:

украинцы - украинском.

белорусы - белорусском.

поляки - польском.

немцы - немецком, и т.д.

В целом мире насчитывается от 3 до 5 тысяч разных языков. Среди них так называемые мировые языки – русский, английский, французский, немецкий, испанский.

Сегодня мы будем говорить о Международный день родного языка языке. Неслучайно, ведь 21 февраля – Международный день родного языка! Обычно первый язык, на котором учится говорить человек - родной язык. В мире много языков у каждого народа – свой. На нем говорят, пишут письма, стихи, поют песни. Это – родной язык. Нас учили говорить на нём родные люди, на нём мы думаем. Правильно говорить и писать на родном языке значит уметь размышлять и выражать свои мысли. Поэтому родной язык надо знать и беречь.

В нашей группе есть дети, у который родной язык

Как он велик и необъятен,

Язык мой русский! Он родной,

Со всех сторон он мне приятен.

Он так могуч, такой живой!

О, как чудны его творенья,

Правописанье, говоренье!

Я с ним, как с воздухом, живу.

Без языка родного, мудрого

Ни дня прожить я не могу!

Со мной он всюду и везде,

Поможет в счастье и в беде.

Мой русский, мой родной язык,

Ты необъятен и велик!

Нет на свете Родины красивей –

Боевой страны богатырей.

Вот она, по имени Россия,

От морей простерлась до морей.

Кремлевские звезды

Над нами горят,

Повсюду доходит их свет!

Хорошая Родина есть у ребят,

И лучше той Родины

Загадки:

Воспитатель: Ребята, а загадки вы знаете?

  1. Всегда во рту, а не проглотишь.
  2. Хоть не шляпа, а с полями,

не цветок, а с корешком,

разговаривает с нами

всем понятным языком.

(книга)

3. Здесь родился, живешь,

Уезжаешь - скучаешь,

Как зовут это место, знаешь?

Игра «Подбери слово»

российский… (герб, флаг, дом, гимн)

русский… (народ, язык, холод. мороз, дом, дух,)

Антонимы - слова с противоположным значением. Сегодня вы научитесь сами составлять пары слов:

Игра «Слова наоборот»

холодно - тепло: широкий- узкий, толстый - худой, горячий -холодный,

громкий – тихий день-ночь. хорошо - плохо.

длинный - короткий и т.д.

Воспитатель: Богат и красив наш русский язык, сколько в нём слов, с помощью которых мы можем составлять рассказы, придумывать сказки, сочинять стихи и просто общаться.

Игра на русском языке: «Заря»

Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих - заря - ходит сзади с лентой и говорит:

Заря-зарница,

Красная девица,

По полю ходила,

Ключи обронила,

Ключи золотые,

Ленты голубыею

С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится зарей. Игра повторяется

«Пословицы и поговорки»

Назовите пословицы и поговорки, в которых речь идёт о языке.

Язык острее бритвы.

Язык до Киева доведёт.

Языком не спеши – спеши делом.

Слушай больше, а говори меньше.

Вот и подошёл к концу наш праздник, посвящённый Международному дню родного языка. Любите русский язык! В нём наше прошлое, настоящее и будущее!

«Теміртау қаласы әкімдігі Темиртау қаласының білім беру бөлімінің

21 «Самал» балабақшасы» Мемлекеттік коммуналдық қазыналық кәсіпорыны

Государственное коммунальное казенное предприятие «Детский сад № 21 «Самал»

акимата города Темиртау отдела образования города Темиртау»

Тақырыптық сабақ:

«Тіл – достықтың алтын көпірі»

(ересек топтар)

Тема тическое занятие:

«Язык народа – язык дружбы»

(старшие группы №1 «Балапан», №5 «Бә йшешек»)

Подготовила:

учитель русского языка

Алматаева А.Б.

Темиртау 2017

Тема: «Язык народа – язык дружбы»

Цель: познакомить детей с языками народов, воспитывать дружественные отношения среди различных национальностей.

Задачи:

1. Закреплять знания о Дне языков народа Казахстана; упражнять в подборе синонимов, антонимов, толковании слов, понимании переносного смысла пословиц, разгадывании загадок, в умении ориентироваться на карте.

2. Развивать монологическую речь, совершенствовать навыки диалогической речи; умение слушать и отвечать на вопросы.

3. Воспитывать любовь к своей стране, казахскому языку, русскому языку и другим языкам народа Казахстана.

Ход занятия:

1. Прослушивание гимна Республики Казахстан. Вступительное слово.

22 сентября ежегодно отмечается «День языков народов Казахстана». Наш Президент Нурсултан Назарбаев выступает за знание нескольких языков. И сегодня наше занятие мы посвящаем теме: «Язык народа – язык дружбы».

Послушайте пословицы на казахском и русском языках:

«Тіл – достық көпірі», «Язык – мост дружбы».

Как вы их понимаете?

2. Назовите пословицы и поговорки, в которых речь идёт о языке.

Язык острее бритвы.

Язык без костей, что хочет, то и лопочет.

Язык мой – враг мой.

Языком не спеши – спеши делом.

Слушай больше, а говори меньше.

3. Беседа: Язык существует на планете столько, сколько живут люди. История не знает ни одного человеческого коллектива, который бы не пользовался языком. И это понятно, человек существует в обществе. Он постоянно связан с другими людьми. И общаются люди при помощи языка – передают свои мысли, желания, чувства.

А какие языки вы уже знаете, и с какими сталкивались? Казахстан – многонациональное государство. Все народы, населяющие его, равноправны, так как наш президент Назарбаев проводит такую национальную политику, что все народы имеют полное право развивать свой язык и национальную культуру.

Знакомство с Законом Республики Казахстан «О языках в Республике Казахстан».

Показывает карту Казахстана, дети внимательно рассматривают ее.Исторически так сложилось, что на территории Казахстана действует и развивается более 100 языков, но государственным языком является казахский язык.

Ана тілім-ардағым.

Ана тілім, Ана сүті-жүрегім,

Қадір тұтып оны әркез жүремін.

Бойымдағы өнерімді аздаған,

Өз тілімнің қасиеті деп білімін.

Ана тілім-ең асылым, ардағым,

Ана тілім-бар байлығым, бар бағым

Халқым үшін арнасам ән-жырымды,

Ана тілі-өз тілімді арнадым.

Родной язык!

Он с детства мне знаком,

На нем впервые я сказала «мама»,

На нем клялась я в верности упрямой,

И каждый вздох понятен мне на нем.

Родной язык!

Он дорог мне, он мой.

На нем ветра в предгорьях наших свищут,

На нем впервые довелось услышать

Мне лепет птиц зеленою весною.

Русский язык – один из мировых языков. Его изучает, знает почти все население Казахстана. Знание русского языка сближает народы нашей независимой республики, укрепляет дружбу с народами других республик и зарубежных стран.

Наряду с казахским и русским языками в Казахстане свободно развиваются и все другие национальные языки. Работают национальные культурные центры, имеются школы и классы на уйгурском, корейском, татарском, немецком, польском, турецком и других языках.

4. Игра «Наоборот»

Я буду говорить вам различные слова, а вы должны назвать слово, противоположное по смыслу, например: большой - маленький. (Слова: широкий, толстый, горячий, длинный, высокий, громкий и др.)

5. Учитель предлагает послушать запись песни «Солнечный круг» на казахском, русском и английском языках, для того, чтобы дети на слух разобрали отличие языков друг от друга.

6. Отгадайте загадку:

Алый шёлковый платочек, яркий сарафан,

Упирается рука в деревянные бока,

А внутри секреты есть, может 3, а может 6,

Разрумянилась немножко,

Это русская… (матрёшка)

Как вы думаете, почему загадка именно про матрёшку? (матрёшка - русский народный сувенир)

Итог: Итак, ребята, каждый язык – это целый мир. Язык – это живая душа народа, его радость, боль, память, сокровище. Нет такого языка, который бы не заслуживал уважения.Без языка не живет народ, без языка не существует нация. Я предлагаю встать под единый шанырак всем детям и вместе пропеть песни на казахском и на русском языках, таким образом мы еще больше скрепим дружбу разных национальностей. И в конце занятия хочется пожелать всем мира во всем мире!

Задачи:

  • закреплять знания о Международном дне родного языка;
  • развивать смысловую сторону речи через закрепление антонимов, синонимов, многозначных слов, учить объяснять смысл крылатых выражений;
  • развивать творческие способности через приобщение к декоративно-прикладному искусству;
  • воспитывать любовь к своей стране, русскому языку;
  • воспитывать умение договариваться в процессе выполнения коллективной работы.

Области интегрирования:

Художественное творчество;

Познание;

Коммуникация;

Чтение художественной литературы;

Социализация

Участники: дети старшего возраста 5-6 лет, воспитатель, муз.руководитель

Место проведения : музыкальный зал

Предварительная работа : беседы о Родине, о родном языке, дидактические игры: «Скажи наоборот», «Слова-друзья», «Многозначные слова», рассматривание иллюстраций русской национальной одежды, русских сувениров; чтение русских народных сказок, знакомство с пословицами и поговорками о родном языке, русские народные подвижные игры, слушание русских народных песен, разучивание стихов о крылатых выражениях.

Оборудование и материал : эмблемы «Умники» и «Знайки», картинки с многозначными словами, картинка с изображением реки, силуэты матрёшек и детали для их украшения, клей, презентация «Крылатые выражения», магнитофон, мультимедийный проектор, экран, медали.

Дети с воспитателем входят в музыкальный зал, рассаживаются на скамейках.

Инсценировка: стук в дверь, входят три мальчика.

1 мальчик: Не сердитесь!

2 мальчик: Не обижайтесь!

3 мальчик: Не злитесь!

Воспитатель: Где вы были?

1 мальчик: Недалеко!

2 мальчик: Близко!

3 мальчик: Рядом!

Воспитатель: Присаживайтесь. Как-то вы странно отвечали, говорите об одном и том же, но по-разному. Ребята, а вы узнали, что это за слова? (слова – друзья)

Почему их так называют? (Они обозначают одно и то же, хоть звучат и пишутся по-разному)

Когда мы используем в своей речи слова-друзья, наша речь становится точной, яркой, выразительной, интересной. А что нам помогает общаться? (язык)

21 февраля каждый год в стране отмечается Международный день родного языка. В мире существует очень много языков. Ещё когда вы только родились и были совсем крохами, ваши мамочки напевали вам колыбельные песни на вашем родном языке. А как вы понимаете, что такое родной язык? (тот, на котором мы разговариваем). А на каком языке мы разговариваем? (на русском)

Богат и красив наш русский язык. В нём столько слов, с помощью которых мы можем составлять рассказы, сочинять стихи и просто общаться! Любите свою Родину, свой язык, свой народ! Послушайте стихотворение Платона Воронько «Журавель»

Жура-жура-журавель,

Облетел ты сто морей,

Облетел, обходил,

Крылья, ноги натрудил.

Мы спросили журавля:

«Где же лучшая земля?»

Отвечал он, пролетая:

«Лучше нет родного края!»

Воспитатель: Ребята, назовите наш родной край. (Тверской край) А в какой стране мы живём? (В России) Как называют жителей нашей страны? (Россияне)

Всю неделю мы с вами говорили о родном языке, вы многое узнали, и сейчас мы проведём викторину «В мире слов», где и проверим ваши знания.

И так, в викторине принимают участие 2 команды: «Знайки» и «Умники»

«Приветствие команд»

Капитаны, представьте, пожалуйста, нам свои команды.

«Знайки» «Умники»

Мы команда «Знайки» - Мы – «Умники», друзья,

Знайки – не зазнайки, Нам проиграть никак нельзя!

Соперникам мы шлём привет! И с вами мы сразимся,

И от души желаем – Так просто не сдадимся!

Знать правильный ответ!

Наш девиз: Наш девиз:

«Знание – это сила!» «Один ум хорошо, а много - лучше!»

1 задание. «Разминка» - зарядка для ума. Отвечать быстро.

Для команды «Знайки» Для команды «Умники»

Назовите:

Русская национальная мужская одежда - русская национальная женская одежда

Русская еда - русские народные сказки

Русские народные игры - русские народные песни

Раз мы вспомнили русские народные песни, давайте станцуем хоровод «Ой, то не вечер»

Хоровод: «Ой, то не вечер»

2 задание Игра «Слова – друзья»

Воспитатель показывает картинку с изображение реки, дети должны назвать слова, близкие по смыслу (синонимы).

Река бежит (бурлит, журчит, шумит, клокочет, грохочет, течёт, несётся, плывёт, льётся)

3 задание. «Пословицы и поговорки»

Назовите пословицы и поговорки, в которых речь идёт о языке.

Язык острее бритвы.

Язык до Киева доведёт.

Язык без костей, что хочет, то и лопочет.

Язык мой - враг мой.

Языком не спеши – спеши делом.

Слушай больше, а говори меньше.

4 задание. Игра «Многозначные слова»

На полу по кругу разложены картинки, дети встают в круг, бегут под музыку, как музыка заканчивается – берут картинку, находят свою пару и объясняют свой выбор. (Например, коса – прическа у девочки, коса – косить траву).

5 задание. Игра «Наоборот»

Я буду говорить вам различные слова, а вы должны назвать слово, противоположное по смыслу, например: большой - маленький. (Слова: широкий, толстый, горячий, длинный, высокий, громкий и др.)

6 задание. «Крылатые выражения»

А сейчас я приглашаю вас в видеозал.

Идёт просмотр презентации, во время которой дети читают стихи, объясняют смысл крылатых выражений.

7 задание. «Украшение матрёшки»

Отгадайте загадку:

Алый шёлковый платочек, яркий сарафан,

Упирается рука в деревянные бока,

А внутри секреты есть, может 3, а может 6,

Разрумянилась немножко,

Это русская… (матрёшка)

Для вас задание: Кто дружнее, быстрее и аккуратнее украсит матрёшку, у какой команды будет составлен красивый узор.

Работа детей (в это время звучит русская народная мелодия).

Оценка работ.

Как вы думаете, почему сегодня мы украшали именно матрёшку? (матрёшка - русский народный сувенир, её очень любят покупать гости нашей страны)

Подарим эти красивые матрёшки малышам?

Итог: - Ребята, сегодня вы показали хорошие знания о родном языке. В награду за активное участие я вручаю вам медали.

Разделы: Работа с дошкольниками

Ребёнок начинает общаться и взаимодействовать с самого раннего детства. И уже к моменту поступления в школу обладает неким набором коммуникативных и речевых возможностей, а именно: общение со сверстниками и взрослыми, владение выразительными средствами (речь, мимика, жесты), умение сотрудничать, слушать, слышать и видеть собеседника.

Педагоги должны создать все условия для формирования коммуникации по типу “ученик-ученик” и “ученик - учитель”. Это является основой для решения учебных задач, для возможности определения зоны ближайшего развития каждого обучающегося, и построения своей работы с учетом этих особенностей. У дошкольников – игра, у школьников – главным смыслом их жизни является учение, а умение учиться должны сформировать мы – педагоги. Всех детей: и больших, и маленьких нельзя отделять от игры вообще, так как благодаря игре происходит развитие способностей эмоционально реагировать, моделировать и проживать жизненные ситуации, прогнозировать, самоопределяться, а в дальнейшем закреплять полученные качественные умения, знания, навыки, которые будут необходимы для выполнения профессиональных, социальных и других функций. Так же в игре происходит непосредственное общение, а значит, появляется возможность почувствовать себя личностью, проявить и развить свое субъективное мнение, свою уникальность. Соблюдая данные условия, у детей проявятся способности к самостоятельному присвоению новых знаний, социального опыта, достижению умений. Они смогут самостоятельно включаться в подготовку и организацию образовательного процесса. А это, значит, что у них появится новая компетенция - умение и желание учиться, самосовершенствоваться. Следовательно, дети будут действовать в условиях коммуникации: выбирать, планировать, контролировать партнёра и себя, использовать речь для регуляции чувств и мыслей, сумеют договариваться, приходить к общему решению, учитывая разные мнения, научатся формулировать собственное, отстаивать позицию, а это означает, что будут развиваться их коммуникативные компетенции.

Л.С. Выготский писал, что общение - это взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. С.Л. Рубинштейн считал, что общение есть взаимодействие людей, вступающих в него как субъекты. При этом для общения необходимы, по крайней мере, два человека, каждый из которых выступает именно как субъект. Общение есть не просто действие, а именно взаимодействие - оно осуществляется между участниками, каждый из которых равно является носителем активности и предполагает ее в своих партнерах. М.И. Лисина в своих работах называет общение взаимодействием двух или более людей, которое направленно на координацию и объединение их усилий с целью согласования контактов и эффективного получения общего результата. Коммуникация непосредственно связана с деятельностью и может рассматриваться как особый вид деятельности. Общение – взаимосвязь людей, в ходе которого они обмениваются разнообразной информацией с целью налаживания отношений и объединения усилий для достижения общего результата. Педагоги должны научить детей взаимодействовать, а проще всего это сделать с помощью игровой деятельности, которую необходимо включать в образовательную.

Игра - один из инструментов воспитания и образования детей, который имеется в руках педагогов. Именно в ней проявляются и развиваются разные стороны жизни ребенка, удовлетворяются многие его интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер. Значит, игровая деятельность является средством формирования коммуникативных компетенций.

В.А. Сухомлинский писал, что “игра для ребенка – это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без них нет, и не может быть полноценного умственного развития. “Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности”. А также В. А. Сухомлинский считал, что “духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества”. А процесс обучения и воспитания помогает развивать гармоничную личность учеников, способную к активной познавательной и жизненной позиции, творчеству, самостоятельности. Это обязательное условие, которое необходимо учитывать учителям в своей работе. Для педагогов игра должна стать: методом, средством, формой, действием и правилом проведения образовательно - воспитательной работы, как на уроках, так и вне урока.

Задачи:

  • закреплять знания о Международном дне родного языка;
  • активизировать и развивать речь через закрепление антонимов, синонимов, многозначных слов;
  • развивать творческие способности;
  • воспитывать любовь к своей стране, русскому языку;
  • воспитывать умение договариваться в процессе выполнения коллективной работы.

Области интегрирования:

  • художественное творчество;
  • познание;
  • коммуникация;
  • социализация

Участники : дети старшего возраста, воспитатель

Предварительная работа: беседы о Родине, о родном языке, дидактические игры: “Слова-друзья”, “Скажи наоборот”, “Скажи ласково”, рассматривание иллюстраций русской национальной одежды, сувениров; чтение русских народных сказок, пословиц, поговорок о родном языке, разучивание русских народны игр, слушание русских народных песен, разучивание стихов.

Оборудование и материал: фотоматериалы , иллюстрации о родном крае, картинки со словами, силуэты матрёшек, карандаши, мяч.

Ход занятия

Как называется страна, в которой мы живем? Как называется город? Как называют жителей? На каком языке разговаривают жители нашего города? Свой язык, свой народ, свою Родину нужно любить! 21 февраля в странах мира отмечается Международный день родного языка.

А что нам помогает общаться? - На каком языке разговариваем мы?

Как вы понимаете, что такое родной язык?

Русский язык богат и необычайно красив. В нем есть много слов, красивых оборотов, крылатых выражений, с помощью которых мы придумываем рассказы, сочиняем сказки, стихи и общаемся друг с другом.

Викторина.

Две команды “Умники” и “Умницы”.

“Умницы” “Умники”

1. Разминка

Назовите:

  • русская еда
  • русские народные сказки
  • национальная мужская одежда
  • национальная женская одежда
  • русские народные игры
  • русские народные песни

Динамическая пауза хоровод “Во поле береза...”

2. Игра “Слова – друзья” - назвать слова, близкие по смыслу:

  • Недалеко - близко
  • Невысоко - низко
  • Сердито - зло
  • Течет - льется
  • Шумит - кричит
  • Говорит – лопочет

3. “Доскажи пословицу”

  • Язык до Киева...доведёт.
  • Язык без костей, что хочет, то и....лопочет.
  • Язык мой - враг....мой.
  • Языком не спеши – спеши...делом.

4. “Многозначные слова” - найти пару и объяснить свой выбор

коса – прическа у девочки, коса – косить траву, ключ - от двери, ключ-родник, лук-растение, лук-оружие, набор-инструменты, набор - конфеты, побег-убежать, побег-молодая поросль, норка-животное, норка- углубление в земле, кисть - часть руки, кисть –рисование, ласка-нежность, ласка-зверек.

5. Игра “Скажи наоборот”

Большой – маленький (широкий, толстый, горячий, длинный, высокий, громкий, быстрый, черный, узкий)

6. Игра хоровод “Положу в кузов – ОК”

“Положу я в кузовок: сахар – ОК, гриб – ОК, пирож - ОК, сыр-ОК, свитер-ОК, цвет-ОК, короб-ОК,...”

7. Игра с мячом “Какой-какая-какое” (игра с мячом).

  • солнце - яркое,
  • река - быстрая,
  • ветер - холодный.

8. “Украшение матрёшки”

Загадка:

Алый шёлковый платочек, яркий сарафан,
Упирается рука в деревянные бока,
А внутри секреты есть, может 3, а может 6,
Разрумянилась немножко,
Это русская... (матрёшка)

Быстро и аккуратно украсить матрёшку.

Оценка работ. Итог.

На прогулке или во второй половине дня проводятся русские народные игры: “Золотые ворота”, “У медведя во бору”, “Горелки”, Перетяжка”, (перетягивание палки или каната), “Жмурки”.

Выполнила:

воспитатель МБДОУ №6

Кошехабльского района

Республики Адыгея

Репешевская Алла Михайловна

Досуг «День родного языка»

(конспект занятия)

Материалы и оборудование . Для оформления зала : флаги России и Адыгеи, плакаты с русским и адыгейским национальными орнаментами, воздушные шары. Для ведения праздника : русский и адыгейский народные костюмы для ведущих, ободки на голову девочкам-буковкам, шапка для Грамотея, детские костюмы для «Танца игрушек»

Ход праздника.

Ведущий. Дорогие гости, мы рады приветствовать вас в нашем детском саду на празднике «День родного языка».

Под музыку «Родина моя» (муз. Д. Тухманова, сл.Р.Рождественского) дети заходят в зал, хлопая в ладоши, поднятыми над головой руками, проходят по кругу, останавливаются у своих мест.

Ведущий. Давайте поприветствуем наших гостей.

(Дети здороваются и садятся)

День родного языка – праздник, который начали отмечать не так давно. Когда человек рождается, мама его нянчит, растит, укладывает спать и поет колыбельную. Вот почему маленький человечек растет как с любовью к своей маме, так и с любовью к своему языку.

Республика Адыгея названа именем адыгского народа, так как адыги жили в этих местах с глубокой древности. Этот прекрасный и богатый по своей природе уголок Земли стал родиной для многих людей: русских, армян, греков, татар и других. Все они знают русский язык и говорят на нем. Но вокруг нас звучит и адыгейская речь. На этом языке говорят твои соседи, твои друзья, друзья твоих родителей, потому что это их родной язык. И вы конечно бы хотели понимать его, или даже разговаривать на нем.

А сейчас я слышу какой-то шум. Давайте узнаем, в чём дело?

(Ведущий выводит двух девочек-буковок)

Это спорят две буковки. Поздоровайтесь со всеми и объясните, почему вы спорите?

1-я буква. Я буква из букваря, а она говорит. Что она тоже из букваря, но у нас нет такой буквы.

2-я буква. Да, я из букваря, но и тебя я не знаю.

Ведущий. Не спорьте. Ты буковка русского алфавита, а ты буква адыгейского алфавита. Мы рады видеть на празднике вас обеих. И буква из адыгейского букваря оказалась здесь не случайно. В этом году мы знакомились с культурой адыгейского народа, мы видели адыгейские национальные костюмы, блюда адыгской кухни, народные инструменты, ходили в школьный музей С.У. Вороковой. Нас познакомили с музыкальными инструментами: трещотки (слушаем его звучание) и доул (слушаем его звучание). Скажите а какой продукт из молока известен по всему миру? (адыгейский сыр). А ещё вспомните, как называется женский национальный костюм? (сае). Буковка, может быть, ты расскажешь нам ещё, что-нибудь интересное?

2-я буква. Да расскажу. В этом мне помогут мои друзья.

Ведущий. Приглашай их скорее. Ребята, встречайте наших друзей

(Звучит адыгейская народная музыка.)

Гостья. Здравствуйте! Я рада нашей встрече. Мы получили ваше приглашение и приехали к вам на праздник. Нам интересно познакомиться с вашей культурой и вашим языком. А сейчас я расскажу о нашем языке. Он древний, звучный, немного резкий, но своеобразный и красивый. Моя дочка Лана, которая приехала на праздник вместе со мной, прочитает стихотворение на адыгейском языке, и вы услышите его звучание.

(Лана читает стихотворение)

Гостья . Танцы - своеобразный язык народа. В них мы как бы разговариваем особым образом. Посмотрите наш танец.

(Лана исполняет под адыгейскую мелодию национальный танец)

Гостья. Приглашаю всех желающих танцевать с нами.

(Дети встают врассыпную, повторяют движения национального танца, которые им показывает Лана)

Гостья. Хочется познакомить вас с нашими народными играми. Игры передают характер народа: смелый, независимый, ловкий. Кто хочет поучаствовать в игре «ОС I АШК I » (Метание снежков)?

Ведущий. Дорогие гости, мы приготовили для вас сюрприз. Наши дети расскажут стихотворение известного адыгейского поэта Исхака Машбаша «Адыги».

Гостья. Спасибо за ваш подарок.

Ведущий. А теперь я приглашаю буковку из русского букваря познакомить нас со своими друзьями.

(Под русскую мелодию появляются Василиса, Грамотей и буковка из русского букваря, проходят по залу)

Василиса. Здравствуйте, дорогие гости! В день родного языка хочется напомнить, как певуч, богат и разнообразен русский язык. А знакомиться с русским языком, мы начинаем со сказок. Вот я и расскажу вам русскую народную сказку «Каша из топора».

(Рассказ сказки сопровождается её инсценировкой детьми)

Василиса. А теперь приглашаю поиграть в русскую народную игру «Тетёра»

(Проводится игра под русскую народную мелодию с приглашением гостей)

Василиса . А теперь слово нашему гостю Грамотею.

Грамотей . Хочу вам напомнить, что русский язык богат, красив и разнообразен. Сейчас я проверю ваши знания русского языка. Послушайте моё задание.

(Грамотей предлагает выполнить свои задания: «Назови слова-друзья» и «Вспомни пословицы о дружбе и доброте»)

Василиса. Мы видели чудесные изделия, созданные адыгскими мастерами. Теперь посмотрите на изделия русских умельцев. (Показ презентации)

(Танец игрушек под русскую народную мелодию)

Грамотей . Что за праздник языка без стихов? А мы их ещё не слышали.

(Дети читают стихи о России)

Гостья. Нам очень понравился сегодняшний праздник. На прощанье дарим вам песню о России.

(Дети исполняют песню «Моя Россия» муз. Г. Струве, сл.Н. Соловьёва)

Грамотей . Пусть люди празднуют года, века

Международный день родного языка

Цените же язык чудесный свой!

Родную речь любите, уважайте,

И никогда её не засоряйте.

Под музыку «Родина моя» дети покидают зал, проходя по кругу.

Похожие статьи
 
Категории