В мировой психологической практике тест Е. Торренса является самым валидным и надежным стандартизированным инструментом, позволяющим измерить все основные характеристики креативного мышления и оценить творческий потенциал личности.
Методическое руководство представляет собой первую русскоязычную адаптацию всех вербальных и образных субтестов методики. Исключительное значение этой работы обусловлено также отсутствием отечественных тестов на креативность.
В руководстве описана психодиагностическая процедура, подробно, на конкретных примерах, объясняется алгоритм обработки результатов, приведены нормативные данные для возрастного диапазона 5-17 лет и протоколы реальных обследуемых с заключениями по результатам тестирования.
Руководство рассчитано на широкий круг специалистов, работающих в области практической психологии.
ПРЕДИСЛОВИЕ …3
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ …5
Природа креативности …5
Характеристика методики …б
Надежность методики …8
Валидность методики …10
Валидность по содержанию …10
Валидность по критерию …12
Прогностическая валидность …14
Конструктная валидность …14
Возрастная динамика креативности (сравнение американских и российских данных) …18
ВЕРБАЛЬНАЯ БАТАРЕЯ …20
Описание субтестов …20
Процедура тестирования …22
Условия тестирования …22
Общая инструкция …23
Специальные инструкции к субтестам …25
Специальные рекомендации для индивидуального проведения теста …28
Обработка результатов …30
Предварительные замечания …30
Субтест №1 «Вопросы» …32
Субтест N22 «Причины» …45
Субтест №3 «Следствия» …57
Субтест №4 «Улучшение предмета» …69
Субтест №5 «Необычное использование» …83
Субтест №6 «Необычные вопросы» …97
Субтест №7 «Необычная ситуация» …100
Суммирование первичных результатов …109
Перевод в шкальные значения. Обобщенный показатель «Вербальная креативность» …111
Интерпретация основных показателей
вербальной креативности …11З
ПРИЛОЖЕНИЕ №1 …117
ПРИЛОЖЕНИЕ №2 …119
ОБРАЗНАЯ БАТАРЕЯ …121
Описание субтестов …121
Процедура тестирования …122
Условия тестирования …122
Общая инструкция …122
Специальные инструкции к субтестам …124
Обработка результатов …126
Предварительные замечания …126
Беглость …127
Оригинальность …129
Разработанность …144
Абстрактность названий …149
Сопротивление замыканию …151
Суммирование первичных результатов …153
Перевод в шкальные значения. Обобщенный показатель «Образная креативность» …154
Интерпретация основных показателей Образной креативности …158
Анализ структурного профиля креативности (на примере образной батареи) …160
ПРИЛОЖЕНИЕ N23 …165
ЛИТЕРАТУРА …167
Шкалы: любознательность, воображение, сложность, склонность к риску.
Назначение теста
Данная методика позволяет определить четыре особенности творческой личности: любознательность (Л); воображение (В); сложность (С) и склонность к риску (Р). Несмотря на ее адресованность юношескому возрасту, она не утрачивает своей прогностичности и в зрелом возрасте.
Интерпретация теста
Основные критериальные проявления исследуемых факторов:
. Любознательность
. Субъект с выраженной любознательностью чаще всего спрашивает всех и обо всем, ему нравится изучать устройство механических вещей, он постоянно ищет новые пути (способы) мышления, любит изучать новые вещи и идеи, ищет разные возможности решения задач, изучает книги, игры, карты, картины и т. д., чтобы познать как можно больше.
. Воображение.
Субъект с развитым воображением: придумывает рассказы о местах, которые он никогда не видел; представляет, как другие будут решать проблему, которую он решает сам; мечтает о различных местах и вещах; любит думать о явлениях, с которыми не сталкивался; видит то, что изображено на картинах и рисунках, необычно, не так, как другие; часто испытывает удивление по поводу различных идей и событий.
. Сложность.
Субъект, ориентированный на познание сложных явлений, проявляет интерес к сложным вещам и идеям; любит ставить перед собой трудные задачи; любит изучать что-то без посторонней помощи; проявляет настойчивость, чтобы достичь своей цели; предлагает слишком сложные пути решения проблемы, чем это кажется необходимым; ему нравятся сложные задания.
. Склонность к риску.
Проявляется в том, что субъект будет отстаивать свои идеи, не обращая внимания на реакцию других; ставит перед собой высокие цели и будет пытаться их осуществить; допускает для себя возможность ошибок и провалов; любит изучать новые вещи или идеи и не поддается чужому мнению; не слишком озабочен, когда одноклассники, учителя или родители выражают свое неодобрение; предпочитает иметь шанс рискнуть, чтобы узнать, что из этого получится.
Инструкция к тесту
Это задание поможет вам выяснить, насколько творческой личностью вы себя считаете. Среди следующих коротких предложений вы найдете такие, которые определенно подходят вам лучше, чем другие. Их следует отметить знаком «Х» в колонке «В основном верно». Некоторые предложения подходят вам лишь частично, их следует пометить знаком «Х» в колонке «Отчасти верно». Другие утверждения не подойдут вам совсем, их нужно отметить знаком «Х» в колонке «Нет». Те утверждения, относительно которых вы не можете прийти к решению, нужно пометить знаком «Х» в колонке «Не могу решить».
Делайте пометки к каждому предложению и не задумывайтесь подолгу. Здесь нет правильных или неправильных ответов. Отмечайте первое, что придет вам в голову, читая предложение. Это задание не ограничено во времени, но работайте как можно быстрее. Помните, что, давая ответы к каждому предложению, вы должны отмечать то, что действительно чувствуете. Ставьте знак «Х» в ту колонку, которая более всего подходит вам. На каждый вопрос выберите только один ответ.
Тест
1. Если я не знаю правильного ответа, то попытаюсь догадаться о нем.
2. Я люблю рассматривать предмет тщательно и подробно, чтобы обнаружить детали, которых не видел раньше.
3. Обычно я задаю вопросы, если чего-нибудь не знаю.
4. Мне не нравится планировать дела заранее.
5. Перед тем как играть в новую игру, я должен убедиться, что смогу выиграть.
6. Мне нравится представлять себе то, что мне нужно будет узнать или сделать.
7. Если что-то не удается с первого раза, я буду работать до тех пор, пока не сделаю это.
8. Я никогда не выберу игру, с которой другие незнакомы.
9. Лучше я буду делать все как обычно, чем искать новые способы.
10. Я люблю выяснять, так ли все на самом деле.
11. Мне нравится заниматься чем-то новым.
12. Я люблю заводить новых друзей.
13. Мне нравится думать о том, чего со мной никогда не случалось.
14. Обычно я не трачу время на мечты о том, что когда-нибудь стану известным артистом, музыкантом, поэтом.
15. Некоторые мои идеи так захватывают меня, что я забываю обо всем на свете.
16. Мне больше понравилось бы жить и работать на космической станции, чем здесь, на Земле.
17. Я нервничаю, если не знаю, что произойдет дальше.
18. Я люблю то, что необычно.
19. Я часто пытаюсь представить, о чем думают другие люди.
20. Мне нравятся рассказы или телевизионные передачи о событиях, случившихся в прошлом.
21. Мне нравится обсуждать мои идеи в компании друзей.
22. Я обычно сохраняю спокойствие, когда делаю что-то не так или ошибаюсь.
23. Когда я вырасту, мне хотелось бы сделать или совершить что-то такое, что никому неудавалось до меня.
24. Я выбираю друзей, которые всегда делают все привычным способом.
25. Многие существующие правила меня обычно не устраивают.
26. Мне нравится решать даже такую проблему, которая не имеет правильного ответа.
27. Существует много вещей, с которыми мне хотелось бы поэкспериментировать.
28. Если я однажды нашел ответ на вопрос, я буду придерживаться его, а не искать другие ответы.
29. Я не люблю выступать перед группой.
30. Когда я читаю или смотрю телевизор, я представляю себя кем-либо из героев.
31. Я люблю представлять себе, как жили люди 200 лет назад.
32. Мне не нравится, когда мои друзья нерешительны.
33. Я люблю исследовать старые чемоданы и коробки, чтобы просто посмотреть, что в них может быть.
34. Мне хотелось бы, чтобы мои родители и руководители делали все как обычно и не менялись.
35. Я доверяю свои чувствам, предчувствиям.
36. Интересно предположить что-либо и проверить, прав ли я.
37. Интересно браться за головоломки и игры, в которых необходимо рассчитывать свои дальнейшие ходы.
38. Меня интересуют механизмы, любопытно посмотреть, что у них внутри и как они работают.
39. Моим лучшим друзьям не нравятся глупые идеи.
40. Я люблю выдумывать что-то новое, даже если это невозможно применить на практике.
41. Мне нравится, когда все вещи лежат на своих местах.
42. Мне было бы интересно искать ответы на вопросы, которые возникнут в будущем.
43. Я люблю браться за новое, чтобы посмотреть, что из этого выйдет.
44. Мне интереснее играть в любимые игры просто ради удовольствия, а не ради выигрыша.
45. Мне нравится размышлять о чем-то интересном, о том, что еще никому не приходило в голову.
46. Когда я вижу картину, на которой изображен кто-либо незнакомый мне, мне интересно узнать, кто это.
47. Я люблю листать книги и журналы для того, чтобы просто посмотреть, что в них.
48. Я думаю, что на большинство вопросов существует один правильный ответ.
49. Я люблю задавать вопросы о таких вещах, о которых другие люди не задумываются.
50. У меня есть много интересных дел как на работе (учебном заведении), так и дома.
Обработка и интерпретация результатов теста
Обработка данных теста
При оценке данных опросника используются четыре фактора, тесно коррелирующие с творческими проявлениями личности. Они включают Любознательность (Л), Воображение (В), Сложность (С) и Склонность к риску (Р). Мы получаем четыре «сырых» показателя по каждому фактору, а также общий суммарный показатель.
При обработке данных используется либо шаблон, который можно накладывать на лист ответов теста, либо сопоставление ответов испытуемого с ключом в обычной форме.
Ключ к тесту
Склонность к риску
Положительные ответы: 1, 21, 25, 35, 36, 43, 44;
. отрицательные ответы: 5, 8, 22, 29, 32, 34;
. все ответы на данные вопросы в форме «может быть» оцениваются в 1 балл;
. все ответы «не знаю» на данные вопросы оцениваются в -1 балл и вычитаются из общей суммы.
Любознательность
(ответы, оцениваемые в 2 балла)
Положительные ответы: 2, 3, 11, 12, 19, 27, 33, 37, 38, 47, 49;
. отрицательные ответы: 28;
Сложность (ответы, оцениваемые в 2 балла)
Положительные ответы: 7, 15, 18, 26, 42, 50;
. отрицательные: 4, 9, 10, 17, 24, 41, 48;
. все ответы в форме «может быть» оцениваются в +1 балл, а ответы «не знаю» - в -1 балл.
Воображение (ответы, оцениваемые в 2 балла)
Положительные: 13, 16, 23, 30, 31, 40, 45, 46;
. отрицательные: 14, 20, 39;
. все ответы «может быть» оцениваются в +1 балл, а ответы «не знаю» - в -1 балл.
В данном случае определение каждого из четырех факторов креативности личности осуществляется на основе положительных и отрицательных ответов, оцениваемых в 2 балла, частично совпадающих с ключом (в форме «может быть»), оцениваемых в 1 балл, и ответов «незнаю», оцениваемых в -1 балл.
Использование этой оценочной шкалы дает право «наказать» недостаточно творческую, нерешительную личность.
Этот опросник разработан для того, чтобы оценить, в какой степени способными на риск (Р), любознательными (Л), обладающими воображением (В) и предпочитающими сложные идеи (С) считают себя испытуемые. Из 50 пунктов 12 утверждений относятся к любознательности, 12 - к воображению, 13 - к способности идти на риск, 13 утверждений - к фактору сложности.
Если все ответы совпадают с ключом, то суммарный «сырой» балл может быть равен 100, если не отмечены пункты «не знаю».
Если испытуемый дает все ответы в форме «может быть», то его «сырая» оценка может составить 50 баллов в случае отсутствия ответов «не знаю».
Конечная количественная выраженность того или иного фактора определяется путем суммирования всех ответов, совпадающих с ключом, и ответов «может быть» (+1) и вычитания из этой суммы всех ответов «не знаю» (-1 балл).
Чем выше «сырая» оценка человека, испытывающего позитивные чувства по отношению к себе, тем более творческой личностью, любознательной, с воображением, способной пойти на риск и разобраться в сложных проблемах, он является; все вышеописанные личностные факторы тесно связаны с творческими способностями.
Могут быть получены оценки по каждому фактору теста в отдельности, а также суммарная оценка. Оценки по факторам и суммарная оценка лучше демонстрируют сильные (высокая «сырая» оценка) и слабые (низкая «сырая» оценка) стороны ребенка. Оценка отдельного фактора и суммарный «сырой» балл могут быть впоследствии переведены в стандартные баллы и отмечены на индивидуальном профиле учащегося.
Нормативные данные для российских и американских исследуемых по 4-факторному опроснику
Факторы креативности Россия Американские данные
Среднее, M Стандартные отклонения, Δ Среднее, M Стандартные отклонения, Δ
Любознательность 17,8 3,9 16,4 4,3
Воображение 15,6 4,8 16,0 4,7
Сложность 17,2 4,4 14,8 5,1
Склонность к риску 17,0 - - -
Суммарный 67,6 16,0 62,1 18,0
Сравнивая российские и американские данные, Е.Е.Туник отмечает, что по опроснику личностных характеристик можно говорить, что по всем факторам: Любознательность, Сложность, Склонность к риску и Суммарный балл - российские средние показатели выше американских, за исключением показателей за Воображение, где выше американские данные (различия статистически значимы, t - критерий Стьюдента).
Источники
Диагностика личностной креативности (Е.Е.Туник) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., 2002. C.59-64.Психология творчества, креативности, одаренности Ильин Евгений Павлович
Самооценка творческих способностей (Е. Туник)
Инструкция. Это задание поможет вам выяснить, насколько творческой личностью вы себя считаете. Среди следующих коротких предложений найдите такие, которые определенно вам подходят лучше, чем другие. Их следует отметить знаком «X» в колонке «В основном верно». Некоторые предложения подходят вам лишь частично, их следует пометить знаком «X» в колонке «Отчасти верно». Другие утверждения не подойдут вам совсем, их нужно пометить знаком «X» в колонке «В основном неверно». Те утверждения, относительно которых вы не можете прийти к решению, нужно пометить знаком «X» в колонке «Не знаю».
Делайте пометки к каждому предложению и не задумывайтесь подолгу. Здесь нет правильных или неправильных ответов. Отмечайте первое, что придет вам в голову, читая предложение. Это задание не ограничено во времени, но работайте как можно быстрее. Помните, что, давая ответы к каждому предложению, вы должны отмечать то, что вы действительно чувствуете в отношении себя. Ставьте знак «X» в ту колонку, которая более всего подходит вам. На каждый вопрос выберите только один ответ.
Вам выдана тестовая тетрадь, в которой содержатся все утверждения и лист ответов. Пожалуйста, отмечайте свои ответы только на листе ответов, ничего не пишите в тестовой тетради. Номера заданий тестовой тетради соответствуют номерам на листе ответов.
Данный этап тестирования рекомендуется проводить для детей начиная с 5 класса школы. К тому же возможен такой способ проведения. Ребенку выдается тестовая тетрадь, содержащая инструкцию и вопросы опросника. Также выдается лист ответов, на котором ребенок отмечает свои ответы. Оптимально, когда психолог зачитывает утверждения опросника вслух, а ребенок читает их про себя и самостоятельно отмечает свой ответ. Форма проведения тестирования – групповая. Время заполнения опросника не ограничено. Требуется около 20–30 минут в зависимости от возраста детей.
Опросник
1. Если я не знаю правильного ответа, то я пытаюсь догадаться о нем.
2. Я люблю рассматривать предмет тщательно и подробно, чтобы обнаружить детали, которых не видел раньше.
3. Обычно я задаю вопросы, если чего-нибудь не знаю.
4. Мне не нравится планировать дела заранее.
5. Перед тем как играть в новую игру, я должен убедиться, что смогу выиграть.
6. Мне нравится представлять себе, что мне нужно будет узнать или сделать.
7. Если что-то не удается мне с первого раза, я буду работать до тех пор, пока не сделаю это.
8. Я никогда не выберу игру, с которой другие не знакомы.
9. Лучше я буду делать все как обычно, чем искать новые способы.
10. Я люблю выяснять, так ли все на самом деле.
11. Мне нравится заниматься чем-то новым.
12. Я люблю заводить новых друзей.
13. Мне нравится думать о том, чего со мной никогда не случалось.
14. Обычно я не трачу время на мечты о том, что когда-нибудь я стану известным артистом, музыкантом, поэтом.
15. Некоторые мои идеи так захватывают меня, что я забываю обо всем на свете.
16. Мне больше понравилось бы жить и работать на космической станции, чем здесь, на Земле.
17. Я нервничаю, если не знаю, что произойдет дальше.
18. Я люблю то, что необычно.
19. Я часто пытаюсь представить, о чем думают другие люди.
20. Мне нравятся рассказы или телевизионные передачи о событиях, случившихся в прошлом.
21. Мне нравится обсуждать мои идеи в компании друзей.
22. Я обычно сохраняю спокойствие, когда делаю что-то не так или ошибаюсь.
23. Когда я вырасту, мне хотелось бы сделать или совершить что-то такое, что никому не удавалось до меня.
24. Я выбираю друзей, которые всегда делают все привычным способом.
25. Многие существующие правила меня обычно не устраивают.
26. Мне нравится решать даже такую проблему, которая не имеет правильного ответа.
27. Существует много вещей, с которыми мне хотелось бы поэкспериментировать.
28. Если я однажды нашел ответ на вопрос, я буду придерживаться его, а не искать другие ответы.
29. Я не люблю выступать перед классом.
30. Когда я читаю или смотрю телевизор, я представляю себя кем-либо из героев.
31. Я люблю представлять себе, как жили люди 200 лет назад.
32. Мне не нравится, когда мои друзья нерешительны.
33. Я люблю исследовать старые чемоданы и коробки, чтобы просто посмотреть, что в них может быть.
34. Мне хотелось бы, чтобы мои родители и учителя делали все как обычно, и не менялись.
35. Я доверяю своим чувствам, предчувствиям.
36. Интересно предположить что-либо и проверить, прав ли я.
37. Интересно браться за головоломки и игры, в которых необходимо рассчитывать свои дальнейшие ходы.
38. Меня интересуют механизмы, любопытно посмотреть, что у них внутри и как они работают.
39. Моим лучшим друзьям не нравятся глупые идеи.
40. Я люблю выдумывать что-то новое, даже если это невозможно применить на практике.
41. Мне нравится, когда все вещи лежат на своих местах.
42. Мне было бы интересно искать ответы на вопросы, которые возникнут в будущем.
43. Я люблю браться за новое, чтобы посмотреть, что из этого выйдет.
44. Мне интереснее играть в любимые игры просто ради удовольствия, а не ради выигрыша.
45. Мне нравится размышлять о чем-то интересном, о том, что еще никому не приходило в голову.
46. Когда я вижу картину, на которой изображен кто-либо незнакомый мне, мне интересно узнать, кто это.
47. Я люблю листать книги и журналы для того, чтобы просто посмотреть, что в них.
48. Я думаю, что на большинство вопросов существует один правильный ответ.
49. Я люблю задавать вопросы о таких вещах, о которых другие люди не задумываются.
50. У меня есть много интересных дел в школе и дома.
Ключ к опроснику
Обработка данныхПри оценке данных опросника используются четыре фактора, тесно коррелирующие с творческими проявлениями личности. Они включают: Любознательность (Л), Воображение (В), Сложность (С) и Склонность к риску (Р). Получаются четыре сырых показателя по каждому фактору, а также общий суммарный показатель.
При обработке данных используется шаблон, который можно накладывать на лист ответов теста. Отверстия в шаблоне показывают ответы, соответствующие оценке 2 балла, также на шаблоне отмечены коды для четырех факторов, оцениваемых в тесте. Все ответы, находящиеся в клетках и попадающие в отверстия, получают 1 балл, кроме последней колонки «Не знаю». Ответы в этой колонке получают минус 1 балл в сырых баллах и вычитаются из общей оценки. Использование этой колонки дает право «наказать» недостаточно творческую, нерешительную личность.
Код фактора четвертой колонки на шаблоне используется, чтобы показать, который из четырех факторов относится к каждому отдельному вопросу. Этот опросник разработан для того, чтобы оценить, в какой степени способными на риск (с пометкой Р), любознательными (Л), обладающими воображением (В) и предпочитающими сложные идеи (С) считают себя испытуемые. Из 50 пунктов 12 утверждений относятся к любознательности, 12 – к воображению, 13 – к способности идти на риск, 13 – к фактору сложности.
Если все ответы совпадают с отверстиями ключа шаблона, то суммарный сырой балл может быть равен 100 баллам, если не отмечены пункты «Не знаю». Если учащийся дает все ответы, которые не видны в отверстиях шаблона, то его сырая оценка может составить 50 баллов, если ни один пункт не помечен «Не знаю», то чем выше сырая оценка человека, испытывающего позитивные чувства по отношению к себе, тем более творческой личностью, любознательной, с воображением, способной пойти на риск и разобраться в сложных проблемах он является. Все вышеописанные личностные факторы тесно связаны с творческими способностями.
Могут быть получены оценки по каждому фактору теста (способность пойти на риск, воображение и т. д.) в отдельности, а также суммарная оценка. Оценки по факторам и суммарная сырая оценка лучше демонстрируют сильные (высокая сырая оценка) и слабые (низкая сырая оценка) стороны ребенка. Оценка отдельного фактора и суммарный сырой балл могут быть впоследствии переведены в стандартные баллы и отмечены на индивидуальном профиле учащегося.
Из книги Осознанное сновидение автора Лаберж СтивенРешение творческих задач Как уже говорилось в первой главе, существует множество примеров творческих снов в искусстве и науке. Давайте более детально рассмотрим два примера, чтобы продемонстрировать роль сновидений в творческом процессе.Для начала обратимся к случаю,
Из книги Психодиагностика автора Лучинин Алексей Сергеевич6. Факторный анализ. Двухфакторная теория способностей Ч. Спирмена. Многофакторная теория способностей Т. Л. Килли и Л. Терстона Тестовые батареи (комплекты) создавались для отбора поступающих в медицинские, юридические, инженерные и другие учебные заведения. Основой для
Из книги Серьёзное творческое мышление автора Боно Эдвард деСписок творческих целей
Из книги Одаренный ребенок [Иллюзии и реальность] автора Юркевич Виктория СоломоновнаСПИСОК ТВОРЧЕСКИХ ЦЕЛЕЙ Эта структура была подробно описана в предыдущей главе. Здесь мы упоминаем о ней для полноты. Список творческих целей - это простой и эффективный способ представления и поддержки творчества.К списку нужно относиться со всей серьезностью. Его
Из книги Психология творчества, креативности, одаренности автора Ильин Евгений Павлович3. О способностях творческих и интеллектуальных Вот вам задание: придумать какой-нибудь необычный рисунок на основе кружочка. Обычный кружок.Ну, что вам приходит в голову? Человечек? Еще! Помидор - чуть лучше, а еще? Луна, солнце, вишня…Жаль, если именно такие ответы. Это
Из книги Психология общих способностей автора Дружинин Владимир Николаевич (д.псх.н.)Глава 8 От творческих способностей и одаренности к творческим личностям (креативам) В последние годы стало очевидным, что результаты, получаемые с помощью тестов дивергентного мышления в детском и подростковом возрасте, в лучшем случае лишь умеренно связаны с
Из книги Почему дети лгут? [Где ложь, а где фантазия] автора Орлова Екатерина МарковнаДиагностика вербальной и невербальной креативности (Дж. Гилфорд и П. Торренс в модификации Е. Туник) Назначение и краткая характеристика. Большинство текстов является модификацией тестов Гилфорда или Торренса. Время проведения батареи тестов – 40 минут. Тесты
Из книги Психология детского творчества автора Николаева Елена ИвановнаГлава 6 Субъективная парадигма в исследовании способностей. Имплицитные теории
Из книги Самоучитель для гения [Как открыть свои сильные стороны] автора Купер ЛексГлава 8 Развитие творческих способностей
Из книги Арт-терапия детей и подростков автора Копытин Александр Иванович Из книги Интеллект успеха автора Стернберг Роберт3.4. Факторы, влияющие на выраженность творческих способностей Мы уже говорили, что для творческих способностей, как и для многих других психологических качеств, существует сенситивный период, которым является дошкольный возраст развития ребенка . Понятие сенситивного
Из книги автораПризнаки творческих людей Как уже понятно из определения, творческий человек стремится раскрыть свои таланты и найти им правильное применение, поскольку не видит интереса в жизни без процесса постоянного развития.Творческий человек доброжелательно настроен к
Из книги автора1.4. Что вам даст развитие творческих способностей? Когда вы будете лучше знать и понимать себя, вам не придется оказываться перед мучительным вопросом выбора или поиска выхода из сложной ситуации. Творческий потенциал помогает применять и создавать новое в любых сферах
Из книги автораГлава 6 Развитие познавательных и творческих способностей детей и подростков средствами арт-терапии Одной из задач применения арт-терапии в работе с детьми и подростками может являться развитие их познавательных и творческих способностей. Решение этой задачи
Из книги автора6.1. Применение методов арт-терапии для оценки познавательных и творческих способностей Оценка познавательных способностейГрафические методы уже давно применяются для оценки познавательных способностей детей. Отчасти это связано с тем, что применение вербальных
Из книги автораГлава 6. Ключ второй: отыскивайте достойные проблемы за счет творческих умственных способностей «Алиса умна, но у нее отсутствует творческое начало».«Джон – глубоко творческая натура, но стандартные тесты проверки интеллекта для него страшнее китайской грамоты».Должно
Методика изучения детской креативности (Е.Е. Туник)
Цель: методика направлена на изучение детской креативности, как черты личности ребенка, его способности к творчеству как процессу.
Проведение исследования. Время проведения методики - 40 минут. Тесты предназначены для возрастной группы от 5 до 15 лет. С детьми от 5 до 8 лет тесты проводятся в индивидуальной форме.
С возрастной группой от 9 до 15 лет тесты проводятся в групповой форме (возможно проведение и в индивидуальной форме). Следует отметить, что субтест 3 (Слова или Выражение) имеет две модификации, одна модификация - Слова -предназначена для детей от 5 до 8 лет, вторая модификация – Выражение - предназначена для 9 - 15 лет. Методика состоит из 8 субтестов: "Использование предметов", "Заключения", "Выражение", "Словесная ассоциация", "Составление изображений", "Эскизы", "Спрятанная форма", "Задачи со спичками".
Инструкция. Ребенка просят выполнить определенного рода задание, при выполнении которых он создает что-то новое, не существовавшее прежде, оригинальное.
Субтест 1.
«Использование предметов» (варианты употребления)
Задача: Перечислить как можно больше способов использования предмета, отличающиеся от обычного употребления.
Инструкция: Газета используется для чтения, ты можешь придумать другие способы использования газеты. Что из неё можно сделать? Как её можно использовать?
Время выполнения субтеста 3 мин. Все ответы дословно записываются психологом при индивидуальной форме проведения. При групповой форме проведения ответы записывают сами испытуемые. Время засекается после прочтения инструкции.
Субтест 2. «Заключения»
Задача: Перечислить различные последствия гипотетической ситуации.
Инструкция: Вообрази, что случится, если животные и птицы смогут разговаривать на человеческом языке.
Время выполнения субтеста 3 минуты.
Субтест 3. «Выражение»
Модификация для детей 9-15 лет
Задача : Придумать предложения, состоящие из четырех слов, каждое из которых начинается с указанной буквы.
Инструкция: «Придумай как можно больше предложений, состоящих из четырех слов. Каждое слово в предложении должно начинаться с указанной буквы. Вот эти буквы: В, М, С, К (испытуемым предъявляются напечатанные буквы). Пожалуйста, используй буквы только в таком порядке, не меняй их местами. Привожу пример предложения: «Веселый мальчик смотрит кинофильм». А теперь придумай как можно больше своих предложений с этими буквами».
Время выполнения субтеста - 5 минут.
Субтест 4. «Словесная ассоциация»
Задача: Привести как можно больше определений для общеупотребительных слов.
Инструкция: Приведи как можно больше определений для слова - книга. Например - красивая книга - какая еще бывает книга?
Время выполнения субтеста - 3 минуты.
Субтест 5. «Составление изображений»
Задача: Нарисовать заданные объекты, пользуясь определенным набором фигур.
Инструкция: Нарисуй определенные объекты, пользуясь следующим набором фигур: круг, прямоугольник, треугольник, полукруг. Каждую фигуру можно использовать несколько раз, менять их размеры и положение в пространстве, но нельзя добавлять другие фигуры или линии.
В первом квадрате нарисуйте лицо, во втором - дом, в третьем - клоуна, а в четвертом - то, что ты хочешь. Подпиши четвертый рисунок.
Испытуемому предъявляется набор фигур рис.1 и образец выполнения задания - лампа рис.2 (Приложение 2)
Образец незаполненного тестового бланка приведен на рис. 3. (Приложение 2)
Время выполнения всех рисунков - 1 = 8 минут.
Длина стороны квадрата = 8 см. (для тестового бланка)
Субтест 6. «Эскизы»
Задача: В квадратах теста приводится множество одинаковых фигур (кругов); каждую из фигур надо превратить в различные изображения.
Инструкция: Добавь любые детали или линии к основному изображению так, чтобы получились различные интересные рисунки. Дорисуй эти картинки. Рисовать можно внутри круга и снаружи круга. Подпиши название каждого рисунка.
Время выполнения задания - 10 минут.
На рис. 4 (Приложение 3) изображен неиспользованный тестовый бланк для данного субтеста. Тестовый бланк состоит из листа стандартной бумаги (формат А-4), на котором изображено 20 квадратов с кругом посередине. Размеры квадрата 5x5 см, диаметр каждого круга ~ 1,5 см.
В качестве примера к субтесту предъявляется нарисованный человечек (рис. 5 Приложение 3).
Субтест 7. «Спрятанная форма»
Задача: Найти различные фигуры, скрытые в сложном, мало структурированном изображении.
Инструкция: Найди как можно больше изображений на этом рисунке. Что нарисовано на этой картинке?
Время выполнения субтеста = 3 минуты.
Тестовые стимульные материалы (изображения) приведены на рис. 6 (1-6) Приложение 4, всего 6 различных рисунков. Предъявлять следует только один рисунок. Остальные даны для того, чтобы можно было провести повторное тестирование в другое время.
Субтест 8. «Задачи со спичками»
Задача: Передвинуть определенное количество спичек, получить заданное число треугольников и прямоугольников или сложить заданную фигуру.
На каждую задачу дается 3 минуты, общее время выполнения субтеста 9 минут.
Задача № 1: убери 3 спички, чтобы осталось 4 квадрата, каждая оставленная спичка должна быть частью какого – то квадрата.
Задача № 2: приложить к 4 спичкам 5 спичек, так чтобы получилось 100 (число или слово).
Задача № 3: переложив 4 спички на другое место, необходимо превратить топор в 3 равных треугольника.
Методика П. Торренса
«Определение творческого воображения, креативности»
Данный тест впервые был предложен американским психологом Э. П. Торренсом в 1962 г. Тест предназначен для диагностики креативности, начиная с дошкольного возраста (5-6 лет). Усложненные варианты могут быть использованы и в других возрастных группах (до 17-20 лет).
Двенадцать тестов творческой продуктивности Торренса сгруппированы в вербальную, изобразительную и звуковую батареи. Нас интересуют тесты, связанные с изобразительной деятельностью.
Как показала экспериментальная практика, тест информативен и позволяет решать различные задачи, в том числе и в сфере диагностики художественно-творческих способностей. Модель креативности универсальна и соответствует психологическим реалиям в любой сфере человеческой деятельности. А основные показатели – беглость, гибкость, оригинальность и разработанность – ярко проявляются и в художественной деятельности в различные возрастные периоды развития личности.
Тест творческого мышления Е. П. Торренса предполагает возможность различных вариантов и модификаций. В последнее время появилось множество различных адаптированных модификаций данного теста (А. М. Матюшкин, Н. В. Шумакова, Е. И. Шебланова, Н. Б. Щербо, В. Н. Козленко, Е. Е. Туник, А. Э. Симановский, Т. А. Барышева).
Перед тем как приступить к методике стоит разобраться, что же такое Креативность. Креати́вность (от англ. create - создавать, творить) - творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одарённости в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем. Согласно американскому психологу Абрахаму Маслоу - это творческая направленность, врождённо свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием сложившейся системы воспитания, образования и социальной практики.
Человек у которого много не стандартных идей, новых, которые отклоняются от стандартов мы называем творческой личностью .
Четыре особенности творческой личности :
Склонность к риску
Любознательность
Воображение
Сложность
Риск - это неопределённое событие или условие, которое в случае возникновения имеет позитивное или негативное воздействие на репутацию компании, приводит к приобретениям или потерям в денежном выражении.
Любознательность – внутренняя заинтересованность в получении новой информации с целью удовлетворения познавательной потребности.
Воображение – это психический познавательный процесс создания новых представлений на основе имеющегося опыта, то есть процесс преобразующего проецирования действительности.
Сложность – тяга к более запутанным и сложным вещам идеям.
Приступим к выполнению методики (ответы на бланках).
Назначение. Данная методика позволяет определить четыре особенности творческой личности: любознательность (Л); воображение (в); сложность (с) и склонность к риску (Р). Несмотря на ее адресованность юношескому возрасту, она не утрачивает своей прогностичности и в зрелом возрасте.
Интерпретация полученных мною ответов:
1. Склонность к риску:
а) положительные ответы: 1, 35, сумма 4 балла
б) отрицательные ответы: 5, 8, 34 сумма 6 баллов
в) все ответь «может быть»: 22, 36, 43, 44 сумма 4 балла
г) все ответы «не знаю» суммы:- сумма -1 балл
Итого общая сумма: 4+6+4=14 баллов
2. Любознательность
а) положительные ответы: 3, 11, 19, 27,33,37,38 Сума 14 баллов
б) отрицательные ответы: сумма 0 баллов
в) все ответы «может быть»:2,12,28 Сумма 3 балла
г) все ответы «не знаю»:- Сума -1 балл
Итого общая сумма=14+3=17 баллов
3. Сложность
а) положительные ответы: 7 Сумма 2 балла
б) отрицательные: 4 Сумма 2 балла
в) все ответы в форме «может быть»: 9,15,17,18,26 50Сумма 6 баллов
г)ответы «не знаю»:24 Сумма -1 балл
Итого общая сумма = 2+2+6-1=9 баллов
4. Воображение
а) положительные: Сумма 0 баллов
б) отрицательные: 20; Сумма 2 балла
в) все ответы «может быть»:23,45, Сумма 2 балла
г) ответы «не знаю»: 39 Сумма -1 балл
Итого общая сумма = 0+2+2-1=3 балла
Если проанализировать полученные результаты то получим такие данные: у меня хорошо развиты любознательность, склонность к риску и сложность, но хуже с воображением.
Если проанализировать мое жизненно поведение, то любознательность у меня проявляется довольно ярко. Примером этого есть то, что я очень люблю посещать музеи и галереи, с удовольствием читаю много книг, и общаюсь с другими людьми, люблю очень путешествовать, к примеру жила во многих местах, где открыла для себя неизвестные мне вещи проживания, также принимала участие в тренингах или акциях, анкетирования, которые позволяли мне открыть что то новое.
Склонность к риску у меня высокая также, что говорить нам о том, что я способна рисковать, если это не обходимо. Примером моей рискованности есть поступление в ВУЗ именно в Харькове, что находится в более чем 600 км от моего родного города. Также очень люблю идти на риск, будь то что-то попробывать, что до сих пор никогда не пробовала, или очень мечтаю о том, чтобы прыгнуть с парашютом – это моя заветная мечта.
Сложность набрала среднее количество баллов, что меня немного удивило, поскольку испытываю любовь к сложным вещам, заданиям, механизмам еще из детства, к примеру мне нравилось решать задания с уложенным условием, решать запутанные головоломки, в чем либо я проявляю очень большую настойчивость, а также люблю приходить к решению самостоятельно. Для меня очень большую ценность несут книги и фильмы с сложным сюжетом, или сюжетом, который понятен не каждому, но несет в себе скрытый смысл.
Воображение, ну это качество развито у меня очень слабо по сравнению с другими. Еще в школьные годы я заметила трудности с написанием сочинений или стихотворений где требовалось придумать, что то не реальное и не практичное. Также в течении жизненных будней я заметила, что лишена воображения в большей мере, я более практичный человек с приземленным мышлением, я вижу вещи такими как они есть, а не такими, какими они могли бы быть.
Из выше сказанного можно сказать, что я креативный человек, но мне стоит обратить внимание и развивать в себе воображение поскольку, профессия экономиста иногда требует новых, свежих идей, таких каких еще не было для решения нестандартных ситуаций.
Умение решать сложные проблемы и рисковать тоже благоприятно влияют на успешное продвижение по специальности, что делает вас более конкурентоспособным, я человек, который многим интересуется. То есть любознательный, что располагает к себе коллектив.