Дистанционное обучение–это комплекс образовательных услуг, предоставляемых с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.).
Дистанционное обучение – это обучение на расстоянии.Система дистанционного обучения позволяет приобрести необходимые навыки и новые знания с помощью персонального компьютера и выхода в сеть Интернет. Место расположения компьютера не имеет значения, поэтому учиться можно дома, на работе, в on-line классе одного из центров дистанционного обучения, а также в любом другом месте, где есть ПК с подключением к сети Интернет. Это важнейшее преимущество дистанционного обучения перед традиционными формами обучения.
Система дистанционного обучения обязательно должна обеспечивать выполнение следующихфункции :
доставка обучаемым основного объема изучаемого материала с помощью информационных технологий;
интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения;
предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого учебного материала;
оценка знаний и навыков обучаемых в процессе обучения .
По технологии передачи данных на расстоянии можно выделить следующие формы дистанционного обучения :
через интерактивное ТВ и видеоконференции;
через телеконференции, IRC, MOO, MUD (на базе сети Internet);
через WWW .
Сегодня технология Internet вытесняет другие формы.
По способу получения учебной информации различают:
синхронные учебные системы;
асинхронные учебные системы.
Синхронные системы предполагают одновременное участие в процессе учебных занятий обучаемых и преподавателя. К таким системам относятся:
интерактивное телевидение,
видеоконференции,
компьютерные телеконференции,
Асинхронные системы не требуют одновременного участия обучаемых и преподавателя. Обучаемый сам выбирает время и план занятий. К таким системам в дистанционном образовании относятся курсы на основе печатных материалов, аудио/ видео кассетах, электронной почте, WWW, FTP.
Смешанные системы, которые используют элементы как синхронных, так и асинхронных систем.
Уровни дистанционного обучения:
глобальные (международные и федеральные) – («Глобальный лекционный зал», «Университет мира», «Международный электронный университет»);
региональные системы дистанционного обучения – в рамках региона;
локальные системы дистанционного обучения – в рамках города, ВУЗа и т.п.
Использование дистанционного обучения в организации учебного процесса предусматривает развитие трех видов технологий:
кейс-технологии, когда учебно-методические материалы комплектуются в специальный набор (кейс от англ. case) и передаются (пересылаются) обучаемому для самостоятельного изучения (с периодическими консультациями у назначенных ему тьюторов);
TV-технологии, которая базируется на использовании телевизионных лекций с консультациями у тьюторов;
сетевой технологии, построенной на использовании сети Интернет, как для обеспечения обучаемого учебно-методическим материалом, так и для интерактивного взаимодействия тьютора и обучаемого и обучаемых между собой.
Для студентов базовой следует считать кейс-технологию, поскольку именно она, может сформировать тот набор учебно-методического обеспечения (в том числе и электронных, и традиционных учебников и учебных пособий), который и позволяет осуществить профессиональную подготовку студента по избранной им специальности.
В кейс-технологии могут эффективно использоваться следующие средства обучения:
программы изучения дисциплин с методическими указаниями по выполнению контрольных, курсовых и выпускных работ;
печатные фундаментальные учебники и учебные пособия по каждой из дисциплин курса;
специальные печатные учебно-практические пособия с тестами для самоконтроля и контроля;
обзорные (установочные) аудио- или видеолекции по каждой дисциплине курса;
лабораторные практикумы;
компьютерные электронные учебники и/или компьютерные обучающие программы по всем дисциплинам курса.
Преимущества дистанционного обучения :
возможность удаленного обучения иностранцев, инвалидов и людей с различными отклонениями;
возможность обучаться в индивидуальном темпе;
свободный доступ учащихся к базам данных, библиотечным каталогам и другим информационным ресурсам;
удобство при ведении личных дел учащихся;
интерактивность (возможность быстрого обмена информацией);
возможность проходить тестирование в режиме прямого доступа.
Недостатки :
отсутствие личного общения с преподавателем;
необходимость жесткой самодисциплины, самоконтроля;
необходимость использования специальной техники (персональный компьютер, доступ в Интернет);
сложности с аутентификацией пользователя при проверке знаний;
недостаток практических умений и навыков.
Все вышеизложенные технологии обучения (либо их элементы) в том или ином виде могут быть использованы в учебном процессе высшей школы.
является современным видом образования, приобретающим все большую популярность.
Суть дистанционного метода заключается в осуществлении учебного процесса на расстоянии в режиме реального времени. Ученик и учитель общаются посредством интернет-связи, учитель передаёт, а ученик получает знания и задания, сдает контрольные работы. При этом, преподаватель может быть удалён от ученика на любое расстояние, они могут проживать в и на разных континентах.
Такое обучение стало возможным, благодаря развитию интернет-технологий, распространению электронных средств связи. Дистанционное обучение отличается от очного образовательного процесса методикой проведения занятий.
И потому, требует методических изменений в осуществлении образования школьников и студентов. Какие технологии дистанционного образования используются в современном обучении на расстоянии? Какие же существуют для применение дистанционных технологий в образовании?
Дистанционные технологии в обучении опираются на следующие методы передачи информации:
- Электронные учебники и справочники: содержат и хранят информацию.
- Интернет: осуществляет пересылку любых форм информации (текст, графика, видео, фото, звук), двухстороннее общение в виде семинаров, дискуссий.
Для реализации дистанционного образования необходимо общение на расстоянии в реальном времени. Для обеспечения такого общения используется техническое обеспечение, включающее в себя следующие средства и устройства:
- Сеть передачи информации (интернет). Данная сеть берет на себя функции по передаче изображения лиц педагога и ученика, предоставляемой видеоинформации (текстов, таблиц, картинок), словесной информации.
- Устройства, обеспечивающие прием и отправление информации в реальном режиме. Такими устройствами являются , планшеты, иногда мобильные телефоны. Устройство должно обеспечивать визуальный и звуковой контакт между учителем и учеником (учениками).
Работа современных средств передачи информации зависит от наличия электрических передающих устройств и коммуникаций связи.
Методы дистанционного обучения
Традиционное обучение школьников и студентов включает лекции, практические работы, самостоятельные исследования, письменные задания и устные опросы.
Дистанционные технологии в образовании предполагают наличие некоторых изменений в применяемых методиках:
- Лекция или подача готовой информации: требует определенного уровня самодисциплины от ученика.
- Самостоятельное исследование (реферат): не изменяется, так как в обоих случаях (очное образование или дистанционное) ученик предоставляет учителю результат поиска или исследования, который он выполняет самостоятельно.
- Практические работы: значительно усложняются. Требуют от учителя разработки детальных пошаговых инструкций и углубленной консультации по выполнению работы. В ряде случае осуществление практических работ дистанционно становится невозможным.
- Выполнение заданий: изменения в форме отправки текста. Для удобства отправки и получения задания применяются тесты, в которых результат длительных вычислений может быть обозначен выбором одного числа.
- Устный опрос: требует от ученика самодисциплины, так как опрос на расстоянии дает возможность пользоваться подсказками, шпаргалками и другими средствами, не допускаемыми в очном школьном образовании.
Традиционные методы обучения требуют изменений и дополнений для организации обучения по дистанционной технологии.
Преимущества обучения на расстоянии
Широкое распространение дистанционных видов образования объясняется весомыми преимуществами удаленного обучения:
- Возможность организации уроков в труднодоступных районах, для инвалидов и часто болеющих детей, возможность обучения в иностранных ВУЗах.
- Возможность полноценного заочного обучения в ВУЗах.
- Возможность занятий во время эпидемий или при сложных погодных условиях.
- Индивидуальный подход к обучению каждого ученика.
- Лояльный подход ко времени обучения.
- Возможность , приобретения второй специальности, дополнительных знаний.
- Снижение затрат на обучение.
- Самодисциплина и ответственность ученика.
- Всеобщая доступность обучения (любому возрасту, уровню образования, профессиональной подготовки, в любом месте планеты, где есть коммуникативная связь).
План лекции
6.1. Дистанционные образовательные технологии: основные понятия и особенности ДОТ
6.2. Модели реализации дистанционных образовательных технологий
6.3. Классификация дистанционных образовательных технологий
- Комплексные кейс-технологии
-
-
6.4. Опыт зарубежных организаций в использовании дистанционных образовательных технологий
6.1. Дистанционные образовательные технологии: основные понятия и особенности ДОТ
В настоящее время в систему образования активно внедряются дистанционные образовательные технологии (ДОТ). В рассматриваемой области педагогического знания используется разнообразная терминология, ключевым понятием является термин «технология». Первоначально понятие технологии было связано в большей степени с производством материальных ценностей. Со временем термин «технология» стал широко применяться и в других сферах человеческой деятельности, т. е. приобрел широкое философское толкование. По образному выражению Э. Де Боно, технология – это процесс производства чего-либо полезного на основе использования знаний, а основная функция технологии – внедрение теории в практику.
В области дистанционных образовательных технологий нет единства терминологии, в литературе активно используются такие термины, как дистанционное обучение, дистанционное образование, интернет-обучение, дистанционные образовательные технологии. Их используют для описания особенностей обучения на расстоянии с применением современных информационных технологий или традиционной почтовой и факсимильной связи.
Сотрудники лаборатории дистанционного обучения Института содержания и методов обучения Российской академии образования предлагают следующую терминологию.
Дистанционное обучение – взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемые специфичными средствами интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность.
Дистанционное образование – образование, реализуемое посредством дистанционного обучения.
Интересна трактовка дистанционного обучения, данная Ассоциацией дистанционного обучения США: дистанционное обучение – это приобретение знаний и умений благодаря связке информации и учения, включающей в себя все технологии и другие формы обучения.
Андреев А.А., критикуя множество существующих толкований понятия «дистанционное обучение», предлагает определять дистанционное обучение как «...синтетическую, интегральную, гуманистическую форму обучения, базирующуюся на использовании широкого спектра традиционных и новых информационных технологий и их технических средств, которые используются для доставки учебного материала, его самостоятельного изучения, организации диалогового обмена между преподавателем и обучающимся, когда процесс обучения некритичен к их расположению в пространстве и во времени, а также к конкретному образовательному учреждению».
В российском законодательстве в данный момент используется понятие «дистанционные образовательные технологии». Под дистанционными образовательными технологиями (ДОТ) понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением средств информатизации и телекоммуникации, при опосредованном или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника.
Под словами «опосредованное взаимодействие» в данном определении понимается взаимодействие на расстоянии.
Образовательный процесс, основывающийся на применении дистанционных образовательных технологий, всегда должен рассматриваться с точки зрения традиционной педагогики и базироваться на терминологии, принятой в педагогической области знания.
Говоря о дистанционном образовании, важно подчеркнуть различие между понятиями «открытое образование» и «дистанционное образование»: открытое образование может быть реализовано очно, заочно, дистанционно, в форме экстерната, в то время как дистанционное образование ориентируется на разработанные для конкретной области образования стандарты, программы.
Также необходимо упомянуть о некоторых терминах, активно использующихся в зарубежной литературе:
Computer-based Training (CBT) – использование компьютеров в интерактивном обучении и тестировании;
Electronic Learning (E-learning) – электронное обучение или интернет-обучение, т. е. предоставление доступа к компьютерным обучающим программам через глобальную сеть;
Distance Communication (дистанционная коммуникация) – применение коммуникационных технологий для реализации таких функций, как организация встреч, дискуссионных групп и т.д., в условиях удаленного нахождения собеседников;
Interaction (интерактивность) – взаимодействие, обмен информацией, идеями, мнениями между студентами и преподавателями, обычно происходящий с целью поддержки обучения;
Multimedia (мультимедиа) – системы, поддерживающие интерактивное использование текста, аудио, видео и графики, преобразованных в цифровой формат.
В дальнейшем мы будем также использовать термины: LMS (Learning Management System), обозначающий системы управления обучением, и СДО (Система Дистанционного Обучения) - русскоязычный аналог LMS.
Основные особенности дистанционного обучения
Дистанционное обучение (ДО) является формой получения образования (наряду с очной и заочной), при которой в образовательном процессе используются лучшие традиционные и инновационные методы, средства и формы обучения, основанные на компьютерных и телекоммуникационных технологиях.
Основу образовательного процесса при ДО составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа обучающегося, который может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем по телефону, электронной и обычной почте, а также очно.
ДО представляет собой целенаправленный, интерактивный, асинхронный процесс взаимодействия субъектов и объектов обучения между собой и со средствами обучения, причем процесс обучения индифферентен к их пространственному расположению. Образовательный процесс проходит в специфической педагогической системе, элементами которой являются подсистемы: целей, содержания, методов, средств, организационных форм обучения, идентификационно-контрольная, учебно-материальная, финансово-экономическая, нормативно-правовая, маркетинговая.
Система образования, строящаяся на основе дистанционных образовательных технологий, в наибольшей мере отвечает принципу гуманистичности, согласно которому никто не должен быть лишен возможности учиться по причине бедности, географической или временной изолированности, социальной незащищенности и невозможности посещать образовательные учреждения в силу физических недостатков или занятости производственными и личными делами. Являясь следствием объективного процесса информатизации общества и образования и вбирая в себя лучшие черты других форм, дистанционное обучение в XXI веке будет использоваться как наиболее перспективная, синтетическая, гуманистическая, интегральная форма получения образования.
Среда дистанционного обучения характеризуется тем, что обучающиеся в основном, а часто и совсем, отдалены от преподавателя в пространстве и (или) во времени, в то же время они имеют возможность в любой момент поддерживать диалог с помощью средств телекоммуникации.
Целью дистанционного обучения является предоставление обучающимся непосредственно по месту жительства или временного их пребывания возможности освоения основных и (или) дополнительных профессиональных образовательных программ высшего и среднего профессионального образования соответственно в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования.
Система дистанционного обучения отличается от традиционных форм обучения. Отличия состоят:
В более высокой динамичности, связанной с гибкостью выбора обучающимися учебных курсов;
В большем объеме самостоятельной деятельности обучающихся;
В использовании всевозможных форм учебно-методического обеспечения;
В приближении потребителей образовательных услуг к среде обучения;
В более осознанном уровне мотивации потребителей образовательных услуг;
В создании комфортных условий для углубленного изучения конкретных проблем, обеспечения альтернативных способов получения информации;
В наличии интерактивной коммуникации.
Дистанционное обучение имеет следующие характерные черты:
· гибкость (предполагает возможность заниматься в удобное для себя время, в удобном месте и темпе, при этом обучающемуся предоставляется нерегламентированный отрезок времени для освоения дисциплины);
· модульность (обеспечивает возможность из набора независимых учебных модулей формировать учебный план, отвечающий индивидуальным или групповым потребностям, формировать индивидуальную образовательную траекторию);
· параллельность (означает обучение параллельное с профессиональной деятельностью, т. е. обучение без отрыва от производства);
· охват (обеспечивает одновременное обращение ко многим источникам учебной информации – электронным библиотекам, банкам данных, базам знаний и т. д. – большого количества обучающихся, общение через сеть Интернет друг с другом и с преподавателями);
· экономичность (предполагает эффективное использование учебных площадей, технических средств, транспортных средств; концентрированное и унифицированное представление учебной информации и мультидоступ к ней снижает затраты на подготовку специалистов);
· технологичность (означает использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий, способствующих продвижению человека в мировое постиндустриальное информационное пространство, а также личностно-ориентированных педагогических технологий);
· социальное равноправие (обеспечивает равные возможности получения образования независимо от места проживания, состояния здоровья, элитарности и материальной обеспеченности обучающегося);
· интернациональность (предполагает экспорт и импорт мировых достижений на рынке образовательных услуг, возможность использовать мировые информационные ресурсы);
· новая роль преподавателя, который должен организовывать и координировать познавательный процесс (выступать менеджером учебного процесса), постоянно усовершенствовать преподаваемые им курсы, повышать творческую активность и квалификацию в соответствии с нововведениями и инновациями в области ИКТ.
Передовые технологии, являющиеся основой дистанционного обучения, позволяют следующее.
Ø Сделать образование открытым и доступным для обучающихся независимо от места их проживания.
Дистанционные технологии позволяют сделать образование экстерриториальным. Граждане РФ, проживающие в отдаленных районах, а также иностранные граждане могут получать образование в ведущих учебных центрах России, не покидая при этом место жительства, что исключает дополнительные затраты, связанные с дорогой и проживанием.
Ø Получать образование представителям различных слоев и групп населения, независимо от их социального положения и состояния здоровья.
Говоря об актуальности открытого образования с использованием дистанционных технологий обучения, нельзя не уделить должного внимания отдельным социальным группам, которые в силу тех или иных причин не могут получать образование по классической модели. Особо следует отметить такую социальную категорию, остро нуждающуюся в услугах дистанционного образования, как инвалиды. Проблема адаптации инвалидов в современном российском обществе очень актуальна. К сожалению, сегодня инвалид не может полностью реализовать свои способности.
Специализированные образовательные учреждения позволяют получать инвалидам только общее и среднее профессиональное образование, высшее же образование в классической форме для многих закрыто из-за того, что вузы не приспособлены для работы с инвалидами, людьми с ограниченной подвижностью и проблемным здоровьем. Эту проблему помогает решить использование дистанционных образовательных технологий как в вышеупомянутых центрах, создающихся на базе специализированных учебных заведений, так и в домашних условиях. Здесь система дистанционного обучения будет играть не только чисто образовательную, но, что очень важно, и адаптационную роль, что позволит инвалидам осознать себя полноценными членами общества. Кроме того, наряду с разработкой программ дистанционного образования для инвалидов, нужно создать условия для их последующего трудоустройства, для чего необходимо обратиться к западной практике, где система социальной поддержки и адаптации инвалидов функционирует гораздо эффективнее российской.
Ø Комбинировать различные специальности.
Существенным недостатком действующей модели образования является излишняя дифференциация изучаемых предметов. Одной из задач открытого образования является комбинирование различных специальностей с целью научить обучающегося видеть единую картину мира. Интеграция различного рода информации и междисциплинарность придают процессу обучения целостность и личностную направленность.
Ø Комбинировать различные формы образования.
Законом РФ «Об образовании» допускается совмещение различных форм получения образования, что в сочетании с использованием дистанционных технологий позволяет:
Сделать процесс получения образования максимально гибким и ориентированным на личностные факторы;
Разработать индивидуальный план занятий, сроки обучения и т.д.
Ø Придать учебным курсам и программам гибкость.
Современные технологии дистанционного обучения обеспечивают возможность формирования содержания курсов, исходя из индивидуальных потребностей учащихся. Этот фактор особо важен в современных жестких условиях спроса на рынке труда.
Ø Улучшить восприятие учебного материала.
Использование передовых технологий дистанционного образования позволяет значительно улучшить восприятие учебного материала за счет использования:
Наглядных материалов, таких как цветные иллюстрации, схемы, фотографии, анимации, аудио- и видеофрагменты;
Ссылок на электронные источники с дополнительной информацией по данной тематике;
Программных средств, позволяющих моделировать различные схемы, механизмы и процессы;
Модулей тестирования, дающих объективную оценку знаний, умений и навыков учащихся.
Ø Повысить качество образования.
Повышение качества процесса обучения происходит за счет использования передовых технологий в образовательном процессе. Процесс создания электронных и ТВ-курсов предполагает участие экспертов в заданной области, опытных педагогов, технических консультантов, программистов, художников и т. д. Такой подход позволяет отобрать наиболее важный материал, изложить его в удобной для понимания и изучения форме, снабдить различными схемами, иллюстрациями, связать гиперссылками с внешними интернет-ресурсами и поисковыми системами.
Ø Совмещать работу и обучение.
Многие потенциальные потребители образовательных услуг вынуждены работать, что зачастую лишает их возможности продолжать обучение в высших учебных заведениях. Использование дистанционных технологий существенно экономит время, затрачиваемое на получение образования, и дает возможность обучения, переобучения или повышения квалификации без отрыва от основного вида деятельности, что особенно ценно в современном стремительно развивающемся обществе. Современный работник в среднем вынужден 4-6 раз в течение своей карьеры проходить переквалификацию. Дистанционные технологии получения образования оптимально подходят для решения этой проблемы.
Ø Сделать образование непрерывным.
Использование современных технологий делает образовательный процесс непрерывным, расширяя круг потребителей образовательных услуг. Открытое образование дает всем желающим возможность совершенствовать знания, умения и навыки на протяжении всей жизни. Обучающийся может самостоятельно выбирать учебный план и устанавливать график занятий.
6.2. Модели реализации дистанционных образовательных технологий
В зависимости от целей и условий, образовательные учреждения могут выбрать определенную модель реализации дистанционных образовательных технологий.
Под моделью реализации дистанционных образовательных технологий понимаются:
Унифицированные способы организации деятельности образовательных учреждений;
Унифицированные способы организации образовательной деятельности обучающихся и обучающих.
Разнообразие моделей объясняется, прежде всего, различными условиями, при которых происходило формирование системы дистанционного обучения:
Географическими условиями (например, размер территории страны, наличие географически удаленных или изолированных от центра регионов, климат и пр.);
Общим уровнем компьютеризации и информатизации страны;
Уровнем развития средств транспорта и коммуникации в стране;
Уровнем использования средств информационных и коммуникационных технологий в сфере высшей школы;
Существующими традициями в сфере образования;
Наличием научно-педагогических кадров для системы ДО и пр.
Образовательные учреждения, использующие дистанционные технологии, ориентируются в основном на шесть моделей, в которых используются как традиционные практики, так и современные информационные технологии. Активно внедрены теле- и радиовещание, видеозаписи, компьютерные телекоммуникации.
Рассмотрим каждую из моделей более подробно.
ü Первая модель – обучение по типу экстерната.
Обучение направлено на обеспечение нужд обучающихся, по каким-либо причинам не имеющих возможности посещать очные занятия. Обучающиеся самостоятельно изучают необходимый материал, затем сдают экзамены по пройденному материалу.
Данная модель обучения приемлема для учреждений среднего и высшего образования, т. к. в большей степени ориентирована на школьные и вузовские требования.
ü Вторая модель – обучение на базе университета.
В данной модели обучение осуществляется на основе информационных технологий, включая компьютерные телекоммуникации. Это целая система обучения для студентов, получающих образование заочно или дистанционно.
Такая модель организации обучения характерна для многих ведущих университетов мира. Имея очень сильный профессорско-преподавательский состав, традиционные университеты обладают значительным потенциалом для разработки самых современных курсов дистанционного обучения.
Обучение проходит в основном по кейс-технологии. Обучающиеся получают:
Печатные программы, учебные и методические пособия;
Аудио- и видеокассеты;
Компакт-диски с электронными учебниками.
Следует отметить, что иногда внедрение новых технологий дистанционного обучения сопровождается сильным сопротивлением профессорско-преподавательского состава традиционных университетов, поскольку требуется радикальное изменение места преподавателя в учебном процессе, его функций и стиля работы, а следовательно, необходима существенная переподготовка преподавателей.
ü Третья модель – обучение, основанное на сотрудничестве нескольких учебных заведений.
Такая модель в первую очередь выгодна обучающимся из-за более качественного и менее дорогостоящего процесса обучения. Здесь предусматривается совместная разработка единых программ по основным, ведущим дисциплинам.
Каждое учебное заведение специализируется на организации определенных курсов. При этом программы обучения становятся более качественными и менее дорогостоящими. Обеспечивается признание сертификатов, выданных разными учебными заведениями. Сотрудничество может быть национальным или интернациональным.
Содружество учебных заведений - наиболее перспективный вариант для развития высшего образования, привлекательность которого видится в возможности получить любое образование, не покидая своей страны, региона.
Основу обучения при данной модели могут составлять электронные учебники.
ü Четвертая модель – обучение в специализированных образовательных учреждениях.
Речь идет о центрах, которые занимаются только организацией курсов дистанционного обучения и не используют других форм организации учебной деятельности.
В основе обучения лежит самостоятельная работа обучаемых с учебными пособиями, специальной литературой, записями на аудио- и видеокассетах, компьютерными программами. Наряду с этими средствами обучения в учебном процессе широко используются компьютерные телеконференции. При проведении телеконференций основные затраты связаны с этапом ее проведения.
Учреждения, работающие в рамках данной модели, были созданы специально для целей дистанционного или открытого обучения. Важной особенностью здесь является создание мультимедийных курсов.
ü Пятая модель – обучение с использованием автономных обучающих систем.
Обучение основывается целиком на радио- и телетрансляциях, а также дополнительно рассылаемых бумажных пособиях. Такой подход позволяет охватить огромное количество желающих получить знания без применения дорогостоящей техники (персональные компьютеры и необходимые периферийные устройства).
ü Шестая модель – обучение в виртуальной образовательной среде.
Для данной модели характерны удобство и простота как для обучающихся, так и для преподавателей. Возможность обучаться по индивидуальному образовательному маршруту и доступ для прохождения одного, нескольких или всех курсов, представленных на сайте. Всем участникам учебного процесса в данной модели нужно быть уверенными и активными пользователями компьютера, периферийного оборудования, Интернета.
Практически в каждой из представленных моделей обязательно учитывается возможность очных консультаций с преподавателями на базе учебного заведения либо online.
Каждая из перечисленных выше моделей имеет свою специфику и направлена на решение определенных задач.
Еще одна довольно распространенная классификация моделей дистанционного обучения создана институтом ЮНЕСКО в 2000 г. на основе изучения высших учебных заведений, но применима к любому образовательному учреждению:
Единичная модель;
Двойная модель;
Смешанная модель;
Консорциум;
Франчайзинг;
Модель удаленных аудиторий.
Единичная модель строится с точки зрения организационной структуры только на дистанционном обучении и работе с «дистанционными» студентами. Обучение осуществляется таким образом, что очные занятия не являются необходимыми, все обучение может происходить на расстоянии. Студенты имеют постоянную поддержку в лице преподавателя, к которому они прикреплены. Существует система региональных представительств, при которых студенты могут получить консультационную помощь или сдать итоговый экзамен.
При такой модели обучающим и обучающимся дается большая свобода в выборе форм и методов учебной деятельности, не существует жестких временных ограничений и расписаний учебных занятий.
По такому принципу построено обучение в системе открытых университетов, например, в Открытом университете Великобритании (United Kingdom Open University) - http://www.ou.uk .
Работая по двойной модели, образовательное учреждение обучает и очных студентов, и студентов, обучающихся частично очно, частично по дистанционным программам. И у тех, и у других похожее расписание, программы обучения, одинаковые экзамены, и оцениваются они также по одним и тем же критериям. Как правило, образовательное учреждение, развивающее двойную модель ДО, - это сложившаяся организация, в которой количество «очных» учащихся значительно превышает количество «дистанционных» учащихся. Очных курсов значительно больше, чем дистанционных, поэтому от соседства двух форм обучения внутри одной организации выигрывают больше обучающиеся-очники, имеющие в своем пользовании большее количество учебных материалов. Дистанционные курсы в таких вузах не всегда являются прибыльными и зачастую финансируются за счет обучения «очных» учащихся, при этом ставка делается на эксперимент, исследование инноваций в педагогике и методике и пр.
Примером такой модели может быть дистанционное обучение в Университете Новой Англии в Австралии (University of New England, Australia) – http:// www.une.edu.au.
Смешанная модель предполагает различные формы дистанционного обучения обучающихся, а точнее – интеграцию различных форм, например: обучающиеся очного отделения изучают часть предлагаемых по программе курсов в дистанционной форме последовательно или параллельно с этими же очными курсами. Также в этой модели возможна интеграция отдельных форм занятий в рамках традиционных курсов в виде виртуальных уроков, семинаров, презентаций, лекций. Чем лучше оснащено учреждение средствами информационных и коммуникационных технологий, тем разнообразнее формы обучения.
Пример подобных курсов – интегрированные курсы в Университете Массей в Новой Зеландии (Massey University, New Zealand) - http://www.massey.ac.nz .
Модель консорциума представляет собой объединение двух организаций, при котором они обмениваются учебными материалами или распределяют между собой некоторые функции, например, одна организация занимается разработкой учебных материалов для ДО, другая обеспечивает виртуальные учебные группы преподавателями или проводит официальную аккредитацию программ ДО. При этом партнерами могут быть университеты, их отдельные центры, факультеты, коммерческие или государственные предприятия, работающие на рынке образовательных услуг.
Модель консорциума имеет много разновидностей, примером может быть, например, Открытое учебное агентство в Канаде (Open Learning Agency, Canada) - http://www.ola.bc.ca .
В модели дистанционного обучения, организованной по принципу франчайзинга, партнерские организации передают друг другу свои дистанционные курсы. Иногда такие курсы могут быть адаптированы в соответствии с новыми требованиями. Регистрация и аккредитация студентов осуществляются учреждениями- партнерами совместно. Примером модели франчайзинга может быть Бизнес-школа Открытого университета (Open University Business School, Great Britain) и ее взаимодействие с университетами в Восточной Европе.
В модели удаленных аудиторий особенно активно используются современные средства информационных и коммуникационных технологий. Уроки, учебные курсы, лекции или семинары, которые проводятся в стенах какого-либо вуза, транслируются по телекоммуникационным каналам в виде синхронной телепередачи, видеоконференции, радиотрансляции на удаленные учебные аудитории, где также собираются учащиеся. При этом один преподаватель работает одновременно с огромной студенческой аудиторией.
По этой модели строится дистанционное обучение в Висконсинском университете США (Wisconsin University, USA), а также в Университете центрального радио и телевидения в Китае (China Central Radio and TV University).
6.3. Классификация дистанционных образовательных технологий
Основными дистанционными образовательными технологиями являются кейсовая технология, интернет-технология, телекоммуникационная технология. Допускается сочетание основных видов технологий.
Охарактеризуем перечисленные технологии более подробно.
Комплексные кейс-технологии
Данная группа технологий основана на самостоятельном изучении печатных и мультимедийных учебно-методических материалов, предоставляемых обучаемому в форме кейса, при этом существенная роль отводится очным формам занятий. Эти занятия включают установочные лекции, активные семинарские, тренинговые, игровые формы, а также консультационные и контрольнопроверочные формы. Во многих случаях акцент делается на активную работу обучаемых в составе групп со специально подготовленными преподавателями-тьюторами.
Любой кейс является завершенным программно-методическим комплексом, где все материалы связаны друг с другом в единое целое. Учебные материалы кейсов отличает интерактивность, предполагающая и стимулирующая самостоятельную работу обучающихся.
Технологии этой группы используют компьютерные сети и современные коммуникации для проведения консультаций, конференций, переписки и обеспечения обучаемых учебной и другой информацией из электронных библиотек, баз данных и систем электронного администрирования.
Важным достоинством этой группы технологий является возможность более оперативного руководства обучаемым, его воспитания в процессе общения с преподавателем и группой, что является неоспоримым преимуществом традиционных форм очного обучения. В целом, внедрение кейс-технологий в учебный процесс представляет собой менее радикальный переход к дистанционному обучению, связанный со стремлением сохранить и использовать богатые возможности традиционных методов обучения.
Особенностью учебно-методических материалов, используемых в данной группе технологий, являются следующие характеристики:
Полнота и целостность системно организованного комплекта материалов, позволяющих обучающемуся полноценно изучать курс (дисциплину) в условиях значительного сокращения очных контактов с преподавателем и отрыва от фундаментальных учебных библиотек;
Существенная интерактивность всех материалов, предполагающая и стимулирующая активную самостоятельную работу обучаемых;
Существенная ориентация на профессиональную деятельность обучаемых (особенно для дополнительного профессионального образования).
В кейс-технологии могут активно использоваться следующие средства обучения:
Программы обучения с методическими указаниями по выполнению контрольных, курсовых и выпускных работ;
Печатные фундаментальные учебники и учебные пособия по каждой из дисциплин курса;
Специальные печатные учебно-практические пособия с тестами для самоконтроля и контроля;
Обзорные (установочные) аудио- или видеолекции по каждой дисциплине курса;
Лабораторные практикумы;
Компьютерные электронные учебники и/или компьютерные обучающие программы по всем дисциплинам курса на компакт-дисках.
Другим важным элементом этих технологий являются очные занятия (тьюториалы), периодически проводимые с использованием комплексных форм, рассчитанных на практическое применение обучаемым различных знаний и навыков, полученных в ходе самостоятельного изучения и осмысления больших самостоятельных блоков учебного материала. Здесь широко применяются игровые, тренинговые формы, моделирующие профессиональную деятельность обучаемого индивидуально или в составе группы.
Отличительной особенностью дистанционного обучения в целом является изменение роли преподавателя в учебном процессе, появление нового типа преподавателя-тьютора, а также разделение функций преподавателей, разрабатывающих учебно-методические материалы, и преподавателей, осуществляющих непосредственное руководство обучаемым и проведение большей части занятий в очной форме обучения.
Ключевую роль в руководстве обучаемыми играют тьюторы, главной задачей которых является обеспечение интеграции образовательного процесса и продолжающейся профессиональной деятельности обучаемых. Квалификация тьюторов дифференцирована от тьютора-стажера до тьютора-мастера, формируется и поддерживается с помощью многоступенчатой системы мониторинга, сертификации и повышения квалификации.
Большинство образовательных учреждений – участников данной формы ДО создало системы подготовки и повышения квалификации всех типов преподавателей (включая тьюторов). Тьюторы – штатные или привлекаемые по контракту преподаватели проходят обязательную подготовку, периодическую аттестацию и допускаются к работе с обучаемыми только после получения соответствующих сертификатов. Для технологий данной группы вопросы подготовки и методического обеспечения преподавателей-тьюторов оказались наиболее проработанными.
Учебно-методические материалы, используемые в данном подходе, отличаются принципиальной ориентацией на практическую деятельность обучаемых, деятельностно-развивающим характером заданий, высокой интерактивностью и постоянной актуализацией.
Компьютерные сетевые технологии
Эта группа технологий характеризуется широким использованием компьютерных обучающих программ и электронных учебников, доступных обучаемым с помощью глобальной (Интернет) и локальных (интранет) компьютерных сетей. При этом доля и роль очных занятий существенно меньше, чем в описанной ранее группе кейс-технологий. Это не означает отсутствия в рассматриваемых технологиях базовых элементов дистанционного обучения, например, индивидуальных комплектов учебно-методических материалов или разного рода информационных носителей (в том числе и бумажных). Элементом обучения здесь являются также очные формы занятий и аттестации обучаемых. Поэтому корректнее говорить о комплексных (гибридных) технологиях с существенным использованием электронных учебников и обучающих программ, предоставляемых обучаемым с помощью компьютерных сетей.
Создание и организация дистанционного обучения на основе этих технологий требует использования развитых специализированных программных средств (оболочек), позволяющих создавать и поддерживать электронные курсы, а также организовывать процесс обучения на их основе.
Общие характеристики индивидуального комплекта учебно-методических материалов, видов очных занятий, функциональных особенностей работы тьюторов и способов применения технологий в региональных центрах, отмеченные ранее в связи с группой комплексных кейсовых технологий, в основном, справедливы и для этой группы дистанционных технологий.
Сетевая технология развивается с 1998 г. на базе Интернета. Все учебные материалы размещаются на сервере и доступны при заключении договора для самостоятельного изучения. Через Интернет есть возможность связаться с преподавателем, пройти промежуточные и итоговые тесты. Экзамены сдаются в ближайшем к обучающемуся центре.
Учебно-методические материалы сформированы в единую систему обеспечения обучения по программам среднего, высшего, послевузовского и дополнительного образования (эти материалы можно назвать электронными учебно-методическими комплексами, ЭУМК). Электронные версии учебно-методических материалов размещаются в единой информационно-образовательной среде университета. По отдельным дисциплинам разрабатываются мультимедийные обучающие материалы, которые могут быть размещены на CD-ROM (DVD-ROM). На базе разработанных учебно-методических материалов с помощью информационнообразовательной оболочки создаются сетевые электронные учебные курсы, которые размещаются на сервере университета.
Учебно-тренировочные комплексы предназначены для организации и проведения самостоятельной практической работы обучающихся с целью закрепления знаний.
Электронный учебник создается с помощью системы автоматизированного проектирования сетевых обучающих курсов. Кроме электронного учебника эта система содержит следующие инструменты:
Доска объявлений (семинары), электронные распределенные семинары проводятся в режиме форумов в распределенном времени в соответствии с графиком;
Чат, предназначенный для проведения дискуссии между преподавателем и студентами в режиме реального времени;
Внутренняя электронная почта, с помощью которой могут проводиться консультации при изучении курса лекций;
Инструмент для использования материалов для курса, находящихся на компакт-диске (для разгрузки Интернета).
Дистанционные технологии, использующие телевизионные сети и спутниковые каналы передачи данных
В основу образовательной технологии положен модульный принцип, предполагающий разделение дисциплины на замкнутые блоки (юниты), по которым предусмотрены контрольные мероприятия. Во всех учебных центрах образовательная технология идентична.
По всем дисциплинам разработан стандартный набор занятий - нормокомплект в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта (ГОС). При этом используются такие формы аудиторных занятий, как вводные и модульные лекции, телевизионная курсовая работа, телетьюторинги по подготовке к выполнению курсовой работы и экзамена, индивидуальные и групповые тренинги умений и навыков, модульные и экзаменационные тестирования, проведение консультаций по Интернету в асинхронном режиме, обеспечивающие контакт студентов всех учебных центров с квалифицированными преподавателями, и др.
Мониторинг качества усвоения знаний обучаемыми реализуется с помощью системы электронного тестирования. Разработаны следующие этапы мониторинга качества усвоения знаний:
Оперативное лекционное тестирование;
Индивидуальный компьютерный тренинг;
Модульное контрольное тестирование по результатам изучения блока;
Письменный экзамен и экзаменационное тестирование по результатам изучения дисциплины.
6.4. Опыт зарубежных организаций в использовании дистанционных образовательных технологий
Дистанционная форма обучения в Западной Европе имеет более чем 40-летнюю историю развития. За это время западные дистанционные учебные заведения успешно отработали технологию данного обучения, а именно:
Модульный принцип разработки учебных материалов и методов обучения;
Систему подготовки тьюторов или учебных представительств в наиболее перспективных районах дистанционного обучения;
Принципы построения оперативной связи обучающихся с учебным заведением;
Гибкую систему оплаты обучения, удобную для обучающегося и учебного заведения;
Набор специальностей для обучения, ориентированный на популярные конкурентоспособные профессии;
Учебную программу, которая гарантировала бы возможность получения образования в соответствии с дипломом, имеющим соответствующую котировку на рынке труда.
В связи с тем, что дистанционное обучение в последние годы приобретает все большую популярность, возникает необходимость в стандартизации подходов к созданию курсов дистанционного обучения. В связи с этим Министерство обороны США и Департамент политики в области науки и технологии Администрации Президента США в ноябре 1997 г. объявили о создании инициативы ADL (Advanced Distributed Learning).
Целью создания данной инициативы является развитие стратегии, проводимой Министерством обороны и правительством в области модернизации обучения и тренинга, а также для объединения высших учебных заведений и коммерческих предприятий для создания стандартов в сфере дистанционного обучения.
Создание стандарта SCORM является первым шагом на пути развития концепции ADL, т. к. данный стандарт определяет структуру учебных материалов и интерфейс среды выполнения. Благодаря этому учебные объекты могут быть использованы в различных системах электронного дистанционного образования.
SCORM описывает эту структуру с помощью нескольких основных принципов, спецификаций и стандартов, основываясь при этом на других уже созданных спецификациях и стандартах электронного и дистанционного образования.
Модель учебного материала включает в себя: Asset – элемент, Sharable Content Object (SCO) – разделяемый объект учебного материала и Content Organization - организацию учебного материала.
SCO (Sharable Content objects) – разделяемые объекты контента. SCO – это коллекция из одного или более элемента. SCO представляет собой одиночный учебный объект, доступный для запуска системой обучения и использующий RTE (Run-Time Environment) для взаимодействия с обучающей системой (LMS – Learning Management System).
В процессе работы над SCORM было сформулировано несколько требований ко всем системам, которые будут разрабатываться в соответствии с данным стандартом. Они известны как «ilities» ADL («возможности» или «способности» ADL) и формируют основу для изменений и дополнений SCORM.
Требования:
· доступность – способность определять местонахождение и получить доступ к учебным компонентам из точки удаленного доступа и поставить их многим другим точкам удаленного доступа;
· адаптируемость – способность адаптировать учебную программу согласно индивидуальным потребностям и потребностям организаций;
· эффективность – способность увеличивать эффективность и производительность, сокращая время и затраты на доставку инструкции;
· долговечность – способность соответствовать новым технологиям без дополнительной и дорогостоящей доработки;
· интероперабельность – способность использовать учебные материалы вне зависимости от платформы, на которой они созданы;
· возможность многократного использования: способность использовать материалы в разных приложениях и контекстах.
Рассмотрим особенности построения курсов дистанционного обучения в западной интерпретации на примере дистанционного курса программы «Обучение для будущего» (www.iteach.ru), созданного американским институтом Компьютерных технологий.
Дистанционный курс реализован в оболочке Moodle, однако возможности оболочки и способы реализации курса были существенно дополнены его разработчиками.
На первой (домашней) странице дистанционного курса содержится список класса, основные объявления и расписание занятий, отображаются ссылки к основным ресурсам, а также предусмотрена возможность осуществить процесс общения (написать письмо) между участниками курса.
У фасилитаторов (фасилитатор – ведущий круглых столов, семинаров, тренингов и других форм обучения; его цель – поддерживать группу для выполнения задания) дистанционного курса есть дополнительная вкладка Управлять , которая позволяет осуществлять управление курсом: публикацию объявлений, закрытие и открытие модулей, формирование пар для обсуждения.
Страница с содержанием основного курса – это, безусловно, центральная страница курса. Она включает перечень всех модулей учебного курса, а также колонку старшего преподавателя (фасилитатора), где даются важнейшие пояснения к модулям.
Курс имеет модульную структуру, в его составе восемь модулей. Характерной особенностью модуля является то, что каждый модуль обязательно предусматривает какой-либо вид деятельности. Название модуля отражает суть выполняемой деятельности. Каждый модуль состоит из системы занятий.
В начале каждого модуля четко определяются его цели, они формулируются в категориях деятельности и четко определяют перечень тех умений, которые будут сформированы у обучающихся.
Ориентационная часть модуля включает комментарии старшего преподавателя, цели модуля и вопросы модуля. Эти компоненты ориентационной части играют важную роль в мотивации обучающегося, в формировании связи уже изученных модулей и текущего, в понимании ключевых задач программы. Каждое занятие в рамках модуля включает систему шагов, которые проходит обучающийся.
Очень важно обратить внимание именно на такое детальное содержательное построение программы: модуль – занятие – шаги.
Очень важную роль в дистанционном курсе играют рефлексивные анкеты.
Рефлексивная анкета содержится в конце каждого модуля, она дает возможность собрать важные статистические данные, которые позволяют вносить коррективы в процесс обучения.
Важным структурным элементом дистанционного курса является страница, на которой обучающийся может разместить работы, выполненные им в процессе обучения.
Как практически в любом курсе дистанционного обучения, большое внимание в дистанционном курсе программы «Обучение для будущего» уделяется обсуждению вопросов курса в форумах. Форумы двух типов: форумы, в которых участвует вся группа (в них обсуждаются общие вопросы курса), форумы - работа в парах, в которых участники курса попарно обсуждают важные содержательные вопросы. Обучающиеся имеют возможность разместить в форумах выполненные работы для того, чтобы они были обсуждены другими участниками обучения.
Для объединения участников курса в пары преподаватели имеют две возможности: автоматическое деление (его выполняет компьютер) или объединение по замыслу преподавателя.
Очень важным элементом курса являются ресурсы. Это дополнительные материалы к курсу, которыми обучающиеся могут воспользоваться в случае необходимости. Каждый участник курса может выбрать дополнительные ресурсы по своим интересам, обратив внимание на любопытные для него материалы.
Преподаватель имеет возможность управлять курсом: составлять и корректировать расписание, «вывешивать» объявления, открывать и закрывать модули, просматривать результаты работы обучающихся с курсом и направлять сообщения успешным и отстающим обучающимся, подводить итоги обучения и сертифицировать участников.
Опыт работы с преподавателями в дистанционном курсе показал, что он построен по оптимальной схеме и удобен для обучающихся.
Вопросы для самопроверки
1. Какие термины используются в области дистанционного обучения?
2. Каковы ключевые характеристики понятий дистанционное образование, дистанционное обучение, дистанционные образовательные технологии?
3. Каковы основные преимущества дистанционного обучения?
4. Какие ограничения свойственны дистанционному обучению?
6. Какая модель реализации дистанционных образовательных технологий позволяет наиболее адекватно решать задачи обучения и воспитания?
7. Какая модель реализации дистанционных образовательных технологий может быть реализована при дистанционной подготовке выпускников школы к сдаче Единого государственного экзамена?
8. Какая модель реализации дистанционных образовательных технологий может быть реализована при подготовке будущих учителей в педагогических университетах и колледжах?
9. Какая модель реализации дистанционных образовательных технологий может быть реализована в процессе повышения квалификации действующих преподавателей школ?
10. В чем преимущества и ограничения разных видов дистанционных образовательных технологий?
11. В каких случаях целесообразно реализовывать разные виды дистанционных образовательных технологий?
12. Каковы ключевые положения стандарта SCORM?
13. В чем суть термина «разделяемый объект учебного материала»?
По Закону РФ "Об образовании " обучение можно проводить в трех формах:
- очная форма,
- вечерняя форма,
- заочная форма.
Заочная форма обучения
Заочная форма обучения достаточно эффективно работала у нас в стране с использованием бумажных учебников и пособий и очной сдачей зачетов и экзаменов. Заочное образование
- Послевузовское образование
- Повышение квалификации
- Корпоративное обучение
Типология онлайн-образования
Онлайн-образование является сравнительно молодой отраслью, взрывной рост которой начался в 2011-2012 годах. Уже сейчас существуют десятки различных способов типологизировать онлайн-образование. Основным типом онлайн-образования являются так называемые MOOCS – массовые открытые онлайн-курсы с интерактивным участием, предназначенные для неограниченного количества слушателей. Также можно выделить следующие критерии типологизации игроков в области онлайн-образования:
- По стоимости: бесплатные, платные и freemium. В рамках последней модели сам процесс обучения является бесплатным, а сдача экзамена или получение сертификата о пройденном курсе – платной услугой.
- По времени: fixed time и open schedule. В рамках первой модели курс доступен только в определенный период времени (час, день, неделя, месяц), во втором случае курс доступен всегда.
- По авторству курсов: пользовательские курсы и профессиональные. В рамках пользовательских курсов размещается информация от пользователей (обычно в форме видеороликов). Профессиональная модель предполагает, что весь процесс создания курса, включая видеосъемку, компания берет на себя.
- По количеству слушателей: без ограничения и с ограничением (обычно, не более 50 слушателей).
- По процессу обучения: курсы без сопровождения и курсы с сопровождением. В рамках первой модели предлагаются только односторонняя передача информации, вторая модель подразумевает общение преподавателя со студентами, в т.ч. проверку полученных знаний.
Дистанционное образование
Дистанционное образование - образование, которое полностью или частично осуществляется с помощью компьютеров и телекоммуникационных технологий и средств. Субъект дистанционного образования удалён от педагога, и/или учебных средств, и/или образовательных ресурсов.
Дистанционное образование осуществляется с преобладанием в учебном процессе дистанционных образовательных технологий, форм, методов и средств обучения, а также с использованием информации и образовательных массивов сети Интернет.
Популярной технологией является пересылка учащимся образовательных контентов (электронных и бумажных учебников, лекционных видео-курсов, видео-семинаров и др.) посредством системы "университетский телепорт - спутник - спутниковая антенна студента - телевизор". Данная технология интерактивна: в режиме реального времени учащиеся проходят тестирование знаний, консультируются с педагогами и т.д.
Дистанционное обучение информатике
Подготовка студентов, учителей и преподавателей к ЕГЭ по информатике может проводиться дистанционно с помощью Интернет и базовых учебных пособий по информатике и ИКТ.
Дистанционное обучение как и всякое другое заочное обучение проводится с использованием учебников и учебных пособий, а также сдачей зачетов и экзаменов и курсовых проектов и работ.
Дистанционно подготовка к ЕГЭ может проводиться не только по информатике и ИКТ, но и по другим школьным общеобразовательным предметам. Например - обществознанию.
Подготовка к ЕГЭ студентов,преподавателей и учителей информатики начинается с подтверждения ими знания учебников информатики и стандартов ЕГЭ.
Завершение подготовки к ЕГЭ - выполнение курсовых проектов и работ по информатике и ИКТ в компьютерной сети Интернет.
Технологии дистанционного обучения
Технологии Дистанционного обучения - информационные технология, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала, а также в процессе обучения.
Типы дистанционного образования
Количество возможностей дистанционного образования в России стремительно растет. Многие учебные заведения активно разрабатывают дистанционные курсы всех видов: от школьного экстерната до высшего образования и МВА.
Сегодня посредством дистанционного образования можно:
- получить высшее образование;
- пройти обучение в магистратуре;
- пройти обучение в аспирантуре;
- получить второе высшее образование;
- выучить дистанционно иностранный язык;
- пройти курс обучения по программам МВА;
- поучаствовать в Интернет-тренингах;
- повысить квалификацию на профессиональных курсах;
- получить школьное и среднее образование.
Преимущества и недостатки дистанционного образования
- Дистанционное образование незаменимо для удалённых городов, где другие возможность получить желаемое образование зачастую вообще отсутствует.
- Для обучения не нужно покидать свои дом, семью, друзей, работу, а также нести денежные расходы на дорогу и проживание.
- Дистанционное образование ведется по индивидуальным учебным планам, благодаря чему обучающийся может задавать вопросы о тех аспектах курса, дисциплины, которые ему интересны.
- У студента развиваются навыки самостоятельного поиска необходимой информации, а также привычка работать и принимать решения самостоятельно.
- Дистанционное обучение помогает обойти психологические барьеры, связанные с коммуникативными качествами человека, такими как стеснительность и страх публичных выступлений.
- Дистанционное обучение мобильно, а значит, студент имеет доступ к актуальным материалам, становится профессионалом, который может на практике применять полученные знания.
Кому подходит дистанционное образование?
- Тому, кто занят на работе или дома и не имеет возможности посещать занятия и слушать часовые лекции;
- Тому, кто стремится повысить свою квалификацию, раскрыть таланты и получить новые знания без отрыва от продвижения по карьерной лестнице;
- Тому, кто любит выбирать (у каждого студента всегда есть выбор: общаться с преподавателями лично, по телефону или посредством Интернета).
- Тому, кто любит получать от жизни все и никогда не упускает возможности расширить профессиональные связи и кругозор, ведь благодаря дистанционному образованию, можно обучаться на нескольких курсах одновременно.
Насколько эффективно и востребованно дистанционное образование?
Ответ на вопрос о том, насколько котируются на российском рынке труда специалисты, получившие дистанционное образование, очевиден. Всем известно, работодатели ценят опытных специалистов – практиков, которые не прерывают свой трудовой стаж на учебу, а образовываются в свободное от работы время.
Дистанционное обучение позволяет получить высшее образование параллельно с работой, расширяет возможности россиян в обучении за рубежом, получении ученых степеней, признанных международным образовательным сообществом. Ну а какой специалист наиболее востребован на современном рынке труда: практик, получивший образование в форме дистанционного обучения в престижном учебном заведении, или теоретик, окончивший очное отделение неизвестного местного вуза, - каждый решает сам.
Сколько стоит дистанционное образование?
Стоит заметить, что программы дистанционного образования гораздо дешевле, чем аналогичные образовательные курсы, проводимые по традиционной системе. Учебные заведения экономят на арендной плате, электроэнергии и дорогостоящей технике, ведь для обучения не требуются отдельные помещения и компьютеры. Кроме того большую часть времени обучающиеся занимаются самостоятельно, а значит, преподаватели могут одновременно обучать большое число учеников, благодаря чему цена на дистанционное образование остается доступной.
Где получить дистанционное образование?
Лидирующую позицию по соотношению стоимости обучения, количеству специальностей и срокам обучения, занимают сразу 2 участника:
- 1) Академия «МНЭПУ», которая активно развивает дистанционную форму обучения и реализует на базе дистанционных технологий инновационные программы обучения при поддержке властей столицы и
- 2) Московский институт экономики и права, ЦДО - проект Московского института экономики, менеджмента и права (МИЭМП). Далее по Рейтингу* размещаются ИЭСО, Институт Коммуникативных Технологий, Институт профессиональных инноваций, МФПА, Институт психологии культур, МЭСИ, Институт дистанционного образования МФЮА, ИПЭБ (Институт Правовой и Экономической Безопасности), Гуманитарно-Экологический Институт.
Современные Интернет-технологии дистанционного обучения строится на базе следующих средств:
- веб-сервера
- веб-страницы и сайты;
- электронная почта;
- форумы и блоги;
- чат и ICQ;
- теле- и видеоконференции;
- виртуальные классные комнаты;
- вики-энциклопедии;
Технологии видеоконференсвязи
От мобильного телефона до сети Итернет, мир строится на самых современных технологиях. Благодаря широкополосным и цифровым сетям связи, сегодня видеоконференцсвязь дает возможность использовать атмосферу реального присутсвия в помещении, которая позволяет преподавателямнести новые знания, читать вводные лекции, проводить консультации в режиме реального времен.
Использование технологии видеоконференцсвязи дает ключ к эффективному дистанционному образованию. Посредством видеоконференцсвязи преподаватель может знакомить студентов и новыми компьютерными технологиями, обращая внимания на реакции программ и учащихся.
Проведение занятий в режиме он-лайн со студентами в сети Интернет - лекции, семинары, коллоквиумы и сдачу зачетов и экзаменов для группы или для каждого ученика персонально, загружая в сеть учебные материалы, вопросники и экзамены.
Максимальное приближение ощущения присутствия преподавателя и учеников в одной аудитории с использованием технологии высокой четкости High Definition (HD). Управление всеми устройствами в аудитории от проектора до климатической системы нажатием пальца на интерактивном экране.
Опыт Дистанционного обучения
Заочная форма обучения достаточно эффективно работала у нас в стране с использованием бумажных учебников и пособий и очной сдачей зачетов и экзаменов.
Прием экзаменов вполне можно проводить с помощью
видеоконференцсвязи , а прием зачетов - с помощью тестирования знаний через Интернет.
Российский опыт дистанционного обучения с использованием бумажных учебников в СГУ показывает, что заочная форма может обеспечить обучение десятков тысяч человек.
Обучение проводится самостоятельно по бумажным учебникам, а контроль знаний на очных сессиях либо через Интернет опросами по разделам учебников - ОЧЕНЬ ЭФФЕКТИВНО.
Практически все 100% студентов и школьников при использовании бумажных учебников и тестирования знаний через Интернет получали исключительно оценки "ХОРОШО" и "ОТЛИЧНО".
Примеры курсовых Интернет-проектов
Курсовые Интернет-проекты - это интерактивные информационные сайты с выполнением курсовых работ и заданий по решению задач по информатике, работе с офисными пакетами и созданию личных либо школьных сайтов.
Курсовые работы и курсовые проекты учителей информатики и студентов ИТО МПГУ:
- Курсовой проект студентки-учителя информатики М.Щетининой
Недостатки программированного обучения
Программированное обучение - это попытки обучения с использованием выборочных ответов, в которых содержится серия неправильных ответов
Наличие неправильных ответов - ложной, недостоверной информации ставит людей в тупик и никак не помогает людям в обучении ни с психологической, ни с педагогической точек зрения.
За 60 лет применения программированного обучения нигде и никому не удалось получить значимых результатов с помощью выборочных вопросов с сериями ложных ответов.
Самым большим провалом являются результаты ЕГЭ в школах РФ для организации единых экзаменов, где более 90% выпускников школ получают двойки или оказываются не аттестованными на выходе из школ.
Также неудачными оказывались все попытки применения программированного обучения во всех проектах дистанционного и автоматизированного обучения во всех странах мира.
ООО «Столичный учебный центр»
Реферат по дисциплине:
«Информационные технологии в управлении образовательной организацией»
По теме:
« Дистанционные технологии в образовании »
Исполнитель:
Рогоза Роман Валентинович
ФИО
Москва 20 18 год
Содержание
Введение………………………………………………………………….….……3
1.Что такое дистанционные образовательные технологии?............…….….….5
2.Классификация дистанционных образовательных технологий…...…....…...6
3. Модели реализации дистанционных образовательных технологий.……..9
4.Отличительные особенности и преимущества ДОТ…………....……..….…11
Заключение………………………………………………………………………14
Литература………………………………………………………………...……..15
Введение
Дистанционное обучение (ДО) - совокупность технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала, а также в процессе обучения.
Дистанционные образовательные технологии (ДОТ) уже стали реальностью. Они широко используются в системе высшего профессионального образования, постепенно начинаются внедряться также и в среднем образовании.
Несколько в стороне от использования ДОТ находятся пока школы. Это во многом связано с тем, что, во-первых, учителя не готовы к использованию этих технологий, во-вторых, не разработана методическая база ДОТ (т.е. нет готовых материалов, которые можно использовать), в-третьих, учащиеся также не вполне готовы к переходу на использование ДОТ, так как не имеют сформированных навыков самостоятельной работы.
Современное дистанционное обучение строится на использовании следующих основных элементов:
Среды передачи информации (почта, телевидение, радио, информационные коммуникационные сети);
Методов, зависимых от технической среды обмена информацией.
Основу образовательного процесса при дистанционном образовании составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа обучаемого, который может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем.
Цель внедрения дистанционных образовательных технологий в систему образования состоит в обеспечении доступности качественного образования для обучающихся, независимо от места проживания, социального положения и состояния здоровья.
Какое применение могут получить дистанционные образовательные технологии в модернизации школьного образования?
С их помощью можно значительно разнообразить направления профильного обучения, давая обучающимся возможность более четкой профессиональной ориентации. У них появляется достаточно широкий выбор профильного направления обучения в старших классах.
В последнее время все более широко в школах, и в нашей школе в том числе, в 10-11 классах получает распространение обучение по индивидуальным программам. Становится все более очевидным тот факт, что классно-урочная система, существующая так давно, тормозит интеллектуальное развитие ученика старших классов. Проведение 6-7 уроков по 45 минут, в течение которых ученик должен вникнуть в суть нового знания, а затем выполнение домашних заданий не оставляют никаких шансов для углубленного изучения предмета, более серьезного исследования проблемы, самостоятельного поиска информации для решения этой проблемы. А ведь формирование умений работать с информацией - это одна из главных целей современного образования.
Завершить введение хотелось бы словами В.А.Канаво: «Дистанционное образование позволяет реализовать два основных принципа современного образования –“образование для всех” и “образование через всю жизнь”», но надо помнить, что эта технология требует тщательной разработки, подготовки материалов на очень высоком уровне и обдуманного подхода, так как именно квалифицированное образование даёт основные ценности для человека в век информационных технологий.
Что такое дистанционные образовательные технологии?
законе Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1993 года №3266-1 (статья 32) дается следующее определение «под дистанционными образовательными технологиями (ДОТ) понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника».
использовании дистанционных образовательных технологий» подчеркивается, что целью использования ДОТ образовательным учреждением является предоставление обучающимся возможности освоения образовательных программ непосредственно по месту жительства обучающегося или его временного пребывания (нахождения).
Постановлении Правительства Российской Федерации от 23.12.2005
№ 803 отмечается, что постепенно удельный вес численности выпускников
учреждений образования, освоивших образовательную программу с использованием методов дистанционного обучения»:
1 этап : 2006 год – 5 % , 2007 год – 5 %
2 этап: 2008 год – 7 % , 2009 год – 10 %
3 этап: 2010 год – 20 %
Основными дистанционными образовательными технологиями являются :
кейсовая технология,
интернет-технология,
телекоммуникационная технология.
Допускается сочетание основных видов технологий.
Классификация дистанционных образовательных технологий
Комплексные кейс-технологии
Данная группа технологий основана на самостоятельном изучении печатных и мультимедийных учебно-методических материалов, предоставляемых обучаемому в форме кейса, при этом существенная роль отводится очным формам занятий. Эти занятия включают установочные лекции, активные семинарские, тренинговые, игровые формы, а также консультационные и контрольнопроверочные формы. Во многих случаях акцент делается на активную работу обучаемых в составе групп со специально подготовленными преподавателями-тьюторами.
Технологии этой группы используют компьютерные сети и современные коммуникации для проведения консультаций, конференций, переписки и обеспечения обучаемых учебной и другой информацией из электронных библиотек, баз данных и систем электронного администрирования.
Особенностью учебно-методических материалов, используемых в данной группе технологий, являются следующие характеристики:
Полнота и целостность системно организованного комплекта материалов, позволяющих обучающемуся полноценно изучать курс (дисциплину) в условиях значительного сокращения очных контактов с преподавателем и отрыва от фундаментальных учебных библиотек;
Существенная интерактивность всех материалов, предполагающая и стимулирующая активную самостоятельную работу обучаемых;
Существенная ориентация на профессиональную деятельность обучаемых (особенно для дополнительного профессионального образования).
В кейс-технологии могут активно использоваться следующие средства обучения:
Программы обучения с методическими указаниями по выполнению контрольных, курсовых и выпускных работ;
Печатные фундаментальные учебники и учебные пособия по каждой из дисциплин курса;
Специальные печатные учебно-практические пособия с тестами для самоконтроля и контроля;
Обзорные (установочные) аудио- или видеолекции по каждой дисциплине курса;
Лабораторные практикумы;
Компьютерные электронные учебники и/или компьютерные обучающие программы по всем дисциплинам курса на компакт-дисках.
Другим важным элементом этих технологий являются очные занятия (тьюториалы), периодически проводимые с использованием комплексных форм, рассчитанных на практическое применение обучаемым различных знаний и навыков, полученных в ходе самостоятельного изучения и осмысления больших самостоятельных блоков учебного материала. Отличительной особенностью дистанционного обучения в целом является изменение роли преподавателя в учебном процессе, появление нового типа преподавателя-тьютора, а также разделение функций преподавателей, разрабатывающих учебно-методические материалы, и преподавателей, осуществляющих непосредственное руководство обучаемым и проведение большей части занятий в очной форме обучения.
Аттестацию и допускаются к работе с обучаемыми только после получения соответствующих сертификатов. Для технологий данной группы вопросы подготовки и методического обеспечения преподавателей-тьюторов оказались наиболее проработанными.
Компьютерные сетевые технологии
Эта группа технологий характеризуется широким использованием компьютерных обучающих программ и электронных учебников, доступных обучаемым с помощью глобальной (Интернет) и локальных (интранет) компьютерных сетей. При этом доля и роль очных занятий существенно меньше, чем в описанной ранее группе кейс-технологий.
Создание и организация дистанционного обучения на основе этих технологий требует использования развитых специализированных программных средств (оболочек), позволяющих создавать и поддерживать электронные курсы, а также организовывать процесс обучения на их основе.
Сетевая технология развивается с 1998 г. на базе Интернета. Все учебные материалы размещаются на сервере и доступны при заключении договора для самостоятельного изучения. Через Интернет есть возможность связаться с преподавателем, пройти промежуточные и итоговые тесты. Экзамены сдаются в ближайшем к обучающемуся центре.
Эта система содержит следующие инструменты:
Доска объявлений (семинары), электронные распределенные семинары проводятся в режиме форумов в распределенном времени в соответствии с графиком;
Чат, предназначенный для проведения дискуссии между преподавателем и студентами в режиме реального времени;
Внутренняя электронная почта, с помощью которой могут проводиться консультации при изучении курса лекций;
Инструмент для использования материалов для курса, находящихся на компакт-диске (для разгрузки Интернета).
Дистанционные технологии, использующие телевизионные сети и спутниковые каналы передачи данных
В основу образовательной технологии положен модульный принцип, предполагающий разделение дисциплины на замкнутые блоки (юниты), по которым предусмотрены контрольные мероприятия. Во всех учебных центрах образовательная технология идентична.
По всем дисциплинам разработан стандартный набор занятий - нормокомплект в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта (ГОС). При этом используются такие формы аудиторных занятий, как вводные и модульные лекции, телевизионная курсовая работа, телетьюторинги по подготовке к выполнению курсовой работы и экзамена, индивидуальные и групповые тренинги умений и навыков, модульные и экзаменационные тестирования, проведение консультаций по Интернету в асинхронном режиме, обеспечивающие контакт студентов всех учебных центров с квалифицированными преподавателями, и др.
Мониторинг качества усвоения знаний обучаемыми реализуется с помощью системы электронного тестирования. Разработаны следующие этапы мониторинга качества усвоения знаний:
Оперативное лекционное тестирование;
Индивидуальный компьютерный тренинг;
Модульное контрольное тестирование по результатам изучения блока;
Письменный экзамен и экзаменационное тестирование по результатам изучения дисциплины.
Модели реализации дистанционных образовательных технологий
В зависимости от целей и условий, образовательные учреждения могут выбрать определенную модель реализации дистанционных образовательных технологий.
Под моделью реализации дистанционных образовательных технологий понимаются:
Унифицированные способы организации деятельности образовательных учреждений;
Унифицированные способы организации образовательной деятельности обучающихся и обучающих.
Образовательные учреждения, использующие дистанционные технологии, ориентируются в основном на шесть моделей, в которых используются как традиционные практики, так и современные:
Первая модель – обучение по типу экстерната .
Данная модель обучения приемлема для учреждений среднего и высшего образования, т. к. в большей степени ориентирована на школьные и вузовские требования.
Вторая модель – обучение на базе университета .
В данной модели обучение осуществляется на основе информационных технологий, включая компьютерные телекоммуникации.Такая модель организации обучения характерна для многих ведущих университетов мира.
Обучение проходит в основном по кейс-технологии.
Третья модель – обучение, основанное на сотрудничестве нескольких учебных заведений.
Такая модель в первую очередь выгодна обучающимся из-за более качественного и менее дорогостоящего процесса обучения. Здесь предусматривается совместная разработка единых программ по основным, ведущим дисциплинам . Каждое учебное заведение специализируется на организации определенных курсов. При этом программы обучения становятся более качественными и менее дорогостоящими. Основу обучения при данной модели могут составлять электронные учебники.
Четвертая модель – обучение в специализированных образовательных учреждениях.
Речь идет о центрах, которые занимаются только организацией курсов дистанционного обучения и не используют других форм организации учебной деятельности. В основе обучения лежит самостоятельная работа обучаемых с учебными пособиями, специальной литературой, записями на аудио- и видеокассетах, компьютерными программами
Пятая модель – обучение с использованием автономных обучающих систем.
Обучение основывается целиком на радио- и телетрансляциях, а также дополнительно рассылаемых бумажных пособиях. Такой подход позволяет охватить огромное количество желающих получить знания без применения дорогостоящей техники (персональные компьютеры и необходимые периферийные устройства).
Шестая модель – обучение в виртуальной образовательной среде.
Для данной модели характерны удобство и простота как для обучающихся, так и для преподавателей. Возможность обучаться по индивидуальному образовательному маршруту и доступ для прохождения одного, нескольких или всех курсов, представленных на сайте.
Еще одна довольно распространенная классификация моделей дистанционного обучения создана институтом ЮНЕСКО в 2000 г. на основе изучения высших учебных заведений, но применима к любому образовательному учреждению:
Единичная модель;
Двойная модель;
Смешанная модель;
Консорциум;
Франчайзинг;
Модель удаленных аудиторий.
Отличительные особенности и преимущества ДОТ
Из общего многообразия образовательных технологий ДОТ имеют ряд особых характеристик, таких как:
1) разделение процессов преподавания и обучения во времени и пространстве;
2) освоение обучаемым образовательных программ по месту жительства при доминанте самостоятельной работы, с периодическими встречами группы обучающихся;
3) широкое использование обзорного обучения, реализуемого посредством обзорных лекций, помогающее обучающемуся создать целостную картину изучаемой области знаний и деятельности;
4) использование модульного принципа, предполагающего разделение учебного предмета на логически замкнутые блоки, называемые модулями, в рамках которых проходит как изучение нового материала, так и контрольные мероприятия по проверке его усвоения;
5) управление самостоятельной работой обучаемого средствами образовательного учреждения, ведущего дистанционное обучение, посредством учебных планов, специальным образом подготовленных учебно-методических и учебных материалов и особых процедур контроля;
6) обязательное применение коммуникационных технологий для передачи знаний, опосредованного, диалогового и интерактивного взаимодействия субъектов обучения и решения административных задач;
7) создание особой информационно-образовательной среды, включающей различные учебные продукты – от рабочего учебника до компьютерных обучающих программ, слайд-лекций и аудио-курсов, работа с которыми может быть легко организована и в домашних условиях.
Преимущества ДОТ состоят в следующем:
обучение в удобное время и в удобном месте;
индивидуализация обучения, предоставляющая каждому обучающемуся возможность построения индивидуальной образовательной траектории, индивидуального расписания занятий; это особенно важно для лиц с ограниченными возможностями передвижения (состояние здоровья);
создание образовательной среды позволяет учитывать индивидуальные психофизические способности каждого обучающегося;
электронный контроль знаний гарантирует объективность и независимость оценок;
консультации с преподавателем с помощью электронных средств связи в любое удобное время;
наряду с обучением происходит дополнительное углубленное освоение персонального компьютера, современных средств коммуникаций.
Основными информационными образовательными ресурсами, обеспечивающими каждый модуль изучаемых учебных предметов при использовании ДОТ, являются учебно-методические комплексы (далее УМК). Назначение УМК – обеспечение эффективной работы обучающихся по всем видам занятий в соответствии с учебным планом образовательной программы.
УМК включают в себя учебные продукты и учебно-методические материалы в электронном виде и на бумажных носителях (в соответствии с приказом Минобрнауки России от 6 мая 2005 г. № 137:
программу предмета;
учебники;
вводные и модульные лекции, выполненные в виде теле-лекций, слайд-лекций и аудио-лекций;
информационные и методические материалы по коллективным тренингам;
обучающие компьютерные программы;
лабораторные работы;
тестовые базы для оперативного тестирования и тренинга – от 100 до 300 вопросов по каждому модулю;
базы вопросов промежуточной аттестации – от 100 до 350 вопросов по дисциплине;
методические материалы для учителей;
тексты по спискам основной и дополнительной научной и учебной литературы и информационно-справочные материалы – справочники, словари и т.д. (тексты в телекоммуникационной двухуровневой библиотеке);
методические материалы для организации самостоятельной работы обучающихся (печатные материалы и на электронных носителях).
Заключение
Современный этап развития научно-технического прогресса связан, прежде всего, с глобальными изменениями в процессах информатизации всех сфер жизни общества. В большинстве стран мирового сообщества осуществляются программы широкомасштабной информатизации образования, главной целью которой является воспитание критически мыслящей личности, способной к непрерывному повышению своего культурного и профессионального уровня, умеющей эффективно адаптироваться к изменяющимся условиям жизни общества.
Основу образовательного процесса при дистанционном обучении составляет целенаправленная интенсивная самостоятельная и самоконтролируемая работа самого обучающегося. Любой заинтересованный в совершенствовании своего образования может обучаться в удобном для него месте, по индивидуальному графику, имея возможность доступа к необходимой информации, специальным средствам обучения.
На правах вывода можно сказать, что дистанционное образование - не только востребованная форма обучения, но и довольно перспективная. Однако для того, чтобы использовать её с максимальной эффективностью, нужно чтобы техническая и теоретическая база были на должном уровне. И, конечно, не последнюю роль играет заинтересованность в образовательном процессе обучаемой и обучающей сторон.
Литература
1.Богданова, Д.А. Проблемы дистанционного образования в России / Д.А.Богданова // Информатика и образование. – 1996. – №3. с. 94-99.
2. Быстрицкий, В.А. Обратная связь в процессе дистанционного обучения // Система обеспечения качества в ДО. – Жуковский: МИМ ЛИНК, 2002. – Вып.4. – с. 144-148.
3. Гуманитарные технологии преподавания в высшей школе: учеб.-метод. пособие / кол. авторов под ред. Т.В. Черниковой. М.: Планета, 2011. 496 с.
4. Гуревич А.М. Ролевые игры и кейсы в бизнес-тренингах. СПб., 2004.
5. Моисеева, М.В. Координатор как ключевое фигура процесса ДО// Дистанционное образование. - 2000. - №1. – с. 25-29.
6. Околелов, О.П. Процесс обучения в системе дистанционного образования [Текст] /Дистанционное образование. - 2000. - № 3. – с. 37-43.
7.
Скибицкий, Э.Г. Дидактическое обеспечение процесса дистанционного обучения [Текст] / Э.Г. Скибицкий // Дистанционное образование. – 2000. -
8. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное
обучение: учеб пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.: Издат. центр
«Академия», 2009. 192 с.
9.Современные образовательные технологии: учеб. пособие / кол. авторов:
под ред. Н.В. Бордовской. М.: КНОРУС, 2010. 432 с.
10.Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. М.: НИИ
школьных технологий, 2006. Ч. 1. 816 с.