Материал по теме архитектурно ландшафтное пространство. Ландшафтная организация общественных центров. Основные аспекты «природной» архитектуры

Материал по теме архитектурно ландшафтное пространство. Ландшафтная организация общественных центров. Основные аспекты «природной» архитектуры

28.05.2020

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТЫ УРОКА

Класс: 7

Тема урока: «Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства» (урок 1)

Образовательная цель: формирование представления о единстве города и ландшафтно-парковой среды;

Деятельностная цель:

Задачи урока:

    Воспитательная:

    Образовательная:

    Развивающая:

Тип урока: «Открытие новых знаний»

Технология обучения:

Методы обучения:

Планируемые результаты:

Личностные:

Метапредметные:

регулятивные:

коммуникативные:

Предметные:

Основные понятия:

Межпредметные связи:

а) для учителя:

    компьютер;

    мультимедийный проектор;

    мультимедийный ряд;

    экран;

    наглядные пособия.

б) для обучающихся:

    графические материалы;

    бумага;

    ткани;

    природный материал;

    клей;

    резак;

    ножницы.

а) для учителя:

    http :// ru / wikipedia . org / wiki /

    Режим доступа: http :// artsait . ru ;

б) для обучающихся.

    Википедия. Свободная энциклопедия. – Режим доступа: http :// ru / wikipedia . org / wiki /

    Режим доступа: http :// artsait . ru .

Промежуточный

результат

УУД

1.Организацион-ный момент.

Знакомство с классом, проверка отсутствующих. Проверка готовности к уроку. Объявление темы урока.

 - Предлагаю поиграть! Я дам одному человеку из класса карточку, на которой изображен предмет. Необходимо рассказать о предмете, не называя его (река, деревья, клумба, скамейка, беседка, лестница, скульптурные сооружение, качели).

Что объединяет все эти предметы?

Правильно. Это окружает нас на улицах города!

Вспомните уроки географии и назовите, о какой отрасли архитектуры пойдёт речь сегодня?

Ландшафтная архитектура.

Играют. Отгадывают предметы. Приходят к выводу. Ставят перед собой цель

Личностные: самоопределение;

регулятивные: Целеполагание;

коммуникативные:

планирование учебного

2.Актуализация знаний и

фиксация затруднений в

деятельности.

 - Вместе с известным из географии термином «ландшафт», ландшафтный дизайн предполагает проектирование ландшафта, организацию пространства под открытым небом и представляет собой часть более широкого понятия «ландшафтная архитектура», тот ее уровень, который определяет тщательность деталировки, владение разнообразными приемами использования природных материалов: земли, воды, растительности.

Парк Петергофа.

Ландшафтный дизайн - это также проектирование садовых сооружений, искусственных покрытий и малых архитектурных форм. Он формирует комфортную и гармоничную среду обитания человека.

Тропический сад НонгНуч, Таиланд.

Сфера ландшафтного дизайна включает садово-парковое искусство, озеленение и убранствожилых территорий, улиц и дорог, городских центров, промышленных районов, сельскохозяйственных предприятий, исторических ландшафтов, охраняемых территорий.

«Птичьи гнезда» в парке Гуэль. Мир каменной скульптуры. Барселона.

Презентация «Природа в городе». (Слайды 2-4.)

Дайте определение понятию «ландшафтная архитектура».

Предлагаю познакомиться с ландшафтной архитектурой, с законами и приемами ландшафтного дизайна, с некоторыми элементами оформления сада.

Висячие сады Семирамиды.

Как известно, начало садового дизайна связано с представлением рая на Земле, поэтому не угасает стремление человека создать возле своего жилища райский уголок. О красоте древних садов мы можем судить по старинным картинам и фрескам, которые сохранились до нашего времени.

К примеру, роспись садовой комнаты в доме Ливии в Риме, выполненная в 1 веке до н. э., отражает идеализированный образ райского места. Высокий уровень садового искусства в античный период базировался исключительно на развитой культуре садоводства Древнего Востока, которая представляла собой одну из основ мировой культуры садового искусства вообще. (Древний Вавилон.)

Древние римляне и греки использовали сад в качестве жилища столь же часто, как и сам дом. Готическое понимание образности не слишком располагало к дальнейшему развитию искусства сада. Характерной чертой пространственного решения готических садов было их геометрическое деление на участки правильной формы. (Готический замок Карлштейн. Чехия.) Презентация «Природа в город». (Слайды 5-7.)

Прикрепите к доске материал, который вы принесли, если считаете, что ваши ландшафты относятся к готическому стилю.

Большое значение для развития садового искусства имела эпоха Возрождения. Сады становятся не только естественным компонентом великолепных поместий феодалов, но и занимают значительное место в городских застройках. (Садово-парковое искусство эпохи Возрождения.)

Ренессансные сады напоминали «зеленые кабинеты», в которых можно было уединиться среди душистых растений в красивой беседке. Каждый такой участок планировался согласно единственной, только ему предназначенной теме. Соединялись такие «кабинеты» декоративными переходами с аллеями, лестницами, арками и другими садовыми строениями.

Презентация «Природа в городе». (Слайды 8- 9.)

А теперь прикрепите ландшафты, схожие с ландшафтом эпохи Возрождения.

Во времена барокко в садах стали модными скульптуры (в том числе и сформированные из зеленых растений), стало больше внимания уделяться цветовому решению садового ландшафта. Этот период знаменателен пышными формами, богатым убранством и роскошью. (Ландшафт королевского сада виллы Марлиа в стиле позднего барокко.)

 Презентация «Природа в городе». (Слайд 10.)

А теперь прикрепите ландшафты, схожие с ландшафтом в стиле барокко.

Эпоха классицизма в садовых строениях и планировке отличается строгими геометрическими формами и сдержанностью. (Ландшафтный парк Уильяма Кента.)

Презентация «Природа в городе». (Слайд 11.)

А теперь прикрепите ландшафты, схожие с ландшафтом в стиле классицизма.

ХХ век отличается революционными преобразованиями в архитектуре зданий и садовом ландшафте. Появились новые, совершенно фантастические конструкции в садовой архитектуре. (Ландшафт в стиле техно.)

Презентация «Природа в городе». (Слайд 12.)

Прикрепите к доске материал, который вы принесли, если считаете, что ваши ландшафты выполнены в современном стиле.

Большой отпечаток на формирование стилей оказывали традиции и культура различных народов. Удивительна школа ландшафтной архитектуры стран Востока. Главное в ней - философски-поэтическое осознание роли природы в жизни человека. (Сад камней в Японии.)

Английской школе присуще художественное и функциональное единство природной среды и архитектурных сооружений. (Парк князя Пюклера в Бад-Мускау - самый крупный английский парк.) Французская школа основывается на рациональном, математически выверенном подходе, когда композиция парков имеет жёсткий каркас и выглядит как  огромный сочинённый орнамент зелёного ковр а. (Парк Версальского дворца.)

В Древней Руси укреплялись только города вместо замков, как в средневековой Европе. Стояли усадьбы, окруженные сельскохозяйственными угодьями. (Торжок.Василёво. Тверская область. «Чертов мост) Русский город строился на противопоставлении яркой полихромности построек природному окружению любого времени года. Памятников ландшафтной архитектуры ло ХУI века практически не сохранилось. (Русская усадьба.Середниково.)

ДоХУIII века в русском ландшафте наблюдается период, названный «екатерининским классицизмом». (Усадьба Кусково - уникальный памятник; культуры XVIlI века.)

XIX век - период интенсивного развития городских садов, бульваров и набережных, предназначенных специально для «гуляния» горожан. (Петергоф, Центральный парк культуры и отдыха имени Горького в Москве.)

Презентация «Природа в городе». (Слайд 13-19.)

Подумайте и скажите, для каких стран наиболее характерен ландшафтный дизайн в стиле готики, классицизма, барокко.

Традиции садово-паркового искусства стран Европы и Азии питают творчество современных архитекторов. (Ландшафтный дизайн внутреннего дворика Trinity Col1ege.Канада.)

Знакомятся с искусством создания садов, парков, бульваров.

Это специальная отрасль архитектуры, которая включает в себя садово-парковое искусство и архитектурно-природное творчество.

Смотрят презентацию, высказывают мнение.

Развешивают приготовленные фотоматериалы в соответствии со стилем ландшафтного дизайна. Определяют, для каких стран наиболее характерен ландшафтный дизайн в стиле готики, классицизма, барокко.

Коммуникативные:

планирование учебного

сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные:

3.Постановка учебной

задачи.

Показывает примеры проектов архитектурно-ландшафтного дизайна разных времен.

Составляет «характеристику взаимоотношений архитектуры и природы».

Сравните дав различных архитектурно-ладншафтных стиля на конкретных примерах.

Выполнение заданий: с. 131, задание 1 учебника.

 Чтобы выполнить следующее задание, необходимо понять, что необходимо для воплощения идеи в макете ландшафта.

См. ресурсный материал (1) к уроку "а с. 149.

Рассмотрите картину великого русского художника Исаака Ильича Левитана «Тихая обитель».

На протяжении многих веков мастера, создававшие сады и парки, придерживались законов и правил, подсказанных им природой и общих для других видов искусств. В садах сконцентрировались, слились воедино архитектура и живопись, поэзия и музыка, но законы ландшафтного построения оказались ближе всего к законам построения пространства, то есть к законам архитектуры. Естественный ландшафт формирует пять основных компонентов, тесно взаимосвязанных друг с другом: земля, вода, воздушные массы, растительность и животный мир. Мы знаем, что на земле осталось очень мало уголков, где ландшафт сохранился в своем первозданном виде, большинство ландшафтов искусственно созданы человеком. Ландшафт, созданный человеком, подчиняется законам композиции. Под композицией вообще понимается расположение различных форм в пространстве в сочетаниях, создающих гармоничное единство. Иначе говоря, размещая растения и сооружения, необходимо добиться такого их соотношения, которое было бы приятно глазу, вызывало бы ощущение гармонии.

Японский сад НиккаЮко, Канада.

Презентация «Архитектурно-природное творчество» (Слайды 2-5.)

Придумайте и выполните схему-чертёж будущей ландшафтной композиции.

Законы перспективы также важны при организации архитектурно-ландшафтного пространства. Перспективой называется зрительное изменение предметов  по мере их удаления от наблюдателя. Законы перспективы были открыты мастерами Возрождения, разработавшими математически точную систему построения пространства. Леонардо да Винчи писал, что теория линейной перспективы разъясняе т явления видимых форм, величины и цвета в зависимости от их положения в пространстве.

Хайлайн - зеленый оазис в Нью-Йорке, Различают перспективу линейную и воздушную. Си.ресурсный материал (2) к уроку на с. 149.

Сады Будхарт. Канада. Канченджанга, самая высокая гора Индии.

В отличие от живописи с ее условным изображением природы, в ландшафтном искусстве глубина пространства - это реальность, и использование законов перспективы помогает созданию необходимой иллюзии углубления или, наоборот, сокращения пространства. Японский пар к Кёраку-эн,

Презентация « Архитектурно-природное творчество» (Слайды 6-8.)

В природе бесконечно и постоянно сменяется окраска растений, в общем колорите сада участвует и цвет поверхности земли: черный пар или газон, мощение дорожек и площадок, цвет неба, в том числе и отраженного в воде, и, конечно, цвет дома, сарая, садовой мебели. Очень важно, чтобы в саду не создавалось впечатление излишней пестроты, хаоса красок.

Сад Staircase в Киото. Япония.

В практике современного ландшафтного дизайна используют три основных правила цветовой гармонии, которые помогут вам составить композиции из растений: любой цвет на фоне контрастного воспринимается более насыщенным, сочетание контрастных цветов позволяет повысить общую насыщенность рисунков;

 при сочетании некоторых цветов уменьшается ощущение их насыщенности, причем тем больше, чем ближе цвета располагаются в цветовом круге.

Клумбы. Япония.

Презентация «Архитектурно-природное творчество». (Слайды 9- 10.)

Подберите материал для будущей работы в определённой гамме.

В тихой зоне сада или приусадебного парка среди зелени и цветов, как правило, устанавливают беседки. Хорошо, когда беседку закрывает от господствующих ветров склон холма или кроны деревьев, а рядом оборудована игровая площадки или небольшой водоем. Сады времен правлении династии Мин. Китай. Презентация « Архитектурно-природное творчество». (Слайд 11.)

Используя бумажную пластику, сконструируйте беседку для своего будущего ландшафта в выбранном вами стиле.

Бельведер - загадочное и непривычное слово, что объясняется историей этого элегантного, но несколько специфического сооружения. Лет сто назад бельведеры были весьма популярны: из бельведера помещики любовались своими поместьями, кстати, слово бельведер так и переводится с итальянского - красивый вид. Бельведеры по назначению подобны беседкам, но у них либо решетчатые стенки, либо стенок совсем нет. Бельведер на самой высокой точке итальянского сада в окружении статуй.

Презентация «Архитектурно-природное творчество». (Слайд 12.)

Для конструкции бельведера можно использовать про волоку или другой материал. Сделайте лёгкую конструкцию из природного материала.

 Неотъемлемой частью всех ограждений являются ворота и калитки. Их необходимо попытаться выдержать в одном стиле с забором, по своей композиции ворота и калитки должны гармонировать с домом и оградой. Калитка в сад. Китай.

Вертикальное озеленение садового участка придает ему неповторимое очарование.

Cм. ресурсный материал (3) к уроку на с. 149. Рокарий в японском стиле.

Лестницы давно превратились из элемента ландшафтного дизайна в эффектное декоративное украшение. Водопадная лестница Большого каскада. Петергоф. Презентация «.4рхитскmурно-nрuрод1l0е творчество». (Слайды 13-17.)

Используйте в своей работе природный материал, различные фактуры.

Сады, парки, бульвары не обретут свой индивидуальный и законченный облик, если не будет уделено должного внимания элементам оформления. Ведь любовь к месту, где мы живем, складывается из мелочей, которые нам дороги.

Парк культуры и отдыха «Сокольники». Москва. Презентация «.4рхuтектурно-nрuродное творчество». (Слайд 18.)

Выполнение заданий: С. 131, задание 3 учебника

Слушают учителя. Знакомятся с правилами организации пространства ландшафта. Готовятся к практической работе. Смотрят презентацию, анализируют, делают выводы.

Создают элементы для макета и ландшафт в определённом стиле

Регулятивные: целеполагание;

познавательные: общеучебные:

самостоятельное выделение –

формулирование

познавательной цели;

логические: формулирование

проблемы

4.Построение проекта

выхода из затруднения.

    Организация рабочего места;

    Раздает задания;

    Реализуют замысел.

Регулятивные: планирование,

прогнозирование;

познавательные-

моделирование, логические -

решение проблемы, построение

логической цепи рассуждений,

доказательство, выдвижение

гипотез и их обоснование;

коммуникативные –

поиске и выборе информации.

5.Первичное закрепление.

коррекция; познавательные:

общеучебные –умение

решения задания, умение

осознанно и произвольно

рефлексия способов и условий

действия; коммуникативные:

управление поведением

оценка действий партнёра.

6.Самостоятельная работа с

самопроверкой по эталону.

Придумывается и выполняется схема-чертеж будущей ландшафтной комнозиции.

Регулятивные: контроль,

коррекция, выделение и

и что ещё подлежит усвоению,

осознание качества и уровня

усвоения; личностные:

самоопределение.

7.Рефлексия деятельности

(итог урока)

Коммуникативные: умение с

достаточной полнотой и

познавательные: рефлексия;

личностные:

смыслообразование.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТЫ УРОКА

Класс: 7

Тема урока: «Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства» (урок 2)

Образовательная цель: формирование представления о единстве города и ландшафтно-парковой среды.

Деятельностная цель: учить технологиям макетировании, использованию в технике бумагопластики различных материалов и фактур; развивать пространственно-конструктивное мышление.

Задачи урока:

    Воспитательная: дать учащимся представление о архитектурно-ландшафтном пространстве.

    Образовательная: сформировать первичные навыки использования бумагопластики, передавать ощущение пространства.

    Развивающая: развитие у учащихся пространственного мышления.

Тип урока: «Открытие новых знаний», «Урок-практикум»

Технология обучения: проблемного, проектного обучения, диалоговые технологии, игровые технологии.

Организация учебного пространства: индивидуальная, фронтальная работы.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, беседа.

Планируемые результаты:

Личностные:

    осознавать свои интересы (свои мечты о будущем жилище);

    формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной деятельности;

    понимать значение знаний для человека, выбирать свой образ и отвечать за свой выбор;

    осваивать новые приемы работы в процессе макетирования;

    вырабатывать аналитическое воображение, выполнять практическую работу;

    осознавать целостность мира и многообразие взглядов на него.

Метапредметные:

регулятивные:

    работать по плану, создавая архитектурно-ландшафтные объекты;

    определять цель, проблему в учебной деятельности, работать по плану, сверяясь с целью.

коммуникативные:

    выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально;

    организовать работу в группе;

    планировать деятельность, излагать свое мнение в диалоге о достижении эмоциональной образности, выдвигать аргументы в дискуссии, корректировать свое мнение (в соответствии с мнением своих товарищей).

Предметные:

    понимать эстетическое и экологическое взаимное сосуществование природы и архитектуры;

    приобретать общее представление о традициях ландшафтно-парковой архитектуры;

    использовать старые и осваивать новые приемы работы с бумагой, природными материалами в процессе макетирования архитектурно-ландшафтных объектов;

    развивать индивидуальные творческие способности учащихся, формировать устойчивый интерес к творческой деятельности.

Основные понятия: Ландшафт. Ландшафтная архитектура.

Межпредметные связи: история, черчение, МХК, география.

Оборудование урока (средства обучения):

а) для учителя:

    компьютер;

    мультимедийный проектор;

    мультимедийный ряд;

    экран;

    наглядные пособия.

б) для обучающихся:

    графические материалы;

    бумага;

    ткани;

    природный материал;

    клей;

    резак;

    ножницы.

Источники информации/образовательные ресурсы:

а) для учителя:

    Википедия. Свободная энциклопедия. – Режим доступа: http :// ru / wikipedia . org / wiki /

    Режим доступа: http :// artsait . ru ;

б) для обучающихся.

    Википедия. Свободная энциклопедия. – Режим доступа: http :// ru / wikipedia . org / wiki /

    Режим доступа: http :// artsait . ru .

СХЕМА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ УРОКА

Промежуточный

результат

УУД

1.Организацион-ный момент.

Проверка отсутствующих. Проверка готовности к уроку. Объявление темы урока.

Приветствуют учителя. Внимательно слушают учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Личностные: самоопределение;

регулятивные: Целеполагание;

коммуникативные:

планирование учебного

сотрудничества с учителем и сверстниками.

2.Актуализация знаний и

фиксация затруднений в

деятельности.

Организует диалог с обучающимися в ходе, которого вспоминается тема прошлого урока. Заинтересовывает обучающихся, рассказывает о садово-парковом искусстве.

Слушают учителя, втягиваются в учебный процесс и диалог с учителем.

Коммуникативные:

планирование учебного

сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные:

логические- анализ объектов с целью выделения признаков

3.Постановка учебной

задачи.

Показывает примеры проектов архитектурно-ландшафтного дизайна разных времен. Просит показать приготовленные на прошлом уроке задания.

Выполнение задания №3 на стр.131 учебника.

Активно участвуют в учебном процессе, анализирую примеры работ. Вспоминают правила организации пространства ландшафта.

Регулятивные: целеполагание;

познавательные: общеучебные:

самостоятельное выделение –

формулирование

познавательной цели;

логические: формулирование

проблемы

4.Построение проекта

выхода из затруднения.

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации

    Организация рабочего места;

    Раздает задания;

    Учитель и ученики вместе решают возникающие учебные проблемы.

    Ученики начинают работу над заданием;

    Реализуют замысел.

Ставят план достижения цели и определяют средства. Организуют рабочее место, подготавливают рабочий материал, продумывают идею своего изображения.

Активно участвуют в творческом процессе

Регулятивные: планирование,

прогнозирование;

познавательные-

моделирование, логические -

решение проблемы, построение

логической цепи рассуждений,

доказательство, выдвижение

гипотез и их обоснование;

коммуникативные –

инициативное сотрудничество в

поиске и выборе информации.

5.Первичное закрепление.

Учитель помогает учащимся найти индивидуальный маршрут, оказывая поддержку, создавая ситуацию успеха. Старается помочь каждому в выборе средств, для достижения цели.

Решают, как будут компоновать, при этом проговаривают вслух поэтапность выполнения работы.

Регулятивные: контроль, оценка,

коррекция; познавательные:

общеучебные –умение

структурировать знания, выбор

наиболее эффективных способов

решения задания, умение

осознанно и произвольно

строить речевое высказывание,

рефлексия способов и условий

действия; коммуникативные:

управление поведением

партнёра – контроль, коррекция,

оценка действий партнёра.

6.Самостоятельная работа с

самопроверкой по эталону.

Работаю с классом в индивидуальном порядке, по необходимости веду фронтальную работу.

Выполняют подготовка макета, компонуют архитектурные объекты в выбранном стиле.

Регулятивные: контроль,

коррекция, выделение и

осознание того, что уже усвоено

и что ещё подлежит усвоению,

осознание качества и уровня

усвоения; личностные:

самоопределение.

7.Рефлексия деятельности

(итог урока)

Организует рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке. Выставляет и анализирует детские работы.

Рассматривают работы, делятся опытом. Соотносят цель и результаты своей учебной деятельности, фиксируют степень их соответствия. Намечают цели дальнейшей деятельности и определяют задания для самоподготовки.

Коммуникативные: умение с

достаточной полнотой и

точностью выражать свои мысли;

познавательные: рефлексия;

личностные:

смыслообразование.

Общественные центры являются сложными структурными образованиями, где сосредоточены основные общественно-административные, культурно-просветительные здания, торговые комплексы, объединенные в единую ландшафтно-архитектурную и планировочную композицию. При ландшафтной организации территории городских центров необходимо учитывать их типы, плотность застройки и высокую степень концентрации городского населения. Выделяют полифунк-циональные и монофункциональные центры , типы центров районного значения (в жилых районах города) и центров общегородского значения. Полифункциональный общественный центр города, как правило, подразделяется на административную, торговую, культурно-просветительную, рекреационную зоны. Монофункциональный центр может быть чисто административный, торговый, научный, медицинский, культурно-просветительный, спортивный. Пространственная структура общественного центра, определяется общей архитектурно-планировочной задачей. В градостроительстве сложились определенные типы схем пространственных структур:

  • линейная, развернутая вдоль главного направления движения людей, транспорта, то есть вдоль главной улицы, магистрали;
  • замкнутая схема, создающая обрамление для концентрации людей и деятельности;
  • открытая система, при которой пространство как бы «обтекает» свободно стоящее посредине главное сооружение или группу построек.

Линейная пространственная структура свойственна центрам современных крупных городов России, таким как Академгородок в Новосибирске, центр Волгограда и др. Исторически тип замкнутой структуры возник при создании форумов в Древнем Риме. Известны площади городов итальянского Ренессанса. Монументы, скульптура, фонтаны, ко-

торыми подчеркнут центр Флоренции, придают ощущение замкнутости, объединяя вокруг себя пространство площади. Открытый тип структуры характерен для выдающегося архитектурного сооружения Древней Греции - ансамбля Акрополя в Афинах (V в. до н. э.). Характерны центры исторических европей-1 ^ских городов, где размещались город

Рис. 5.1. Санкт-Петербург. План общественно-исторических пространств левого берега Невы (середина XIX в.): / - Марсово поле; 2 - Летний сад; 3 - Михайловский сад; 4 - Инженерный замок и Кленовая аллея; 5 - Михайловский сквер (площадь искусств); 6 - театральная площадь; 7 - Театральная улица (улица Зодчего Росси) и Чернышова площадь (площадь М. Ломоносова)

ская ратуша и католический храм. В древнерусских городах посреди центральной городской площади, в «детинце» (кремле), воздвигался храм. Система взаимосвязанных пространств характерна для исторического центра Санкт-Петербурга (рис. 5.1). В современной практике градостроительства мощные потоки транспорта делают затруднительным создание замкнутых структур. При условии вынесения проездов за пределы центра он формируется как «пешеходный остров». Подобный характер имеют площади торговых и культурных центров в исторических городах Западной Европы.

Ряд архитектурных зданий и сооружений, размещенных вдоль линии движения (главной улицы, магистрали), образует панораму, развертывающуюся перед человеком во времени (перемещение, необходимое для восприятия системы). Классический образец такого размещения зданий - Невский проспект в Санкт-Петербурге, Елисейские Поля в Париже.

Насыщенность площадями главных трасс городов, их архитектурно-художественное оформление в целом характеризуют ландшафтно-архитектурную среду города. Так, например, на части Невского проспекта от площади Восстания до Адмиралтейства (общее расстояние 3260 м) имеются четыре площади с интервалами от 350 до 1030 м. Несмотря на отдельные большие интервалы, путь по Невскому проспекту чрезвычайно разнообразен. Проспект пересекается каналом, реками, эмоционально содержательными объектами архитектуры в виде архитектурных ансамблей, озелененных пространств площадей. По ходу Тверской улицы в Москве от Белорусского вокзала до Охотного Ряда (протяженность 2900 м) с интервалами от 500 до 1050 м располагаются четыре площади с памятниками и скверами. Разработано озелененное пространство центра Москвы вблизи гостиницы «Москва» (рис. 5.2).


ект-2», арх. М. Морина):

/ - сквер вдоль фасада гостиницы «Москва» и въезд в подземный гараж; 2 - вход в Археологический музей; 3 - воссоздаваемый элемент Китайгородской стены со сквером; 4 - Театральная площадь; 5 - станция метро; 6 - здание городской думы; 7 - гостиница «Москва»;

8 - сквер с фонтаном Витали и памятником Марксу

Важную идейно-эстетическую роль играет монументальная скульптура, которая неотделима от среды центра города . Размеры площади и характер ее застройки в значительной мере влияют на его восприятие. Органическая связь монумента с окружающей планировкой и застройкой, правильное установление размеров, обеспечивающих благоприятные условия его рассмотрения, способствуют созданию выразительных образов, определяющих лицо города.

Огромную роль в формировании центров городов, особенно в исторической среде, играют архитектурные ансамбли общественных центров в виде отдельных зданий, сооружений, открытых пространств.

Развитие социальных и экономических функций города приводило к качественным изменениям. Эпоха Средневековья определила замкнутость структуры городов, за городскими стенами которых простирался открытый ландшафт. Формообразование пространств города данной эпохи определялось спонтанно возникшей асимметрией, небольшими асимметричными площадями и соборами, пространствами у городских стен. В эпоху Возрождения в противоположность городам Средневековья вносилась симметрия в композицию городских площадей и улиц. Для городов итальянского Возрождения характерно построение организованного пространства в виде статичных законченных систем, подчиненных простым геометрическим построениям, раскрывающихся при взгляде из одной точки (ансамбли площадей Капитолия в Риме, Святой Апунциаты во Флоренции, эстетические свойства, которых наиболее полно раскрываются в центральной перспективе). Западноевропейский классицизм возрождает статичность, внутреннюю завершенность композиции (прием завершения перспектив улиц монументом на площади). Крупные достижения в области градостроительства XVIII- XIX вв. были связаны с реконструкцией городов Европы, строительством новых городов, с созданием в них общественных центров с развитыми озелененными пространствами. Формирование общественного центра Санкт-Петербурга осуществлялось в виде системы площадей - Дворцовой, Адмиралтейской, Сенатской, где осевые направления были закреплены ориентирами, решенными в объемных формах в связи с озелененными территориями. Ось Дворцовой площади закреплена Александрийской колонной и аркой Главного штаба. У Адмиралтейской башни сходятся оси трех главных магистралей. Ось Сенатской площади ориентирована на Исаакиевский собор, архитектура которого подчеркнута двумя скверами как объектами ландшафтной архитектуры. Площади объединены перпендикулярными осями с рекой Невой. Своеобразием построения площадей центра Петербурга является цепь взаимосвязанных пространств, широкие перспективы раскрытия к Неве. В Париже в масштабе решения и открытости перспектив известна система ландшафтно-архитектурной организации Лувр-Тюилъри - площадь Согласия - Елисейские Поля. По мере развития производительных сил возрастают требования к функциональным качествам и благоустройству городов, к развитию общегородских функций и транспортной техники. Во второй половине XX в. начинается творческий поиск решений ландшафтно-архитектурной организации центров городов, увязанных с генеральными планами развития городов. В современном городе общественный центр усложняет свою структуру. В центрах городов проводятся массовые мероприятия, народные празднества, демонстрации и спортивные парады, митинги. Ландшафтная организация многофункциональных общественных центров зависит от величины города и его планировочной структуры, природных условий, вместимости общественных зданий и учреждений и их числа, повседневного, периодиче

Рис. 5.3.

1 - Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова; 2 - Центральный стадион; 3 - новые здания Российской академии наук и Андреевский монастырь; 4 - Новодевичий монастырь; 5 - Нескучный сад; 6 - Первая градская больница (бывшая Го-лицынская) с садами; 7 - многофункциональный городской парк (ЦПКиО им. М. Горького), включающий исторический Нескучный сад. Перед главным корпусом МГУ - партеры и озелененные территории (арх. М. П. Коржев). Воробьевы горы - парк многоцелевого назначения, с заказником, прогулочными зонами и спортивными сооружениями. В пойме р. Москвы - спортивный комплекс Лужники с центральным стадионом (по С. С. Ожегову)

ского и эпизодического пользования. Пространственная композиция и функциональное зонирование центра в каждом городе носят индивидуальный характер, но к общим требованиям относятся: доминирующие природные качества и хорошая связь со всеми районами города (рис. 5.3). Градообразующая база города влияет на характер его центра. Центр малого города организуют главные общественные учреждения общегородского значения: дом связи, торговый центр, гостиница, ресторан. Распространенным приемом композиции является объединение основных зон центра главной городской пешеходной улицей. Крупный научно-исследовательский и учебный центр в Новосибирске определил специфику городского центра, в состав которого вошли здания Дома ученых, комплекс зданий Новосибирского университета.

При увеличении размеров города возрастает количество общественных зданий, увеличивается занимаемая центром территория и усложняется его структура. Узловыми пунктами планировочной структуры города являются общегородские и районные площади. С укрупнением масштаба и углублением функционального содержания происходит ослабление связей центра с природным окружением. Поэтому в процессе реконструкции плотно застроенных районов возникает дефицит озелененных пространств. При проведении реконструктивных работ получили развитие такие объекты ландшафтной архитектуры, как скверы на площадях, бульвары вдоль трасс транспортного и пешеходного движения, озелененные участки с преобладанием элементов информационного, зрелищного и мемориального характера. Основными требованиями при ландшафтной организации городских общественных центров являются:

  • сложное пространственное решение малых пространств центра;
  • композиционные приемы, обеспечивающие определенный уровень гигиенического и психологического комфорта на участках, находящихся в гуще городского движения (многоуровневая композиция озелененных пространств с использованием подпорных стенок, переходов, лестниц);
  • создание на центральных улицах и площадях сооружений с включением природных компонентов в виде растительности, камня, воды в гармоничном сочетании с объемным оборудованием;
  • эффективное использование в условиях плотной застройки всех свободных участков - повышенное внимание к озеленению фасадов зданий, размещение рядов и одиночных экземпляров деревьев на улицах, цветников, «мобильное» озеленение в виде контейнеров и ваз с цветочными растениями;
  • декорирование технических сооружений, небольших свободных участков, примыкающих к транспортным эстакадам, отступов застройки, крутых откосов, узких полос вдоль оград, стен в виде вертикального озеленения, плотных кулис из деревьев и кустарников, травянистого покрова (газона) на плоских перекрытиях над уровнем земли (сад на крыше);
  • композиционная связь архитектурных объемов с озелененными пространствами, максимальное раскрытие интерьеров с помощью стекла и трансформирующихся перегородок;
  • композиционная связь внутриквартальных озелененных пространств с улицами центра, а в разрывах между домами - с помощью традиционных курдонеров и широких арочных проходов;
  • включение растительности, водных устройств, естественного камня и других природных материалов в композицию общественных зданий (выставок, кафе и т. д.).

Номенклатура объектов общественного центра представляет собой градостроительные объемно-пространственные единицы, которые должны решаться на высоком архитектурно-художественном уровне. Объекты благоустройства и озеленения формируются в определенную объемно-пространственную систему, должны создавать гармоничную среду общественного центра как главного функционального пространства города.

Номенклатура объектов общественных центров, подлежащих ландшафтной организации, представлена в табл. 5.1.

Номенклатура может быть расширена с учетом конкретной градостроительной ситуации, а также промышленно-хозяйственной и региональной специфики города. К основным объектам ландшафтной архи-

Таблица 5.1. Номенклатура объектов общественного центра

Объекты общественных центров

Назначение

Площади, центральные улицы, спортивные комплексы

Места проведения массовых мероприятий

Набережные, вокзалы, участки перед театрами, музеями, храмами, памятниками

Трассы пешеходного движения

Площади, пешеходные улицы, спортивные, торговые, ландшафтные, культурно-зрелищные объекты (одно- и многоуровневые)

Трассы транспортного движения - улицы, подъезды к зданиям

Транспортные и пешеходные торговые улицы

Подземные переходы. Остановки общественного транспорта. Автостоянки

Главные улицы, административные, культурнозрелищные

Участки входов в здания и сооружения, площадки рекламы

Внутриквартальные объекты в зоне площади культурно-зрелищных, спортивных, транспортных объектов

Открытые фойе - «залы ожидания»

Набережные, площади, пешеходные улицы, культурно- зрелищные, транспортные, спортивные, торговые объекты (одно- и многоуровневые)

Площадки отдыха. Летние кафе

Площади, пешеходные улицы, перекрестки, культурно-зрелищные, спортивные, торговые, объекты садово-паркового искусства, исторические зоны городов

Зоны транспортных, торговых, культурно-зрелищных, административных, спортивных объектов

Участки технических устройств

тектуры общественных центров следует отнести прежде всего скверы на площадях и бульвары на магистралях и улицах, вдоль набережных, рек, озер, морей, озеленение фасадов зданий с помощью вьющихся растений (лиан), откосов и т. п.

При проектировании объектов ландшафтной архитектуры в общественном центре необходимо учитывать три основные группы экологических факторов: природно-климатические, антропогенные и эстетические.

К природно-климатическим факторам относят интенсивность солнечной радиации, температуру и относительную влажность воздуха, его движение (ветровые нагрузки). Указанные параметры среды необходимо учитывать особенно в летнее время. Установлено, что гигиеническими параметрами комфортности среды для человека является температура 16...26 °С при скорости ветра 4,1...6,0 м/с и относительной влажности воздуха 30...70 %; при скорости ветра в 0,2 м/с комфортность среды снижается, возникают явления застоя воздуха.

Нижняя граница световой комфортности находится на уровне 25...30 % от суммарной солнечной радиации; если затененность территории не превышает 30...50 %, а для южных областей - 50...70 % при

альбедо поверхностей до 20...25 %, то условия пребывания человека благоприятны. Увеличение степени затененности пространства свыше 60 % в средней полосе и 80 % на юге приводит к нарушениям теплового баланса и нежелательным изменениям в проветриваемости территории .

Ландшафтная организация общественного центра и его объектов тесно связана с рельефом, растительностью, водой. Большую роль играет растительность в виде древесных и травянистых растений. Растительность, проектируемая на объектах ландшафтной архитектуры общественного центра, в значительной мере может регулировать поток солнечной радиации. Большое значение имеют состав и прием размещения растительности на объектах, величина и структура крон древесных растений (кроны плотные, ажурные, сквозистые). При размещении растительности, специальных солнцезащитных устройств, экранов, галерей на объектах ландшафтной архитектуры можно существенно ограничить прямую солнечную радиацию на трассах движения пешеходов, в местах отдыха посетителей, особенно в полуденное время.

К антропогенным факторам относятся загазованность и запыленность воздуха, шумы и вибрация, переуплотнение почвы и механические повреждения растений. Установлено, что растительность способна частично уменьшить содержание вредных примесей в воздухе, поглощать часть газов, аккумулировать пылевидные примеси, отфильтровывая их из воздуха, а также отражать и рассеивать в результате циркуляции потоков воздуха. Циркуляция воздуха образуется на участках, где размещены древесные растения, искусственные препятствия-экраны, насыпные валы, стенки из камня в определенных композиционных сочетаниях с травянистым покровом газонов, цветников, а также открытых замощенных участков для движения пешеходов и площадок отдыха. Установлено, что на открытых замощенных участках, лишенных растительности, запыленность пространства повышается в 2...3 раза по сравнению с участками, где пластически обрабатывается микрорельеф, размещаются группировки растений в различных сочетаниях в оптимальном соотношении с открытыми замощенными участками, малыми архитектурными формами, оборудованием. Этими же средствами можно снизить уровень шума от автотранспорта и других источников. В зонах пешеходного движения уровень шума по санитарным нормам должен быть не выше 40...50 дБА, на улицах-бульварах - не более 75 дБА. На транспортных магистралях шум свыше 80 дБА неблагоприятно воздействует на организм человека . В условиях общественных пространств центра большое значение имеет регенерация кислорода растениями в атмосферу. На трассах транспортного и пешеходного движения, на площадях, вблизи магистралей наблюдается снижение уровня кислорода в воздухе. Включение в композицию деревьев и кустарников может заметно обогатить атмосферу ионизированным кислородом, уменьшая количество пыли, что активизирует психофизиологическую деятельность человека. Производительность газообмена зависит от возраста, видового состава растений, их рационального композиционного размещения на объектах ландшафтной архитектуры.

Эстетические факторы существенно влияют на обогащение пространств общественного центра. При этом необходим максимальный учет сложившейся градостроительной ситуации, архитектуры зданий, направления движения пешеходов, назначения объектов ландшафтной архитектуры, использования существующей растительности, например старых ценных деревьев (дуба, липы, клена, березы). Используя различные формы растений, можно создавать художественные композиции в соответствии с поставленными задачами. На объектах ландшафтной архитектуры вблизи архитектурных ансамблей, монументов используют формы растений, создающие соответствующее настроение: колонновидные формы гармонируют с архитектурой общественных зданий (тополь , кипарис ), конусовидные {ель, пихта) придают участку торжественность. Шаровидные формы или формируемые кроны растений в форме параллелепипеда, куба создают своеобразное графическое звучание в зимний период времени, когда растения находятся в безлиственном состоянии. При этом необходимо учитывать гармоничное сочетание самих растений с малыми архитектурными формами, оборудованием, их цветовыми характеристиками.

  • Например, Медный всадник на Сенатской площади в Санкт-Петербурге, памятник В. Маяковскому на Триумфальной площади в Москве.
  • Комфортность условий микроклимата изучается с помощью метода эквивалентно-эффективных температур (ЭТТ). Под ЭТТ понимается температура, показывающая эффект теплоощущения, зависящего от одновременного воздействия на организм человека температуры, влажности и движения воздуха в определенных соотношениях. Исследования гигиенистов показывают, что зона комфорта находится в пределах от 15 до 18 °С. Степень снижения высоких температур воздуха в жаркое время и повышения комфортности среды зависит от сомкнутости насаждений, листового индекса, видового состава, площади объекта. В зимнее время насаждения увеличивают комфортность среды за счет снижения скорости ветра до 0,3...0,5 м/с.
  • Уровень силы звука Ь измеряется в логарифмических единицах - беллах. Ь = 1§ 10 5/5°, где 51 - сила звука, У - сила звука при потере слышимости. 0,1 бел-ла = 1 депибеллу (дБА). Измеряется уровень звука с помощью специального прибора - фонометра, где на логарифмической шкале показывается давление шума (Р).

1. Социальное значение ландшафтной архитектуры

Ландшафтная архитектура - архитектура открытых пространств, в организации которых ведущая роль при­надлежит природным элементам и элементам внешнего благоустройства. Это обусловлено тем, что жизнь всего общества, отдельных социальных групп и каждого че­ловека складывается из многообразных процессов тру­да и досуга, которые предопределяют требования к ком­плексной архитектурной (функциональной, материаль­ной, композиционной) организации не только про­странств внутри зданий и сооружений, но и среды вне их - пространств под открытым небом.

В современной практике ландшафтная архитектура понимается как разработка и создание искусственных композиций, повторяющих или воспроизводящих естественные природные формы.

Ландшафтная, или пейзажная архитектура в современной практике проектирования городских и сельских населенных мест приобретает все большую самостоятельность и социальную значимость и становится специфической отраслью архитектурного проектирования.

Ландшафтная архитектура занима­ется важной проблемой формирования среды обитания человека в ус­ловиях урбанизируемой все более быстрыми темпами государственной территории.

Основная цель - найти компромисс между необходимостью использовать, преобразовывать природные ландшафты и максимально сохранять их.

Ландшафтная архитектура по сути дела сегодня все боль­ше является основой среды обитания человека, в которую должны «встра­иваться» жилые, общественные, производственные здания и сооруже­ния, транспортная и инженерная инфраструктура.

Понятие «ландшафтная архитектура» впервые было применено для обозначения этого вида деятельности в США в XIX веке, в период организации на территории этой страны общедоступных национальных ландшафтных парков, сохранявших уникальные памятники природы.

К сожалению, в современной практике чаще ландшафтная архитектура вписывается в уже застроенные территории и пытается исправить отрицательные ка­чества урбанизации.

Особенность современной ландшафтной архитектуры заключается в том, что главенствующая роль в творческом процессе принадлежит художе­ственному началу, неизменно опирающемуся на инженерные, мелиора­тивные мероприятия и, конечно же, на дендрологию, ландшафтоведение и законы экологии.

Очевидно, что в XXI веке ландшафтная архитектура будет приобре­тать все большее значение как важнейшее средство формирования ка­чественно новой среды обитания человека. Особое внимание будет уде­ляться художественному уровню ландшафтной архитектуры. Еще в минувшем, XX веке, профессия «ландшафтный архитектор» (архитек­тор-пейзажист) была зафиксирована в каталоге Международной орга­низации труда (МОТ) при ООН.



Между тем в XXI веке профессия «ландшафтный архитектор» будет остро востре­бованной еще и потому, что на нее возлагается деликатная и тонкая задача сохранения естественных, культурных и исторических ланд­шафтов на территориях государств. Причем, эта задача дол­жна будет решаться не только в пределах границ населенных мест, но и в межселенных территориях.

2. Взаимосвязи ландшафтной архитектуры с другими отраслями знаний.

Основным материалом, с которым работает специалист - ландшафтник, являются естественный рельеф и естественная растительность ре­гиона, которые художник дополняет инженерными мероприятиями и архитектурными элементами, а также разрабатывает дендрологичес­кие композиции, создавая в целом так называемый урбанизированный пейзаж, улучшенный и исправленный средствами озеленения и инже­нерного обустройства.

Палитрой архитектора-ландшафтника являются малые архитектур­ные формы, различные виды и разновидности древесных, кустарнико­вых пород, трав, цветов, характерные особенности которых (цвет, форма, размеры) используются для достижения большей художественной вы­разительности композиции.

Средствами формирования ландшафтных архитектурных композиций являются вертикальная планировка территорий, ее инженерное оборудо­вание, устройство пешеходных, транспортных и визуальных коммуника­ций, спроектированных с учетом художественной образности проекта.

В решении практических задач архитекторы-ландшафтники опирают­ся на ландшафтоведение, которое является важной научной отраслью, изучающей природные (естественные) и антропогенные (искусственные) ландшафты, их особенности, свойства, способности к эволюционирова­нию, потенциальные возможности развития.

Дендрология как наука также является важным и неотъемлемым резервом знаний, необходимых для решения задач ландшафтного про­ектирования. Практика показывает, что только знание тонкостей ден­дрологии помогает архитектору-ландшафтнику разрабатывать оптималь­ные проекты озеленения с точки зрения их художественных, экологи­ческих и экономических качеств.

Знание законов архитектурной и художественной композиции явля­ется необходимой базой для эффективной работы архитектора-ланд­шафтника, так как эстетика и художественный образ создаваемой ком­позиции - в конечном итоге и есть главный результат работы специа­листа.

Таким образом, видно, что архитектор-ландшафтник, посвящаю­щий себя ландшафтной архитектуре, должен быть готов к обогащению своего опыта знаниями перечисленных выше наук и к проведению мно­гочисленных практических опытов с природным материалом.

Особенность современной ландшафтной архитектуры заключается в том, что главенствующая роль в творческом процессе принадлежит художе­ственному началу, неизменно опирающемуся на инженерные, мелиора­тивные мероприятия и, конечно же, на дендрологию и законы экологии.

3. Предмет, объекты, задачи и методы ландшафтной архитектуры и ландшафтного проектирования

Предметом ландшафтной архитектуры являются принципы (закономерности) формирования целостной архитектурно-ландшафтной среды, пространственной организации жизненной среды человека с учетом охраны и рационального преобразования природы, нейтрализации последствий урбанизации.

Теоретической и методологической основой разви­тия представлений о задачах, объектах и методах совре­менного архитектурно-ландшафтного творчества явля­ется системный подход, принцип целостности архитек­турно-ландшафтной среды в качестве объекта архитек­туры.

В общем виде задачи ландшафтной архитектуры сле­дующие:

Функционально-пространственная организация среды жизнедеятельности человека под открытым не­бом;

Преобразование ландшафтов при охране их при­родных особенностей;

Создание детального эстетического внешнего бла­гоустройства.

Для определения объектов и конкретизации задач архитектурно-ландшафтного проектирования необходи­мы как дифференциация, так и интеграция знаний.

Расширение задач ландшафтной архитектуры обус­ловлено развитием, например, экологии (от специаль­ной естественной науки о взаимосвязях и взаимодей­ствиях живых организмов и среды к социальной эколо­гии, которая исследует проблемы взаимодействия обще­ства и среды).

Для конкретизации объектов и задач ландшафтной архитектуры важно выяснить также вза­имообусловленность архитектурно-ландшафтной и при­родоохранной деятельности, связь вопросов рациональ­ного преобразования и охраны ландшафтов. В этом от­ношении в ландшафтной архитектуре четко выделяют­ся три группы задач: охрана, преобразование (форми­рование) и восстановление (рекультивация) ландшаф­тов.

В природоохранном плане в теории ландшафтной архитектуры особо актуальной является разработка ос­нов управления преобразованием окружающей среды

Перед обществом ставится задача охраны не только уникальных памятников природы и садово-паркового искусства. Природоохранные принципы должны лежать в основе формирования каждого архитектурно-ланд­шафтного объекта. Они заключаются в охране и улуч­шении исходных природных данных при проектирова­нии ландшафтов, совершенствовании архитектурно-ландшафтного объекта в процессе функционирования по заданной программе, а также учете возможностей ди­намики прямых и обратных связей «объект - среда» и изменений во времени общей природно-антропогенной ситуации.

Таким образом, основная цель - найти компромисс между необходимостью использовать, преобразовывать природные ландшафты и максимально сохранять их. Это легко подтверждается примером развития туристско-рекреационной деятельности. Например, именно ре­креационный бум потребовал в 70-80 гг. новой оценки природных ресурсов и методов проектирования мест загородного отдыха с целью охраны ландшафтов от чрез­мерных нагрузок. В 90-х годах проблема охраны цен­нейших ландшафтов в ближайшем окружении городов возникла в связи с коттеджно-дачным строительством.

Для того чтобы систематизировать архитектурно-ландшафтные задачи, выявить их иерархию, соподчиненность, затем определить принципы и методы решения этих задач, важно иметь научно обоснованную типоло­гию объектов.

Типология - это не только классифика­ция каких-либо объектов, элементов, но и метод научно­го познания, изучения закономерностей развития объек­тов, возникновения новых их типов.

Выделяя отдельные элементы пространственной архитектурно-ландшафтно организованной среды, мы мо­жем говорить об архитектуре зданий и сооружений, го­родов и сел, зон отдыха, парков и др. Однако какой бы объект архитектуры ни рассматривался, его нельзя изо­лировать от природных предпосылок создания и функ­ционирования (прямых или опосредованных через со­циально-экономические факторы).

Новым в ландшафтной типологии явилось представ­ление о ландшафтной среде как целостном объекте ар­хитектуры - системе антропогенных и малопреобразо­ванных природных ландшафтов.

В результате при ти­пологии мы исходим не из того, какие объекты нам нуж­ны (парки, лесопарки и пр.), а из концепции целостно­сти системы открытых пространств, которые выступа­ют объектами ландшафтной архитектуры и ландшафт­ного проектирования.

С современных системно-экологических позиций ни один из элементов окружения не должен выпадать из поля зрения профессиональной деятельности архитек­тора, в том числе и те, которые в определенный момент не являются объектами ландшафтной архитектуры. Но могут стать таковыми и поэтому должны учитываться во взаимодействии системы в целом.

Хотя, на первый взгляд, за основу типологии принимается сплошное ар­хитектурно-ландшафтное территориальное зонирование, на практике оно не является ведущим. Так, одна и та же территория (например, территория республики) может быть объектом комплексной районной планировки, где архитектурно-ландшафтные вопросы связаны с эконо­мическими, градостроительными, композиционными и многими другими, и в то же время - объектом специ­ального архитектурно-ландшафтного проектирования, если разрабатывается схема особо охраняемых ланд­шафтов республики или республиканская схема отды­ха и туризма.

То же мы можем сказать про город -сложнейшую социально-пространственную и ландшафт­ную систему, вычленяя из которой определенную подси­стему, например водно-зеленую, мы более пристально ее изучаем и проектируем в качестве самостоятельного объекта.

Для типологии объектов и систематизации архи­тектурно-ландшафтных задач необходимо выявить два уровня классификации:

1) группы объектов архитекту­ры, градостроительства, где ландшафтные вопросы сто­ят в общем ряду с экономическими, социальными, пла­нировочными и многими другими и где ландшафт­ный архитектор лишь соавтор;

2) группы объектов, в которых ландшафтные аспекты превалируют, и ланд­шафтный архитектор в коллективе специалистов вы­ступает как ведущий, определяющий программу и мето­ды решения этого объекта.

К первой группе объектов - элементов среды - отно­сятся территория страны, республики, района для которых разрабатываются комплекс­ные и отраслевые схемы и проекты районной плани­ровки, и населенные места, гражданские и промышлен­ные градостроительные комплексы, для которых разрабатываются генпланы, проекты детальной планировки и др.

Архитектурно-ландшафтные вопросы, входящие в со­став комплексных градостроительных задач для второй группы объектов, можно сформулировать следующим образом:

Решение проблемы взаимодействия народно­хозяйственного комплекса и ландшафтной среды;

Оп­ределение отношения среды к размещению различных по функциям объектов;

Детальная ландшафтная оценка и зонирова­ние;

Прогноз изменения ландшафтов в результате пла­нируемой деятельности и соответствующих преобразо­ваний;

Архитектурно-ландшафтная организация про­странства исходя из требований экологии, охраны и улучшения гигиенических и эстетических качеств сре­ды; гармоничная взаимосвязь застройки и ландшафта.

Объекты собственно архитектурно-ландшафтной де­ятельности имеют более развитую типологию (табл. 1).

Ландшафтные задачи формирования перечисленных в таблице 1 объектов подразделяются как по их ти­пам, так и по этапам работы с ними (разработка про­граммы, предпроектные исследования, проектирование, реализация проекта, поддержание во время функциони­рования). Однако здесь они не называются, так как в той или иной степени будут раскрываться по группам объектов в последующих лекциях.

Одним их ведущих методов в ланд­шафтной архитектуре является системно-ландшафтный подход, кьторый эффективен также и для архи­тектурного творчества в целом.

Сущность этого метода заключается в проектировании, строительстве и поддер­жании во время функционирования не изолированных объектов, а фрагментов (подсистем) архитектурно - ландшафтной среды, которая постоянно изменяется по зако­нам природы и в результате деятельности людей.

На уровне регионов и крупных градостроительных обра­зований системно-ландшафтный метод уже объективно используется. Однако при создании комплексов за­стройки, тем более отдельных сооружений, иногда даже садово-парковых объектов, его значимость еще недоста­точно осознана.

Экологический метод ландшафтного проектирования выступает и как определение устойчивых отношений между компонентами ландшафта - рельефом, водоема­ми, водотоками, растениями и др., и как проектирова­ние фрагментов жизненной среды в соответствии с ди­намикой природных процессов.

Архитекторы, организуя открытые пространства, опе­рируют природным материалом, который постоянно из­меняется. Гармония человека и ландшафта может быть достигнута, если архитектор не формально, а опираясь на разносторонние знания, исходит в своем творческом поиске из ландшафтной ситуации, выявляя и подчерки­вая ее лучшие качества.

Таким образом, современная ландшафтная архитектура с одной сто­роны представляется особой формой организации общегосударственно­го пространства, направленной на сохранение и развитие этногенеза и традиционной культуры, сбережение истощающихся запасов природ­ных богатств, а с другой стороны - средством проектирования конк­ретной среды обитания человека на уровне микрорайона, квартала, населенного пункта.

Следует полагать, основываясь на современных тенденциях в разви­тии архитектурного творчества, что в XXI веке мы станем свидетелями нового этапа в развитии ландшафтной архитектуры, садово-паркового искусства и дизайна окружающей среды, подобно тому, который имел место в XVII-XVIII веках в европейских государствах, а в XVIII- XIX веках в Российской империи. В те исторические периоды основ­ным «заказчиком», а затем владельцем уникальных памятников садо­во-паркового искусства были царствующие дома.

В современных условиях «заказчиком» и владельцем садово-парко­вых ансамблей должны стать муниципалитеты, юридические и физи­ческие лица. Соответственно, количество произведений архитектурного пейзажа должно значительно возрасти. Изысканный и художествен­но тонкий архитектурный ландшафт должен стать одним из самых распространенных «предметов потребления».

Можно уверенно прогнозировать, что XXI век станет «золотым» веком в развитии садово-паркового искусства во всем мире.

Таблица 1 - Типология объектов архитектурно-ландшафтной деятельности

Объекты архитектурно- ландшафтного проектирования Территории особо охраняемых ландшафтов (естественных и культурно-исторических) -система особо ценных ландшафтных объектов (региональный уровень - территори страны, государства и др.) - заповедники - заказники - природные (национальные) парки - культурно-исторические зоны (мемориалы, памятники истории, архитектуры, садово-паркового искусства и др.): ۷ в естественной среде ۷ в урбанизированой среде - охранные зоны памятников природы
Ландшафтные объекты населенных мест - водно- зеленые системы - открытые пространства центров - среда промышленных комплексов - среда жилой застройки - защитные зеленые зоны - парки, сады - лесопарки - спортивно - оздоровительные зоны
Промышленно-территориальные комплексы (ПТК) межселенных территорий рекреа­ционные объекты - система объектов отдыха и туризма (региональный уровень - территори страны, государства и др.) - зоны кратковременного отдыха - зоны длительног отдыха - санаторно-курортные зоны - парквеи, туристские трассы
объекты различ­ного хозяйст­венного назна­чения - водоохранные зоны - ландзафтные коридоры коммуникаций - зоны мелиорации, добычи полезных ископаемых - сельскохозяйственные территории

Вопросы к лекции 1

1. Раскройте понятие «ландшафтная архитектура»

2. Основная цель ландшафтной архитектуры

3. Социальное значение ландшатной архитектуры

4. Когда возникло понятие «ландшафтная архитектура?

5. С какими природными и искусственными объектами работает специалист - ландшафтник?

6. На какие науки опирается специалист - ландшафтник при решении практических задач?

7. Что является предметом ландшафтной архитектуры как отрасли знаний?

8. Сформулируйте задачи ландшафтной архитектуры

9. Характеризуйте типологию объектов ландшафтной архитектуры

10. Методы ландшафтного проектирования

Ландшафтная архитектура – это искусство, планирование, дизайн, управление, сохранение и восстановление земли и дизайн конструкций. Возможности этой профессии включают проект художественного оформления, планирование участка, развитие области жилой застройки, экологическое восстановление, город или городское планирование, городской дизайн, парки и планирование отдыха.

  • Ландшафтная архитектура – это искусство, планирование, дизайн, управление, сохранение и восстановление земли и дизайн конструкций. Возможности этой профессии включают проект художественного оформления, планирование участка, развитие области жилой застройки, экологическое восстановление, город или городское планирование, городской дизайн, парки и планирование отдыха.
  • Практика в области ландшафтной архитектуры называют ландшафтным дизайнером.
Аллея
  • Аллея
  • Газоны
  • Парковый павильон
  • Садово-парковая скульптура
  • Водоемы
Аллея - дорога или дорожка (обычно в саду, в парке), по обеим сторонам обсаженная рядами деревьев или кустарников, установленными скамейками, фонарями...
  • Аллея - дорога или дорожка (обычно в саду, в парке), по обеим сторонам обсаженная рядами деревьев или кустарников, установленными скамейками, фонарями...
Газо́н - участок земли с искусственно созданным травяным покровом, являющийся фоном для посадок и парковых сооружений, и самостоятельным элементом ландшафтной композиции.
  • Газо́н - участок земли с искусственно созданным травяным покровом, являющийся фоном для посадок и парковых сооружений, и самостоятельным элементом ландшафтной композиции.
Парковый павильон это – беседка или отдельно стоящая легкая постройка, имеющая малый размер или облегчённую открытую конструкцию в саду, парке.
  • Парковый павильон это – беседка или отдельно стоящая легкая постройка, имеющая малый размер или облегчённую открытую конструкцию в саду, парке.
Садово-парковая скульптура - разновидность пластики, которая предназначена для отделки садов и парков. Может иметь как декоративный, пропагандистский, обучающий, так и мемориальный характер.
  • Садово-парковая скульптура - разновидность пластики, которая предназначена для отделки садов и парков. Может иметь как декоративный, пропагандистский, обучающий, так и мемориальный характер.
  • Солдат-победитель
Водоём - природная или искусственная впадина в рельефе, заполненная водой и характеризующаяся замедленным движением воды или полным его отсутствием
  • Водоём - природная или искусственная впадина в рельефе, заполненная водой и характеризующаяся замедленным движением воды или полным его отсутствием
«Ландшафтный дизайн»
  • «Ландшафтный дизайн»
  • Включить в проект:
  • Аллею
  • Газоны
  • Парковый павильон
  • Садово-парковую скульптуру
  • Водоемы
Используемая литература
  • Используемая литература
  • - Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7 класс: учебник для общеобразоват. учреждений / А. С. Питерских, Г. Е. Гуров.; под ред. Б.М.Неменского. - М.: Просвещение, 2014.
  • - Интернет ресурсы

Урок по изобразительному искусству для 7 класса № _______

подготовила учитель изобразительного искусства Крамаровская Н.В..

Дата проведения:___________________ .

Тема урока: Природа и архитектура.

Организация архитектурно-ландшафтного пространства.

Тип урока: Обобщение изученного материала. Формирование новых знаний.

Цель урока: Познакомить с историей возникновения и развития ландшафтного дизайна. Формировать представление об основных видах садово-парковых систем.

Задачи:

Образовательные:

  • Раскрытие значения ландшафтных элементов, их влияние на создание архитектурного образа сооружения; дать общие понятия об исторически сложившихся системах парковой планировки, выделить образцы Крымского парко строения; формирование навыков воплощения замысла композиционными средствами и приёмами.

Развивающие:

  • Развитие наблюдательности, эстетического восприятия природы, зрительную и эмоциональную память, умение проводить аналогию природных элементов с материалами, используемые в работе (тактильное, зрительное, ассоциативное).

Воспитательные:

  • Воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю, гражданскую позицию по сохранению природных ресурсов.

Планируемые результаты :

  • Предметные: получат новые знания о видах ландшафтного дизайна, об исторически сложившихся системах парковой планировки, выделить образцы Крымского паркостроения.
  • Метапредметные: научатся определять цель, проблему в учебной деятельности: обмениваться мнениями, слушать друг друга; обмениваться мнениями, излагать своё мнение в диалоге.
  • Личностные: понимают значение знаний для человека, осознают свои интересы и цели.
  • Регулятивные: определяют цель, проблему в учебной деятельности.
  • Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия; управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка его действий

 Методы и формы обучения

Методы: объяснительно-иллюстративный, беседа. Формы: групповая, фронтальная, индивидуальная.

  Оборудование : Компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Учебник: Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7 класс, автор Питерских А.С., раздаточный материал.

Материалы: альбом, краски или другие материалы на выбор.

План урока.

  1. Организованная часть:
  1. Приветствие.
  2. Выяснение посещаемости и отметка отсутствующих.
  3. Проверка готовности к уроку.
  1. Актуализация знаний.

У каждого из вас, на парте лежит учебник, откройте стр. 126. и в течение урока можете пользоваться им самостоятельно.

Ребята, скажите пожалуйста, какие виды изобразительного искусства мы с вами изучаем в данной четверти? (Архитектура, дизайн).

Назовите архитектурные стили, которые мы изучали. (Ответ учеников).

Давайте на примерах архитектурных памятников Крыма, рассмотрим архитектурные стили. Посмотрите, пожалуйста, на проектную доску, глядя на фото назовите архитектурный объект и его стиль, уверена, что многие из них вы посещали на экскурсиях по Крыму.

Просмотр слайдов с фото архитектурных памятников Крыма.

  1. Объявление темы урока.

Итак, ребята, хочется начать наш урок с искусства поэзии Жака Делиля:

Есть два лишь способа преображать природу:

Один рассчитанностью линий покорять,

Другой – нежданными картинами пленять…

Один являет нам симметрии закон.

Изделия искусств в сады приносит он.

Повсюду разместив то вазы, то скульптуры,

Из геометрии взяв строгие фигуры,

Деревья превратит в цилиндры и кубы…

Другой все сохранит: луга, овраги, чащи,

Пригорки, впадины, неровность, кривизну,

Считая госпожой естественность одну . (пауза)

Легко ли написать картину такую, чтобы она менялась не только в зависимости от точки обзора, но и от времени суток, времени года? Чтобы она каждый час, каждый миг наполнялась новым содержанием и смыслом, чтобы радовала каждую секунду и, как положено истинному творению, была неповторима? Конечно, нелегко, но возможно.

И мы видим это, посещая сады и парки наших земляков, творящих свои неповторимые полотна. Созидая свои картины, они берут немного земли, кусочек неба, пару-тройку облаков. На этом фоне строят журчащий ручей и тихое озеро, в темном таинственно-зеленом углу зажигают старый фонарь... Мир преображается.

Не верилось, что такую неземную красоту можно создать своими руками. Откуда берутся силы переворачивать тонны земли, искать, сажать невиданные цветы, похожие на застывших бабочек? Как, получается, выращивать то, что по определению, по природным условиям у нас расти не должно? В результате долгого и изумленного изучения вопроса приходишь к выводу - этими людьми движет страсть созидания и любовь к красоте, любовь, в конце концов, к тем, которым они показывают с замиранием сердца свои полотна и получают в ответ благодарность и восхищение. А ещё они заражают своей благородной «страстью» окружающих, которые незаметно для себя начинают по-другому смотреть на деревья, цветы, кусты, начинают придумывать, как посадить петрушку, чтобы она украшала мир не меньше розы, как найти, а потом положить в саду камень, чтобы у него хотелось бы остановиться и подумать. Подумать о Мире, Любви и Красоте.

Ребята, как вы думаете, о каком виде дизайна сегодня пойдёт речь?

  1. Изучение нового материала.

Слово учителя.

Действительно, одним из видов дизайна является – ландшафтный дизайн – проектирование пространства под открытым небом; «вторая природа», создаваемая человеком. Ландшафтный дизайнер занимается озеленением и благоустройством парков, садов, усадеб, их оформлением различными декоративными элементами.

Ландшафтный дизайн тесно связан с архитектурой. Нередко здания располагаются среди природы, в этом случае сооружения следует включать в ландшафт так, чтобы они казались как бы естественно возникающими из него и его заканчивающими.

Некоторые сооружения, например средневековые замки, располагающиеся на скалистых кручах, будучи связаны с ландшафтом, подавляли собой всё окружающее, господствовали над местностью. Другие же здания, особенно хотелось бы отметить некоторые парковые павильоны, наоборот, как бы «растворяются» в пейзаже, «тонут» в нём.

Своеобразной областью архитектуры являются искусственные зелёные насаждения – сады и парки. Искусство создания садов и парков известно человечеству с глубокой древности. До наших дней дошла легенда о «висячих садах Семирамиды» - одном из чудес света.

Парки представляют собой сложные композиции, которые разрабатываются архитекторами ландшафтной архитектуры. По отношению к садам и паркам применимы те же архитектурные принципы.

Композиция парка может быть самой разнообразной. Во многих парках планировка подсказана рельефом местности. Существуют три основные, исторически сложившиеся системы парковой планировки. Первая из них, так называемая «итальянская» (каскадная) , предусматривает размещение парка по склону горы с чётко выраженной осью, с организацией на ней лестниц, пандусов, гротов, террас, каскадов воды. Примерами могут служить многочисленные виллы 17-18 веков, расположенные близ Рима.

Вторая система получила название регулярного (или «французского») парка. Она характеризуется также строго симметричной планировкой, но строится не на рельефе, а на ровной местности. Для таких парков типичны - геометрическая сетка аллей, широкое применение стриженой травы, фонтанов, водоёмов. Крупнейшим парком регулярного типа является знаменитый Версальский парк близ Парижа.

Третья система планировки парка получила название пейзажной (или «английский»). Пейзажные парки ассиметричны по композиции, они подражают естественным формам природы. Изгибы дорожек, расположение групп деревьев искусно имитируют обычную природную обстановку. В пейзажном парке много красивых прудов, каскадов, фонтанов. Планировка определена рельефом, здесь полностью отсутствуют какие либо элементы регулярности.

Давайте рассмотрим парки, созданные нашими земляками, и попробуем определить, к какому типу парковой системы относятся данные образцы.

Просмотр слайдов.

Итак, ребята, мы с вами рассмотрели образцы ландшафтного дизайна, некоторые из них вы неоднократно посещали во время экскурсий.

О красоте родного края написал замечательное стихотворение Николай Языков:

Мой друг, что может быть милей

Бесценного родного края?

Там солнце кажется светлей,

Там радостней весна златая,

Прохладней легкий ветерок,

Душистее цветы,

Холмы там зеленее,

Там сладостней звучит поток,

Там соловей поет звучнее.

Физкультминутка.

  1. Практическая работа.

Создание композиции «Сад моей души».

А теперь на какое-то время вы превратитесь в ландшафтных архитекторов и создадите свой сад, который расположится перед домом. Каждый из вас может выбрать планировку своего участка в чистой системе (система каскадная - итальянская, французская – регулярная, английская – пейзажная) или смешанной.

Откройте учебники на стр.147-150, и используйте иллюстрацию и информацию для самостоятельной работы.

  1. Итог урока, выставка, анализ ученических работ.

Заключительное слово.

Учитель . У каждого из вас получился чудный уголок природы.

Закрепление пройденного материала.

  • Учащиеся называют основные системы садово-паркового дизайна.

Рефлексия.

  • Вам понравился сегодняшний урок?
  • Появилось желание стать ландшафтным дизайнером?
  • А желание создать свой уголок природы?

Спасибо за ваше внимание на уроке.

Уборка рабочих мест.

Домашнее задание: Подготовиться к следующему занятию.


Похожие статьи
 
Категории