Вов г горький. Выдающийся подвиг горьковчан в годы великой отечественной войны. Без тыла не было б Победы

Вов г горький. Выдающийся подвиг горьковчан в годы великой отечественной войны. Без тыла не было б Победы

13.05.2020

Нижний Новгород не носит гордых званий ни города-героя, ни города воинской славы. Но горьковчане вложили немалую лепту в Победу в Великой Отечественной войне. На фронтах сражались более 800 тысяч горьковчан, свыше 350 тысяч из них не вернулись домой.

Почти за четыре военных года в Горьковской области было сформировано 56 соединений и частей Красной армии, только в ноябре 1941 года было сформировано 72 отряда народного ополчения, участвующих в Битве под Москвой. Однако главный вклад, который внесли горьковчане в Победу, - это формирование производства вооружений.
В нынешнем 2015 году сложно себе вообразить, что здесь, в Нижнем Новгороде для нужд фронта был создан каждый второй автомобиль, каждый третий танк и каждая четвертая артиллерийская установка.

ИА «В городе N» начинает свой проект «Горький в годы войны», посвященный 70-летию Великой Победы, с рассказа о нижегородских предприятиях, вклад которых в оборону Родины и Победу над врагом неоценим.

Легендарная «полуторка» и массовое производство танков

Одним из особо важных предприятий военного времени стал, конечно, Горьковский автомобильный завод. Благодаря ему город даже стали называть русским Детройтом, а автомобиль ГАЗ-АА - первый серийный автомобиль предприятия - являлся лицензионной копией американского грузовика Форд модели АА.
Легендарная «полуторка» (прозвище машина получила благодаря техническим характеристикам - ее грузоподъемность составляла 1,5 тонны) сослужила добрую службу многим военным подразделениям в страшные годы войны.

С начала войны в Горьком было произведено 71 398 автомобилей, или 34,8% от всех типов машин, поставляемых на фронт. Именно «полуторка» стала символом Дороги Жизни блокадного Ленинграда. Машина имела множество модификаций. Например, ГАЗ-55 - самый массовый санитарный автомобиль Красной Армии, производимый до победного 1945-го года, или не менее знаменитый ГАЗ-60 - серийный полугусеничный автомобиль-вездеход.

Многие и тогда, и сейчас ругают «полуторку» за ее техническую отсталость по сравнению с машинами армии фашисткой Германии. Однако в тяжелейших условиях фронтовых боев простота обслуживания и ремонта советских автомобилей, обучение управлению, а также приспособленность к работе в зимних условиях (вспомним Наполеона, пренебрегшего прогнозом погоды) лишь сыграли на руку бойцам СССР.

Стратегически важной задачей Горьковского автозавода стало производство танков Т-60. Именно превосходство танковой дивизии позволило гитлеровской армии с катастрофически быстрой скоростью продвигаться в глубь страны. Уже 20 июля 1941 года вышло постановление Государственного комитета обороны СССР о налаживании производства легковых танков Т-60 на ГАЗе. Машина была разработана на заводе № 37 в Москве, однако была настолько «сырой», что потребовала скорейшей доработки. 6 сентября впервые в истории отечественного танкостроения была введена конвейерная сборка танков, а 21 октября того же года на завод пришла телеграмма Иосифа Сталина с просьбой увеличить выпуск машин до 10 штук в сутки. В то время уже шла битва за Москву, решалась судьба страны.

Обстановка накалилась, когда 21 ноября немецкая авиация нанесла первый массированный удар по предприятию. В этот же день директор ГАЗа Иван Кузьмич Лоскутов доложил верховному главнокомандующему о том, что автозаводцы выпускают по 20 танков в сутки! Если в октябре 1941 года было выпущено 215 танков, то в декабре уже 625 боевых машин. Столицу удалось отстоять во многом благодаря трудовому подвигу горьковчан, а танки Т-60 в результате приняли участие в параде на Красной площади 7 ноября и стали символом победы под Москвой и провалом немецкого блицкрига.

Кроме того, в годы войны ГАЗ массово выпускал двигатели, минометы и другую продукцию военного назначения. Помимо танков здесь было выпущено более 9 тысяч самоходных установок, 24 тысячи минометов, 30 тысяч снарядов для ракетной установки «Катюша» и более 230 тысяч автомобильных моторов.

Тяжелым испытанием стали авиабомбежки предприятия. В 1943 году в результате семи налетов на автозаводе было разрушено порядка 50 зданий, 9 тысяч единиц оборудования, 8 тысяч моторов, 28 мостовых кранов и многое другое, погибло 232 человека.

Инженер ГАЗа Иван Андреевич Харкевич в своем дневнике писал: «5 июня… В 00 час. по радио завыла сирена воздушной тревоги… Послышался нарастающий свист бомб и грохот разрывов… Столбы пламени под грохот взрывов поднялись и в других частях Автозавода. Сразу целая огненная стена выросла над Автозаводом, таких налетов еще не было. Немцы неистово бомбили по образовавшимся огненным ориентирам, одновременно круша шоссейные дороги вокруг завода и поселков…».

Восстановить завод было делом чрезвычайной важности. К работам были привлечены работники крупнейших горьковских предприятий, таких как «Красное Сормово», «Двигатель революции», «Красная Этна», авиационный завод имени Орджоникидзе. Кроме того, возникли комсомольские ремонтные отряды, а рабочие даже устроили социалистические соревнования по скорости ремонта станков. Жили, ели и спали прямо там, без отрыва от производства.

Труд автозаводцев был вознагражден. Весной 1945 года они получили письмо от самого маршала Жукова с благодарностью за созданное оружие, а 16 сентября коллектив Горьковского автозавода был награжден орденом Отечественной войны I степени.

Вклад сормовичей

Завод «Красное Сормово» является одним из старейших судостроительных предприятий своей отрасли - он был основан еще в середине 19 века. В годы Великой Отечественной войны основной продукцией его стали танки Т-34 и подводные лодки. Последних Горький собрал для фронта в количестве 23 штук.
Отметим, что переход производства на выпуск танков на заводе прошел всего за три месяца.

Большой вклад не только в дело победы, но и в развитие артиллерии в целом внес выдающийся советский конструктор Василий Грабин, который прибыл в Горький в 1933 году и настоял, чтобы при заводе № 92 (ныне всем известный Нижегородский машиностроительный завод) было создано конструкторское бюро. Добиваться этого пришлось с большим трудом. Вместе с командой молодых конструкторов бюро Грабина продолжило разработку новых перспективных образцов пушек.

Под руководством Грабина был разработан метод скоростного проектирования, который давал возможность создавать новые пушки в течение месяцев и даже недель от начала работ до образцов для испытаний. Все это позволяло в кратчайшие сроки ставить пушки на валовое производство с небывалой экономией металла, энергии и трудозатрат.

Память Василия Грабина машиностроительный завод чтит и сегодня. К завершению подходит строительство мемориального комплекса, посвященного ветеранам Великой Отечественной войны. В состав Архитектурно-скульптурной композиции войдет, безусловно, и бюст Василия Гавриловича Грабина - конструктора дивизионной пушки ЗИС-3, признанной лучшим орудием войны.

Под крылом самолета

Существенный вклад в развитие военной авиации и победы советских летчиков за мирное небо внес и горьковский авиастроительный завод им. Орджоникидзе (ныне завод «Сокол»). В ноябре 1940 года на заводе было создано ОКБ-21. 23 ноября 1940 году приказом НКАП начальником ОКБ был назначен Семен Алексеевич Лавочкин. Под его руководством на заводе был внедрен в производство и усовершенствован ЛаГГ-3, созданы истребители Ла-5, Ла-5ФН, Ла-7. Во время войны завод поставил на фронт 17691 самолет, то есть каждый четвертый истребитель, изготовленный заводами СССР, был горьковского производства.

Чтобы обеспечить нужды советской военной авиации, предприятие перешло на круглосуточный режим работы. При этом смены длились по 12–14 часов, а некоторые рабочие целыми днями не выходили с предприятия.

Уже к концу 1941 года доля Горьковского авиазавода в совокупном производстве истребителей в СССР составила 34–38%, а темп выпуска достигал 24 самолетов в сутки.
Именно в Горьком в конце 1943 года в ОКБ завода на базе Ла-5ФН был разработан истребитель Ла-7 - один из лучших истребителей периода второй мировой войны.

Предприятия Горьковской области

Велик вклад в победу труд рабочих, инженеров, служащих всех предприятий области.

Например, на Борском стекольном заводе им. Максима Горького производили новые виды изделий для автопрома, а также оптические изделия для военно-морского флота, боеприпасов и химической промышленности. Уже в июне 1941 года в Дзержинске на Чернореченском химическом заводе (ныне ООО «Корунд») лишь за 36 часов была собрана установка для производства самовоспламеняющейся жидкости, которая применялась против немецких бронемашин и танков. Был реконструирован и Выксунский металлургический завод, в результате за первые военные месяцы производство стали выросло в 7 раз, а проката - в 9.

И все это проходило на фоне налетов немецкой авиации, наплывов эвакуированных беженцев из разных городов страны, нехватки продовольствия и лекарств.
Победа в войне 1941–1945 годов завоевывалась не только на полях сражений, но и в тылу. И вклад жителей Горьковской области в общее дело был огромен и неоценим.

Сегодня, когда управлять целыми корпорациями можно лишь при помощи мобильного телефона, кто поймет, что значит сутками стоять у станка без еды и отдыха?.. Остается надеяться, что подвиг горьковчан останется в памяти современников, напоминая им о силе человеческого духа, выносливости и победе в намеченной цели.


22 июня 1941 года в 3 часа 30 минут утра началось массированное и для многих неожиданное вторжение войск гитлеровской Германии на территорию Советского Союза.
На защиту своей Отчизны поднялись добровольно или в порядке мобилизации все нации и народности СССР. С первых дней Великой Отечественной Войны вместе со всем советским народом встали на защиту Родины более 600 тыс. горьковчан. Многие из них пали смертью храбрых. Более 310 горьковчан удостоены за ратные подвиги высокого звания Героя Советского Союза, а летчики В.Г. Рязанов и А.В. Ворожейкин удостоены этого звания дважды. Более 300 тыс. горьковчан за мужество и отвагу на фронтах войны награждены боевыми орденами и медалями.
Весть о вероломном нападении на нашу Родину подняла всю страну и пробудила невиданный патриотический подъем всего народа. Только в первый день войны в военкоматы Горьковской области поступило 10 тыс. заявлений с просьбой отправить на фронт в ряды действующей армии. Разные были мотивы защитников: кто-то воевал за социализм, кто-то за Отечество, кто-то за то и другое вместе, но все они сражались за себя, за своих родных и близких, за возможность спокойно жить и работать.
Город Горький, как крупный промышленный центр страны попал в поле зрения агрессора еще в период разработки им плана разгрома нашей страны, известного под кодовым названием «План Барбаросса». Этот план предусматривал три основных этапа военных действий:
1) разгром нашей армии в пограничных сражениях и захват Прибалтики и Ленинграда;
2) овладение Москвой и Донбассом;
3) выход фашистских войск на линию Архангельск – Волга в район Казани и подавление с помощью авиации центров на Урале и Сибири.
Горький, таким образом, подлежал прямому захвату в начале третьего, завершающего этапа плана «Барбаросса». Гитлеровские стратеги отводили на реализацию этого плана от 9 до 17-ти недель. Штурм Москвы предполагалось начать 30 августа, а захват ее – в первых числах сентября. Следовательно, во второй половине сентября – начале октября 1941 г. немцы планировали вступить в Горький. В «Военном дневнике» начальника Генерального штаба фашистских войск Франца Гальдера неоднократно упоминается город Горький. По расчетам Гальдера, захват Украины, Ленинграда и Москвы с Горьким лишал нашу страну трех четвертей ее военного потенциала, т.е. делал для нас дальнейшее сопротивление бессмысленным. 28 февраля 1941 г. Гальдер сделал доклад, по которому принято решение, записанное им так: «Быстрота. Никаких задержек. Не ожидать железных дорог. Достигать всего, используя мотор». Эта идея была положена и в основу плана захвата Горького: приход врага к нашему городу планировался по автодорогам, ведущим к нему с запада, - по Московскому шоссе и по трассе Горький – Муром, построенной в 1940 г.
Известно, что ход боевых действий, мобилизация сил и ресурсов, ратные подвиги нашей армии привели к срыву плана врага. 23 октября 1941 г. создается Горьковский городской комитет обороны (ГГКО) - местный чрезвычайный орган руководства в условиях военного положения. Он объединял гражданскую и военную власть в городе и области. Комитет руководил мобилизацией населения и материальных ресурсов, выделял силы и средства для формирования воинских подразделений, подразделений противопожарных и санитарных дружин, занимался организацией противовоздушной и противохимической обороны, восстановлением предприятий и домов, разрушенных во время вражеских бомбежек, помощью населению, пострадавшему от налетов. Особой заботой ГГКО было строительство оборонительных рубежей. Строительные работы выполнялись почти исключительно местным гражданским населением городов и районов, мобилизованным в порядке трудовой повинности. Разрешалось мобилизовать и студентов всех вузов, учащихся старших курсов техникумов и учеников 9 – 10 классов средних школ. Рубеж строила вся область, работало свыше полумиллиона человек. Для оборонительных рубежей выполняли заказы 40 предприятий города и области. Работы пришлись в основном на осень и зиму 41-42 года, а была она очень холодной. Строители оборонительных рубежей подвергались нападению авиации противника. Работа продолжалась в течение почти всего 1942 г. до победы в 1943 г. под Курском, когда общая обстановка на фронтах изменилась в нашу пользу. Наземные войска не дошли до Нижегородской земли. Но надо было защищать и небо.
Первый налет на Горький был в ночь с 4 на 5 ноября 1941 г. В нем участвовали группы бомбардировщиков «Хейнкель-111» и «Юнкерс-88», всего до 150-ти самолетов. К городу прорвались только 11, остальные не были допущены огнем зенитной артиллерии. Однако прорвавшиеся причинили ущерб заводам им. Ленина, «Двигатель революции», автомобильному. Характерно, что к автозаводу противник подходил с менее защищенных позиций (налету предшествовала длительная разведка). Пытался он бомбить и заводы Сормова, но средствами ПВО был не допущен к цели. За время массированных налетов 4, 5, и 6 ноября 1941 г. было убито 127, ранено 303 человека. Враг возлагал большие надежды на эти крупные военные операции. Они входили в общий стратегический план по захвату Москвы и разгрому московской группировки советских войск. Поэтому боевые действия Горьковского района ПВО в тот момент представляли прямую и непосредственную поддержку войскам, оборонявшим Москву. 8 ноября по приказу командующего Московской зоной ПВО генерала М. С. Громадина Горьковский бригадный район ПВО со всеми частями и штабами был введен в состав действующей Красной Армии. Наиболее ожесточенный характер бои в горьковском небе приняли в июне 1942 г. Они совпали по времени с крупнейшими наступательными операциями вермахта на сталинградском и кавказском направлениях. В ноябре 1942 г. был нанесен серьезный ущерб заводу «Нефтегаз», жилым кварталам. В течение июня 1943 враг непрерывно наращивал число самолетов, и это число дошло до 160-ти бомбардировщиков в один налет. Справка из Центрального архива Министерства обороны:
« В июне 1943-го совершено на город 7 авианалетов (в ночь на 5, 6, 7, 8, 10, 13, 22 июня). Всего в налетах участвовало 655 самолетов врага, из них прорвались на автозавод около 100. Сброшено бомб на город: фугасных – 1631, зажигательных – 33 934. Всего ПВО города израсходовало 170 тысяч единиц боеприпасов. Сбито 23 самолета противника…»
В годы Великой Отечественной войны Сормовский район был самым большим в нашем городе по занимаемой территории, численности населения и самым мощным по промышленному потенциалу.
Одной из ярких героических страниц нашей истории является строительство танков на старейшем российском судостроительном заводе «Красное Сормово». Постановлением Государственного Комитета Обороны № 1 от 1 июля 1941 г. Сормовский завод в кратчайший срок должен был организовать производство танков. Требовалось преобразовать ведущие цеха, расширить производственные площади. Реконструировалось и расширялось металлургическое производство, был построен бронекорпусный цех, вновь создан танковый цех с машинной формовкой. Механический цех был переоборудован под обработку башен и выпуск бронекорпусов. За 15 суток был смонтирован конвейер длиной 150 метров. Оборудованы сдаточный цех и танкодром. Первый танк Т-34, собранный из привозной комплектовки, вышел из испытания в сентябре 1941 г. Уже в октябре было изготовлено 5 машин. В марте 1942 г. – 160 машин.
Производство танков неуклонно возрастало, но фронт требовал все больше и больше боевых машин.
В бою средний танк Т-34 показал себя машиной, превосходящей не только свой класс, но и многие «тяжелые» типы машин. Чтобы противостоять вражеским «Тиграм» и «Пантерам», танку т-34 требовалась новая дальнобойная пушка. Сормовские конструкторы активно взялись за модернизацию танкового орудия. К январю 1944 г. новая пушка успешно выдержала все испытания. Усовершенствованные «тридцатьчетверки» уже в марте стали поступать в войска, а с 1 мая 1944 г. начался их поточный выпуск.
Кроме Т-34 завод выпускал и другие виды танков: «командирский» танк с мощной радиостанцией, экранированный танк Т-74 с защитой от кумулятивных зарядов, огнеметный танк с радиолокацией. В 1943-1944 гг. сделаны проектные разработки танка подводного хождения.
Всего за годы войны завод «Красное Сормово» дал фронту более 12 тыс. боевых машин.
Важным и весомым вкладом в дело создания оружия победы в годы войны, было строительство на заводе «Красное Сормово» подводных лодок малого водоизмещения сери «С» для Балтийского и северного театра военных действий. Первая подводная лодка «комсомолец» была построена еще в 1930 году. А за 1941-45 гг. сормовичи выпустили более полусотни лодок-малюток.
На базе завода формировались и отравлялись на фронт танковые части и бригады. Создавалось народное ополчение, отряды самообороны, санитарные дружины, отряды по восстановлению военных объектов, пострадавших от налетов вражеской авиации. На заводе проводились ударные вахты, появилось движение фронтовых бригад, работавших по 14 - 16 часов в сутки. Уже в первые дни войны конкретным выражением творческой инициативы горьковчан явилось движение двухсотников: «работать не только за себя, но и за товарища, ушедшего на фронт». В конце 1941 г. по две и более нормы стали выполнять сотни рабочих.
В декабре 1942 г. в Сормове началась работа по строительству филиала одного из дзержинских заводов. В кратчайшие сроки был налажен выпуск снарядов для «Катюш». 26 августа 1943 г. филиалу присвоен статус самостоятельного предприятия - завод «Электромаш».
С первых дней войны трудящиеся районов Горького мобилизовали все свои силы на помощь фронту.
Завод № 215 (им. Петровского), эвакуированный из Киева в конце 1941 г., через два месяца вступил в строй действующих и бесперебойно снабжал фронт боеприпасами и вооружением. Все предприятия легкой промышленности с первых дней войны также были переведены на изготовление обмундирования и снаряжения для Красной Армии. Только в навигацию 1941 г. труженики Верхневолжского пароходства перевезли 613 тыс. эвакуированного населения, более 135 тыс. тонн оборудования и имущества, много военных грузов. Девять высших учебных заведений Нижегородского района в годы войны продолжали подготовку специалистов, в том числе ввели усиленную подготовку по новым специальностям, имевшим значение для военной промышленности. Значительная часть научных исследований имела оборонное и народнохозяйственное значение и была внедрена в производство. Выступления артистов, включавшие патриотические и антифашистские произведения, поддерживали в бойцах, населении города и области любовь к Отечеству, веру в победу над врагом. Артисты горьковских театров проводили большую военно-шефскую работу на фронте, в госпиталях.
В Приокском районе дислоцировалось военно-политическое училище, которое готовило военных политруков.
В Советском районе завод № 558 («Старт») был организован на базе бывшего ликероводочного завода, вступил в строй в марте 1942 г. Молодой рабочий коллектив, в подавляющем большинстве состоявший из бывших домохозяек и подростков, освоил выпуск боевой продукции для фронта – минные приборы КВ-4 и уже в 1942 г. выполнил производственную программу на 116 %. Напряженно трудился и коллектив фабрики № 5, выпускавшей 20 видов изделий, в том числе ремонтно-самолетные палатки, утепленные палатки для комсостава, грузовой парашют для самолетов, плащ-палатки. Трудящиеся мясокомбината к 1945 г. увеличили объем продукции по сравнению с 1942 г. на 57 %, освоили новые виды продукции, необходимые фронту и тылу. На базе своего сырья и отходов комбинат выпускал ценные медицинские препараты (например, гематоген), предметы широкого потребления (полушубки, овчины и т.д.)
В начале 40-х гг. на территории Автозаводского района кроме автомобильного завода, располагался крупный авиационный завод № 466, ОСМЧ (особая строительно-монтажная часть) «Стройгаза» № 2. Автозавод выпускал автомобили, легкие танки Т-60, Т-70, танковые моторы, САУ, бронеавтомобили, минометы, боеприпасы, комплектующие изделия для танков Т-34, снаряды для реактивных установок, другую военную продукцию. С 4 по 22 июня 1943 г. завод 25 раз подвергался массированным налетам вражеской авиации. В результате бомбежек было разрушено или повреждено 50 зданий и сооружений предприятия; выведено из строя 5900 ед. технологического оборудования, более 9 тыс. м конвейеров и транспортеров. Но то, что фашисты крушили ночью, люди восстанавливали днем. Цеха стояли без крыш, но уже выдавали продукцию. Производство продукции не прекращалось ни на один день.
На территории Канавинского района к началу войны насчитывалось более 10 крупных предприятий. Завод «Красный цинковальщик» стал филиалом авиационного завода. Здесь стали выпускать комплектующие изделия для самолетов и другие детали для военной техники. За годы войны Горьковский металлургический завод дал несколько тыс. тонн ценных сплавов. Было организовано производство саперных лопат и ножниц – кусачек для резки проволочных заграждений. Десятки дивизий и корпусов были снабжены пилами, ножовками и другими инструментами, изготовленными на заводе. «Красный Якорь» перешел на выпуск боеприпасов и укладочных приспособлений для горной артиллерии, понтонных якорей для инженерных войск и т.д. Завод им. Попова выпустил свыше 7 тыс. самосвалов, более 10 тыс. автобусов – штабных и санитарных, свыше 25 тыс. походных кухонь и много другой продукции военного назначения. Коллектив масложирового комбината им. Кирова наряду с основной продукцией организовал производство порошка «НА», который использовался для приготовления порошка для бутылок с зажигательной смесью. В 1941 г. был построен цех и организовано производство динамитного, химически чистого глицерина, а также спецпродукта для военных заводов, изготовляющих военную технику. Большое значение имела бесперебойная работа железнодорожного транспорта.
В Ленинском районе работали эвакуированные предприятия из Белоруссии, Украины, западных городов России.
В экстремальных условиях небывалого противостояния фронт требовал во все возрастающих количествах боевую технику, вооружение, боеприпасы, снаряжение, продукты сельскохозяйственного производства, людские ресурсы.
На личные средства горьковчан были дополнительно построены сотни самолетов, танков, пушек и много другой боевой техники. Не хватало кадров, оборудования, сырья, опыта, знаний... Но чувство долга, вера в победу помогала делать поистине невозможное.
Ярким проявлением единства армии и народа было донорское движение. В 1943 г. в нашей области по сравнению с довоенным временем количество доноров увеличилось в 5 раз и составило огромную армию в 50 тыс. человек. Горьковская станция переливания крови за годы войны отправила на фронт 92 202 литра крови. Кроме того, непосредственно в госпитали Горьковской области было направлено 17 127 литров крови.
В общей великой победе есть значительный вклад горьковчан, доведенных до крайней степени нищеты, но не потерявших трудолюбия. Большинства из них сейчас нет в живых. Многие умерли раньше срока – сказались тяжелые военные годы, неимоверное трудовое напряжение, скудное питание и бесчисленные лишения. И надо сказать, что эти герои тыла – "героями" себя не считали, они просто исполняли долг перед Родиной. Ярким подтверждением этого служит незыблемая память, сохранившаяся в документах Государственного архива специальной документации Нижегородской области.
На государственном учете и хранении находятся документы Горьковской государственной сельскохозяйственной опытной станции за 1935-1996 годы, которые о многом могут нам рассказать.
В военное время неизмеримо выросли требования к селекционно-семеноводческой работе станции и ее научно-производственной помощи земельным органам в организации работ по семеноводству зерновых культур и трав в колхозах. Ситуация в сельском хозяйстве складывалась сложная. Крестьянство составляло большинство населения, и оно подлежало мобилизации почти «подчистую». Только в первом военном году из колхозов было призвано в Красную Армию 300 тыс. человек. Основная тяжесть сельскохозяйственных работ легла на плечи женщин, стариков, детей. Часть работников сельского хозяйства перешла на работу в оборонную промышленность, а многие подростки были мобилизованы в ремесленные училища и школы ФЗУ. Фронт взял более тысячи тракторов и автомашин, в колхозах в 2,5 раза сократилось поголовье лошадей. Однако надо было выходить из положения. Летом и осенью 1941 года руководство страны принимает ряд постановлений, направленных на обеспечение сельскохозяйственных работ. Жесткий административный нажим с одной стороны и патриотизм с другой - сделали свое дело. В 1941 году область собрала зерна на 7 миллионов пудов больше, чем за предыдущие годы. При недостатке оборудования, тягловой силы, материалов и квалифицированной рабочей силы потребовалось наиболее полное и экономное использование средств производства. Производились массовые мелиоративные работы, выкорчевывались пни, вырубался кустарник, создавались осушительные каналы, чтобы высвободить пригодные для посева участки земли. В результате в 1942 г. по области посевные площади колхозов под зерновыми, картофелем, овощами и льном были увеличены на 155 831 гектар.
В 1942 году ситуация на фронте резко обострилась. Потеря юга страны, который до войны давал 30% зерновых, должна была восполняться за счет Сибири и европейского Нечерноземья. Разработка вопроса повышения урожайности полевых, овощных и плодово-ягодных культур в мирное время производится путем длительных севооборотных опытов. Опытные севообороты в большинстве случаев требуется повторять 3-4 раза. Можно представить, что испытали сотрудники станции полеводства, представ перед задачей в одночасье значительно изменить сельскохозяйственное производство. И, наверное, только беззаветная любовь к Родине, желание всеми силами защитить честь и независимость Отчизны, помогли сделать невозможное: в кратчайшие сроки не только разработать, но и воплотить в жизнь, наиболее важные и необходимые мероприятия, повышающие урожайность полевых, овощных и плодово-ягодных культур. Например, широкое внедрение в сельскохозяйственное производство Горьковской области такого агропромышленного приема, как "широкорядные посевы зерновых культур" привели к высокому урожаю засеянных площадей, посевы которых развивались настолько мощно, что компенсировали недостающие растения на единицу площади, имели мощный колос и довольно крупное зерно. Данный метод посева зерновых применяется и по сей день.
Наряду с зерновыми, в Горьковской области впервые встает вопрос о широком производстве и других культур.
И снова благодаря несокрушимой вере в Победу в условиях Горьковской области (на серых лесостепных и деградированных черноземных почвах) выращивают урожай в 15-24 центнера на гектар масличного подсолнечника.
Внедрение сахарной свеклы в производство, тоже для области было делом новым. В военное время, перед местными научными сельскохозяйственными учреждениями возникла задача разработать правильные приемы ее возделывания применительно к разнообразным местным природным условиям. Областная станция полеводства на своей экспериментальной базе совместно с Барышевским и Арзамасским опорными пунктами с 1941по 1946 годы повел большую работу по изучению агротехники сахарной свеклы. На основании полученных данных станция смогла предложить производству агрокомплекс приемов, позволяющих получать урожаи в условиях области до 400 центнеров на гектар со средней сахаристостью 18 %.
Неустанно трудились сотрудники станции и над другими агротехническими разработками. Например, изучались такие вопросы как: выращивание и возделывание овощных культур, арбузов, дынь, арзамасского лука. Основным вопросом было изучение способов получения ранних овощей из открытого грунта.
Не обходилось и без трудностей. Суровые зимы и дождливые лета приводили к полному уничтожению урожаев, которых и без того катастрофически не хватало. В конечном счете, все зависело от людей, которым нужна была Победа.
Сотрудники станции и крестьяне нашей области сделали все, что было в их силах и сверх того. В каждом научном отчете упоминается о том, что за неимением специальных сеялок посевы производились вручную. Преобладающим в деревнях стал труд женщин и подростков. Интенсивно увеличивалась посевная площадь за счет раскорчевки и мелиорации. Женщинам и подросткам порой приходилось пахать на себе.
Деревня работала со сверхотдачей, немыслимой в мирное время. На весенние полевые работы выезжали в 3 часа утра, на площадях при норме 0,35 гектара вспахивали до 1 гектара. Работали люди за трудодни, которые потом обменивали на скудные пайки зерна. Многие стали забывать вкус настоящего хлеба, выручала в основном картошка. Постановлением Совнаркома СССР от 20 августа 1941 г. в 44 городах области, рабочих поселках и поселках городского типа введены карточки на хлеб, сахар и кондитерские изделия. Перебои в снабжении были нередки…
Участник тех событий, В.А. Тихонова вспоминает:
«В тяжелые годы войны приходилось есть что придется: крапиву, щавель, коренья, маленькие шишки сосны, очистив их от иголок, из гнилой мерзлой картошки пекли оладьи. Летом маленькие полуголодные дети ходили рубить пеньки, связывали их веревкой и несли на своих плечах, сгибаясь под непосильной ношей, а зимой рубили сухие сучья на деревьях, укладывали на санках и везли 5 км, с трудом пробираясь по сугробам. Всем было нелегко в эти годы. Соседи варили суп в самоваре, экономя дрова. Были хлебные карточки на каждого, и ежедневно приходилось выстаивать огромные очереди за хлебом. Однажды, простояв в очереди несколько часов, подхожу к весам и с ужасом обнаруживаю, что вместо сумки у меня в руках ручки от сумки, которую обрезали, а там хлебные карточки на весь месяц. И наша семья была вынуждена жить без хлеба весь месяц, сидя на одной картошке»…
Недосыпая, недоедая, на пределе сил за годы войны колхозы Горьковской области дали стране и фронту 68 пудов зерна, 50 миллионов пудов картофеля, 14 миллионов пудов овощей, 4 миллиона пудов мяса, 14 миллионов пудов молока. В Горьковской области за годы войны были созданы своя табачная фабрика, 8 крахмалопаточных заводов, 10 мельниц, 9 сироповарочных пунктов, 19 мыловаренных и 12 овощесушильных цехов. Освоена выработка декстрина, молочной кислоты, сахарина, дрожжей, саго, мальтозной патоки, овощных консервов, концентратов, витамина «С»; организованы крупные засолочные и квасильные пункты переработки овощей и грибов, начата добыча соли в Сергачском и Балахнинском районах. За годы войны на большинстве предприятий области были созданы отделы рабочего снабжения. Значительную добавку к столу рабочих и служащих давало коллективное и индивидуальное огородничество. Картошку сажали и на газонах.
Но люди вынесли все: смерть близких, недоедание, физические и нравственные перегрузки и многие другие лишения. Особенно достойны прославления женщины, вынесшие на своих плечах основные тяготы военных лет.
Перед уходом на фронт комбайнер Арзамасского МТС Тузов обучил своей профессии жену. По призыву Анны Тузовой тысячи женщин сели за руль трактора, заменяя трактористов, ушедших на фронт.
В 1979 г. в местной печати в очерке «До околицы нас проводи», опубликовли воспоминания Нины Елистратовны Речкиной. «За руль трактора села в 1943 г. Шла война, и в колхозе не осталось мужчин, а фронт требовал хлеба. Работали от темна до темна. Сменщика нет – работаешь, пока сил хватает. Некому помочь семена засыпать, сама берешься за мешок. Как-то сеяли вдвоем с девчонкой весь день, а потом до дому сил нет добраться. Ну, доползла. Где-то около деревни без памяти подобрали, отлежалась чуток и снова в поле, сеять. А трактора тогдашние без кабин были. Дождь мочит, ветер пробирает, солнце палит. Однажды волк к самому трактору подошел. Ну, думаю, прыгнет! Нет, испугался»». Нина Елистратовна Речкина была награждена медалью «За доблестный труд во время Великой отечественной войны 1941 – 1945гг.»
Участников и свидетелей тех далеких событий остается все меньше и меньше, некому становится рассказать о тех днях, навсегда изменивших ход истории, поэтому очень важны их воспоминания, документы, переписка…
Вот одно из воспоминаний студентки Горьковского индустриального института Урезковой Зои Васильевны, ныне покойной, записанных с ее слов внуком, Коссэ В.О., кандидатом философских наук, преподавателем кафедры философии и политологии Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета в 2000 г. и опубликованных в материалах межрегиональной научно-практической конференции «Горьковская область в годы Великой Отечественной войны 1941- 1945 гг.: история и современность».
«Я окончила школу в 1941 г. с золотой медалью, 18 июня был выпускной вечер, а 22 июня началась война. В июле меня вызвали в Свердловский райком комсомола и направили на работу пионервожатой в пионерский лагерь, в с. Фокино Воротынского района. Пионеры принимали участие в уборке урожая, жали серпами рожь, собирали ягоды в колхозном саду. Работали в поле каждый день. С первым ранением на трудовом фронте и с навыками оказания первой медицинской помощи я столкнулась, когда пионер нечаянно порезал ногу серпом.
В августе я поступила в индустриальный институт на факультет авиамоторостроения. А на химическом факультете был недобор, и наиболее сознательных комсомольцев вызвали в комитет комсомола института и попросили перейти на химический факультет, т.к. для страны надо было развивать химическую промышленность. Я перешла на химфак и окончила институт в 1946 г. Со мной вместе поступали 120 человек, а окончили институт по моей специальности (технология неорганических веществ) всего 6. Многие ушли на фронт или были отправлены учиться в военные училища по комсомольскому набору.
Учиться было тяжело; мы работали и на строительстве оборонительных сооружений, и на разработке торфа, ухаживали за ранеными в госпиталях. Зимой в институте не топили, мы писали лекции в варежках. В октябре 1941 г. в начале первого учебного семестра нас, студентов и преподавателей, послали рыть окопы на левый берег Волги, около деревни Селище. В это время бомбили Горький, и было видно зарево. В декабре 1941 г. мы строили оборонительные сооружения в районе Павлова. Жили в деревне Санницы на другом берегу Оки. В 40-градусный мороз ходили по льду через реку в деревню Большая Тарка, где строили оборонительные сооружения, делали в грунте шурфы для взрывников. Вместе с нами работал преподаватель высшей математики индустриального института Юрий Николаевич Коротких. На его куртке всегда была повязана лента наискосок с надписью: «Все для победы!» С мая по октябрь 1942 г. мы работали в селе Большое Пикино Борского района на торфоразработках. Корчевали, пилили, рубили деревья, готовили делянки для торфа. На каждый день были установлены нормы выработки, и чтобы их выполнить, надо было работать с утра до вечера. Деревья стояли в болоте, а резиновых сапог в то время не было, многие болели, но отказаться от работы было нельзя, - это приравнивалось к дезертирству на фронте. На торфоразработках я столкнулась и с первыми жертвами: одну девушку задавило срубленным деревом. Я имела навыки по оказанию первой медицинской помощи и меня выбрали санинструктором. Я была единственной на торфоразработках, кто обслуживал все бригады, бегала по вызовам по болотным кочкам с санитарной сумкой. Расстояния между бригадами были несколько сотен метров, и вызов к пострадавшему передавали по цепочке. Ранились в основном топорами. Летом 1943 г. студенты снова выехали на торфоразработки в Балахну на Чернораменское торфопредприятие. Сушили торф, утром раскладывали на поле нарезанный кирпичиками торф и сооружали из него башни. Вечером башни перебирали. Лето было жаркое, и торф хорошо сох. Целый день работали под палящим солнцем. Рядом с нами работали студенты мединститута. На поле народу было много, все женщины из ближайших деревень тоже работали на сушке торфа. В 1944 г. мы помогали строить Чкаловскую лестницу. Рядом с нами работали пленные немцы, но они находились под конвоем.
В институте студенты занимались военной и спортивной подготовкой, учились военному делу. Мы много занимались лыжами, стреляли в тире. Некоторые студенты работали в лаборатории неорганических веществ, под руководством доц. Андреева делали для фронта бутылки с зажигательной смесью. Мы помогали фронту также организуя сбор теплых вещей для фронта, вязали варежки, носки, вышивали кисеты. В 1943 г. в горьковских госпиталях появилось особенно много раненых. Я вместе с другими девушками из института работала в госпиталях. Мы помогали выгружать раненых, переносили их на носилках, кормили, разносили лекарства, читали им и помогали писать письма, устраивали концерты художественной самодеятельности. Утром мы учились в институте, потом шли в госпиталь, уходили из госпиталя поздно вечером. В 1943 г. в город прибыло много эвакуированных из блокадного Ленинграда. Райком ВЛКСМ помогал им с трудоустройством…»
Нельзя не упомянуть и о братской помощи областям и республикам, пострадавшим от фашистской оккупации. Трудящиеся области брали шефство над освобожденными областями, оказывали им всестороннюю поддержку по восстановлению народного хозяйства, выделяли технику, сельскохозяйственные машины, скот, семена и т.д.
Труженики Горьковской области, в то время, когда сами остро нуждались в самом необходимом, передали в освободившиеся от врага районы, в порядке оказания помощи, 250 тракторов, 100 тракторных сеялок, 35,5 тыс. голов крупного рогатого скота, 31 тыс. голов овец и коз и 6,5 тыс. лошадей.
На протяжении всей войны фронт и тыл представляли собой единый боевой лагерь. Ведь исход войны с фашистскими агрессорами решался не только на полях сражений, но и в тылу.

Давно отгремели залпы Великой битвы. На месте пепелищ, руин и развалин построены новые города и села. Мальчики и девочки, которые родились 9 мая 1945 года, уже сами имеют внуков. Знания о Великой Отечественной войне мы получаем уже из документов, книг, фильмов…
В благодарной памяти навсегда останется народный подвиг, который совершили со всем нашим народом горьковчане в годы Великой Отечественной войны!
Сражаясь, трудясь, проявляя мужество и героизм…
Мы, современники, можем только гордиться нашими земляками, учиться у них не покладая рук работать, далеко не в лучших условиях, не теряя духа и уверенности в своих силах. А самое главное – любить свою Родину!

ЛИТЕРАТУРА СИФ ГУ ГАСДНО:

Книга памяти Нижний Новгород. Т I: Автозаводский, Канавинский, Ленинский, Московский районы. – Нижний Новгород: ГИПП «Нижполиграф», 1994 г., - с.10-21, 27 – 28, 225- - 226, 392 – 393, 562 – 563.
Книга памяти Нижний Новгород. Т II: Нижегородский, Приокский, Советский, Сормовский районы. – Нижний Новгород: ГИПП «Нижполиграф», 1994 г., - с.9 – 10, 232 – 233, 295 – 296, 490 - 492.
Горьковская область в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.: история и современность: Материалы межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 60-летию Победы в Великой Отечественной войне, 6-7 апреля 2005 г. Часть II / Сост. А.П. Арефьев, А.А.Кулаков, Г.В Серебрянская. – Н. Новгород: Комитет по делам архивов Нижегородской области, 2005 г. – с. 201 – 203, 211.
Памятники трудовой славы советского народа. Тезисы докладов к областной научно-методической конференции./ Под редакцией И. А. Кирьянова // г. Горький, 1979 г., - с. 12, 14 – 15, 17, 26 – 27, 43.
Памятники Великой Отечественной войны, их охрана и использование в военно-патриотическом воспитании трудящихся. Тезисы к научно-практической конференции. / Под редакцией И. А. Кирьянова // г. Горький, 1984 г., - с. 18, 20, 21, 24, 26, 45

Культяпов, Н. Хроники потерь и героизма. Как бомбили город Горький и родной Автозавод / Н. Культяпов // Автозаводец. – 2012. – 22 июня (№ 90). – С. 2

Ночную тишину разрезал сигнал воздушной тревоги. Но самое главное - стало огненно-светло. Словно в черном небе разом загорелись десятки ярких люстр. В этом ослепительном свете все вокруг проступало нереально четко, но становилось будто незнакомым. А потом появлялся страшный утробный звук, неумолимо приближающийся, заполняющий собой все пространство... Примерно так описывали начало фашистских налетов на Горький и Автозавод свидетели тех скорбных и героических событий.

Без тыла не было б Победы

Истина, не нуждающаяся в подтверждении. Подвиг тех, кто трудился в тылу, не выходя из заводских цехов сутками, во сто крат увеличивается тем, что пришлось пережить этим людям. Здесь, вдали от линии фронта, шла своя война. Может быть, не менее страшная и жестокая.

В плане немецкой операции было четко указано: «Разрушить автозавод им. Молотова и прилегающие объекты». Осуществить свои замыслы враг собирался с помощью авиации. Войска ПВО вели противовоздушную битву за Горький и промышленные объекты области в течение 596 дней и ночей. За оборону второго сектора ПВО, в котором находился и автозавод, отвечал 784-й зенитный артполк.

Налеты вражеской авиации начались осенью 1941 года. Впервые смертельный «вкус» бомбежки автозаводцы испытали 4 ноября. Белым днем самолеты прошли над улицами Соцгорода, заводскими проходными и сбросили бомбы. Они летели так низко, что были видны фашистская свастика на крыльях и лица пилотов. К Горькому бомбардировщики подлетали поодиночке и группами от 3 до 16 самолетов, волнами, с интервалом 15-20 минут. Всего в налете участвовали до 150 авиамашин, но к городу прорвались только 11. Остальные под огнем зенитной артиллерии ушли назад.

Боевое крещение

Следующей ночью кошмар повторился. За эти два массированных налета в Горьком было убито 127 человек, тяжело ранено 176 и легко 195. И хоть в период ноябрьских воздушных атак не был сбит ни один немецкий самолет, для воинов ПВО это стало боевым крещением.

8 ноября 1941 года Горьковский бригадный район ПВО вводят в состав действующей Красной Армии, принимаются дополнительные меры по укреплению противовоздушной обороны. На защиту автозавода направляются 58-й и 281-й отдельные зенитно-артиллерийские дивизионы, а вскоре в город прибывает 142-я истребительная авиационная дивизия, в состав которой входят 4 авиаполка, и 45-й зенитно-прожекторный полк.

В начале февраля 1942-го фашисты снова напомнили о себе, внеся много нового в тактику своих налетов. Они буквально подкрались к автозаводу. Так незаметно, что поначалу даже не была объявлена воздушная тревога. В ночь на 4 февраля враг произвел бомбардировку одиночными самолетами, используя различные направления и разные высоты. Один из них на большой высоте и с заглушёнными моторами, подлетев незамеченным к автозаводу, сбросил три фугасные бомбы. Были повреждены, правда, незначительно, колесный и моторный цеха, убито 17 человек, 41 ранен.

Увы, предательство, видимо, существует вне времени и обстоятельств. Вот и тогда - одни сражались иv гибли на фронтах, защищая свое Отечество, другие в нечеловеческих условиях ковали победу в тылу, а третьи... Третьи корректировали действия немецких налетчиков. Именно ночью 4 февраля был зарегистрирован массовый пуск с земли ракет красного и белого цветов - вражеская агентура действовала активно.

Ад в режиме нон-стоп

А вечером - новый налет. 12 бомбардировщиков четко были нацелены на автозавод и мосты через Волгу и Оку, но массированный огонь зенитной артиллерии не позволил им приблизиться к намеченным объектам. Однако одному самолету все же удалось сбросить 2 фугасные бомбы на завод и 3 - на Стахановский поселок. Очередная попытка уничтожить ГАЗ была предпринята 6 февраля, но заградительный огонь зениток буквально встал на пути врага. Надо сказать, во время налетов с 4 по февраля фашистам не удалось нанести сколько-нибудь серьезный урон промышленным объектам, однако среди гражданского населения были жертвы: убито 20 и ранено 48 человек.

Вражеские воздушные атаки и ад, сопровождающий их, повторялись с незавидной регулярностью. Ночь с 23 на 24 февраля, 22 и 30 мая... В последних случаях немцы вынуждены были сбросить 10 бомб на Стахановский поселок и 9 на Соцгород, 13 фугасных авиабомб упали в районе Сормова.

20 немецких самолетов пытались бомбардировать Горький, Бор и Дзержинск, а также железнодорожный узел станции Сортировочная, Стригинский аэродром и 31 мая, и ночью 10 июня. Но с земли их встретил мощный заградительный огонь.

Войска ПВО в тот период значительно укреплялись. Для обороны мостов, судов и пристаней были выделены канонерские лодки Волжской флотилии. С этого времени стали применяться аэростаты воздушного заграждения. В июне 1942 года Горьковский дивизионный район ПВО был преобразован в корпусный. Не достигнув успеха в июньских налетах, немцы отказались от прямых бомбардировочных налетов на объекты в зоне его действия, ограничиваясь разведывательными полетами. И лишь изредка по ночам в ноябре-декабре 42-го с неба на Горький начинал «сыпаться» бомбовый «дождь». В ноябре при ночном бомбардировочном налете немцы, кстати, впервые применили осветительные бомбы.

Смертельный дождь

Обстановка на фронтах менялась. В мае 1943 года прошла информация о том, что 5-6 июня готовится массированный налет на Москву. На самом деле это был лишь отвлекающий маневр. Разведка не располагала на тот момент данными о настоящих планах врага. Срочно была усилена противовоздушная оборона столицы, а у нас, в Горьком, наступило некоторое ослабление бдительности. Длительное отсутствие бомбежек и успешное наступление Красной Армии этому вполне способствовали. На самом деле противник решил раз и навсегда стереть Горьковский автозавод с лица земли. Вечером 4 июня 45 двухмоторных бомбардировщиков «Хейнкель-111» из эскадрилий КС-27 и КС-55 поднялись с аэродромов в Горький. К городу прорвались 20 самолетов. В воздухе на парашютах висело примерно 80 осветительных ракет. На заводе возникло 8 очагов пожаров, было выведено из строя водоснабжение. В результате этих бомбежек погиб 61 человек и 210 было ранено.

Следующей ночью в налете участвовали уже 80 бомбардировщиков, 30 достигли цели. Потери в этой воздушной атаке были куда более серьезными: 90 убитых и 95 раненых. Казалось, смертельный дождь, «льющийся» с неба, не кончится никогда.

В ночь с 6 на 7 июня немцы совершают третий по счету и наиболее массированный налет на Горький, используя до 160 самолетов «Ю-88» и «Хейнкель-111». И снова - 73 убитых и 149 раненых. Следующей ночью 80 бомбардировщиков вновь появились в зоне ПВО Горького. На этот раз к автозаводу прорвалось только 3 самолета. Ночи с 10 на 11 июня, с 13-го на 14-е, с 21-го на 22-е... Кошмар продолжался. За последние три налета было убито 158 человек и ранено 393. Некоторые самолеты с малой высоты поливали сооружения воспламеняющейся жидкостью. Даже жители Сормовского района, находившиеся в 13-15 км от автозавода, видели, как огромные огненные струи прорезали ночное небо и обрушивались на корпуса ГАЗа.

Невозможное за 100 дней

Именно июньские бомбежки 1943-го стали одной из самых черных автозаводских страниц Великой Отечественной войны. Пустые оконные пролеты, горелый кирпич, покореженные металлоконструкции... Завод и район после жестоких бомбардировок практически лежали в руинах, но люди все равно продолжали трудиться, давая фронту все необходимое. То, что фашисты крушили ночью, они восстанавливали днем. После отражения последних налетов немцы отказались от попыток разрушить автозавод.

В обороне города и ликвидации последствий воздушных вражеских ударов помогала вся страна. Но и сами горьковчане работали ударными темпами, сделав фактически невозможное. По прогнозам специалистов, на восстановление разрушенного завода должно было уйти несколько лет. Его восстановили за 100 дней и ночей. Уже в июле ГАЗ выполнил производственную программу на 127 процентов. И вряд ли кто-то посмеет сказать, что это не было подвигом.

Николай КУЛЬТЯПОВ.

Нижний Новгород не носит гордых званий ни города-героя, ни города воинской славы. Но горьковчане внесли немалую лепту в Победу в Великой Отечественной войне. На фронтах сражались более 800 тысяч горьковчан, свыше 350 тысяч из них не вернулись домой.Почти за четыре военных года в Горьковской области было сформировано 56 соединений и частей Красной армии, только в ноябре 1941 года было сформировано 72 отряда народного ополчения, участвующих в Битве под Москвой. Однако главный вклад, который внесли горьковчане в Победу, - это формирование производства вооружений.В нынешнем 2015 году сложно себе вообразить, что здесь, в Нижнем Новгороде для нужд фронта был создан каждый второй автомобиль, каждый третий танк и каждая четвертая артиллерийская установка.ИА «В городе N» начинает свой с рассказа о нижегородских предприятиях, вклад которых в оборону Родины и Победу над врагом неоценим.Легендарная «полуторка» и массовое производство танков Одним из особо важных предприятий военного времени стал, конечно, Горьковский автомобильный завод. Благодаря ему город даже стали называть русским Детройтом, а автомобиль ГАЗ-АА - первый серийный автомобиль предприятия - являлся лицензионной копией американского грузовика Форд модели АА.
Легендарная «полуторка» (прозвище машина получила благодаря техническим характеристикам - ее грузоподъемность составляла 1,5 тонны) сослужила добрую службу многим военным подразделениям в страшные годы войны.С начала войны в Горьком было произведено 71 398 автомобилей, или 34,8% от всех типов машин, поставляемых на фронт. Именно «полуторка» стала символом Дороги Жизни блокадного Ленинграда. Машина имела множество модификаций. Например, ГАЗ-55 - самый массовый санитарный автомобиль Красной Армии, производимый до победного 1945-го года, или не менее знаменитый ГАЗ-60 - серийный полугусеничный автомобиль-вездеход.Многие и тогда, и сейчас ругают «полуторку» за ее техническую отсталость по сравнению с машинами армии фашисткой Германии. Однако в тяжелейших условиях фронтовых боев простота обслуживания и ремонта советских автомобилей, обучение управлению, а также приспособленность к работе в зимних условиях (вспомним Наполеона, пренебрегшего прогнозом погоды) лишь сыграли на руку бойцам СССР.Стратегически важной задачей Горьковского автозавода стало производство танков Т-60 . Именно превосходство танковой дивизии позволило гитлеровской армии с катастрофически быстрой скоростью продвигаться в глубь страны. Уже 20 июля 1941 года вышло постановление Государственного комитета обороны СССР о налаживании производства легковых танков Т-60 на ГАЗе. Машина была разработана на заводе № 37 в Москве, однако была настолько «сырой», что потребовала скорейшей доработки. 6 сентября впервые в истории отечественного танкостроения была введена конвейерная сборка танков, а 21 октября того же года на завод пришла телеграмма Иосифа Сталина с просьбой увеличить выпуск машин до 10 штук в сутки. В то время уже шла битва за Москву, решалась судьба страны.Обстановка накалилась, когда 21 ноября немецкая авиация нанесла первый массированный удар по предприятию. В этот же день директор ГАЗа Иван Кузьмич Лоскутов доложил верховному главнокомандующему о том, что автозаводцы выпускают по 20 танков в сутки! Если в октябре 1941 года было выпущено 215 танков, то в декабре уже 625 боевых машин. Столицу удалось отстоять во многом благодаря трудовому подвигу горьковчан, а танки Т-60 в результате приняли участие в параде на Красной площади 7 ноября и стали символом победы под Москвой и провалом немецкого блицкрига.Кроме того, в годы войны ГАЗ массово выпускал двигатели, минометы и другую продукцию военного назначения. Помимо танков здесь было выпущено более 9 тысяч самоходных установок, 24 тысячи минометов, 30 тысяч снарядов для ракетной установки «Катюша» и более 230 тысяч автомобильных моторов.Тяжелым испытанием стали авиабомбежки предприятия. В 1943 году в результате семи налетов на автозаводе было разрушено порядка 50 зданий, 9 тысяч единиц оборудования, 8 тысяч моторов, 28 мостовых кранов и многое другое, погибло 232 человека.Инженер ГАЗа Иван Андреевич Харкевич в своем дневнике писал: «5 июня… В 00 час. по радио завыла сирена воздушной тревоги… Послышался нарастающий свист бомб и грохот разрывов… Столбы пламени под грохот взрывов поднялись и в других частях Автозавода. Сразу целая огненная стена выросла над Автозаводом, таких налетов еще не было. Немцы неистово бомбили по образовавшимся огненным ориентирам, одновременно круша шоссейные дороги вокруг завода и поселков…».
Восстановить завод было делом чрезвычайной важности. К работам были привлечены работники крупнейших горьковских предприятий, таких как «Красное Сормово», «Двигатель революции», «Красная Этна», авиационный завод имени Орджоникидзе. Кроме того, возникли комсомольские ремонтные отряды, а рабочие даже устроили социалистические соревнования по скорости ремонта станков. Жили, ели и спали прямо там, без отрыва от производства.Труд автозаводцев был вознагражден. Весной 1945 года они получили письмо от самого маршала Жукова с благодарностью за созданное оружие, а 16 сентября коллектив Горьковского автозавода был награжден орденом Отечественной войны I степени.Вклад сормовичей Завод «Красное Сормово» является одним из старейших судостроительных предприятий своей отрасли - он был основан еще в середине 19 века. В годы Великой Отечественной войны основной продукцией его стали танки Т-34 и подводные лодки. Последних Горький собрал для фронта в количестве 23 штук.
Отметим, что переход производства на выпуск танков на заводе прошел всего за три месяца.Большой вклад не только в дело победы, но и в развитие артиллерии в целом внес выдающийся советский конструктор Василий Грабин, который прибыл в Горький в 1933 году и настоял, чтобы при заводе № 92 (ныне всем известный Нижегородский машиностроительный завод) было создано конструкторское бюро. Добиваться этого пришлось с большим трудом. Вместе с командой молодых конструкторов бюро Грабина продолжило разработку новых перспективных образцов пушек.Под руководством Грабина был разработан метод скоростного проектирования, который давал возможность создавать новые пушки в течение месяцев и даже недель от начала работ до образцов для испытаний. Все это позволяло в кратчайшие сроки ставить пушки на валовое производство с небывалой экономией металла, энергии и трудозатрат.Память Василия Грабина машиностроительный завод чтит и сегодня. К завершению подходит строительство мемориального комплекса, посвященного ветеранам Великой Отечественной войны. В состав Архитектурно-скульптурной композиции войдет, безусловно, и Под крылом самолета Существенный вклад в развитие военной авиации и победы советских летчиков за мирное небо внес и горьковский авиастроительный завод им. Орджоникидзе (ныне завод «Сокол»). В ноябре 1940 года на заводе было создано ОКБ-21 . 23 ноября 1940 году приказом НКАП начальником ОКБ был назначен Семен Алексеевич Лавочкин. Под его руководством на заводе был внедрен в производство и усовершенствован ЛаГГ-3 , созданы истребители Ла-5 , Ла-5ФН, Ла-7 . Во время войны завод поставил на фронт 17691 самолет, то есть каждый четвертый истребитель, изготовленный заводами СССР, был горьковского производства.
Чтобы обеспечить нужды советской военной авиации, предприятие перешло на круглосуточный режим работы. При этом смены длились по 12–14 часов, а некоторые рабочие целыми днями не выходили с предприятия.Уже к концу 1941 года доля Горьковского авиазавода в совокупном производстве истребителей в СССР составила 34–38%, а темп выпуска достигал 24 самолетов в сутки.
Именно в Горьком в конце 1943 года в ОКБ завода на базе Ла-5ФН был разработан истребитель Ла-7 - один из лучших истребителей периода второй мировой войны.Предприятия Горьковской области Велик вклад в победу труд рабочих, инженеров, служащих всех предприятий области.Например, на Борском стекольном заводе им. Максима Горького производили новые виды изделий для автопрома, а также оптические изделия для военно-морского флота, боеприпасов и химической промышленности. Уже в июне 1941 года в Дзержинске на Чернореченском химическом заводе (ныне ООО «Корунд») лишь за 36 часов была собрана установка для производства самовоспламеняющейся жидкости, которая применялась против немецких бронемашин и танков. Был реконструирован и Выксунский металлургический завод, в результате за первые военные месяцы производство стали выросло в 7 раз, а проката - в 9.И все это проходило на фоне налетов немецкой авиации, наплывов эвакуированных беженцев из разных городов страны, нехватки продовольствия и лекарств.
Победа в войне 1941–1945 годов завоевывалась не только на полях сражений, но и в тылу. И вклад жителей Горьковской области в общее дело был огромен и неоценим.Сегодня, когда управлять целыми корпорациями можно лишь при помощи мобильного телефона, кто поймет, что значит сутками стоять у станка без еды и отдыха?.. Остается надеяться, что подвиг горьковчан останется в памяти современников, напоминая им о силе человеческого духа, выносливости и победе в намеченной цели.

В конце 1939 года за счет сокращения производства основной продукции номенклатура Горьковского автозавода была расширена изделиями военного назначения. Согласно мобилизационному плану, введенному 1 сентября 1939 года, автозаводу предписывалось освоить производство корпусов для мин, бронебойных снарядов, взрывателей к авиационным бомбам и т.д.

В том же 1939 году в механическом цехе № 3, арматурно-радиаторном, кузнечно-прессовом цехах и цехе шасси был организован выпуск корпусов для 50-мм мин (окончательное производство мин осуществлялось на горьковских предприятиях «Красная Этна» и Завод фрезерных станков), 45-мм бронебойных снарядов и взрывателей АМ-А к авиационным бомбам. Помимо этого в колесном цехе было значительно увеличено производство колес для 76-мм дивизионных пушек, 45-мм противотанковых пушек, зенитных орудий, зарядных ящиков, передков гаубиц и т.д.

Из выступления по радио В.М. Молотова: «22 июня 1941 года, в 4 часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбежки со своих самолетов наши города».

К 1941 году Горьковский автозавод представлял собой огромный промышленный комплекс в машиностроительной отрасли СССР и обладал современным оборудованием, новейшими технологиями, высококвалифицированными кадрами и рядом филиалов и заводов-смежников (ЗАТИ, «Красная Этна» и другие), что составляло мощную производственную базу.

К этому времени автозавод освоил серийный выпуск широко ряда грузовых автомобилей , трехосных грузовиков повышенной проходимости , газогенераторных ГАЗ-42 , самосвалов ГАЗ-410 и газобаллонных грузовиков ГАЗ-44 и ГАЗ-45 , а также велась подготовка к выпуску перспективных моделей ГАЗ-11-40 , ГАЗ-11-73 и ГАЗ-61-40 .

С началом войны выпуск гражданской продукции отошел на второй план и большее внимание было уделено технике военного назначения. Заводские мощности загрузили выпуском ГАЗ-64, ГАЗ-67 и ГАЗ-67Б для командного состава армии, а также бронеавтомобилей БА-64. В марте 1941 года, еще до начала войны, приоритетным стало производство штабных ГАЗ-05-193 и санитарный автобусов ГАЗ-03-32 и ГАЗ-55 , а выпуск пассажирских машин ГАЗ-03-30 отошел на второй план и в июле был вовсе свернут.

ФАКТ: «В субботу 21 июля 1941 года с конвейера Горьковского автозавода сошел 1000000-ый двигатель».

А уже наследующий день началась Великая Отечественная война… Вот как об этом писала газета «Горьковская коммуна» от 1 июля 1941 года:

«Провожая вас в Красную Армию, мы обещаем работать так, чтобы дать нашей армии в избыточном количестве снарядов, пулеметов, танков, самолетов, автомобилей… А если завтра страна призовет нас в ряды Красной армии, мы так же, как и все, с оружием в руках пойдем беспощадно бить врага. У станков нас заменят жены, матери, сестры».

22 июня 1941 года на площади около главной проходной Горьковского автозавода состоялся общезаводской митинг, на котором заводчане один за другим с импровизированной трибуны выступали с единственной мыслью о борьбе с врагом: «…Мы объявляем себя мобилизованными на защиту нашей любимой Родины и готовы трудиться и бороться, не щадя сил, до полной победы над врагом!».

26 июня 1941 года Президиумом Верховного Совета СССР был принят Указ «О режиме рабочего времени рабочих и служащих в военное время», согласно которому был увеличен рабочий день, введены обязательные сверхурочные работы продолжительностью от одного до трех часов и были отменны отпуска.

С началом Великой Отечественной войны на Горьковский автозавод стали поступать огромные объемы новых срочных заказов на освоение изделий военного характера, при этом технология их производства порой не соответствовала имеющемуся на заводе оборудованию. Так согласно мобилизационному плану, введенному приказом Наркомата среднего машиностроения 24 июня 1941 года, Горьковский автозавод должен был выпустить 13 миллионом 45-мм бронебойных снарядов и 8 миллионов взрывателей АМ-А. Однако с началом войны из снарядного и взрывательного цехов было вывезено оборудование для расширения авиамоторного производства, которое перед войной было выделено в самостоятельный завод и в июле 1941 года вновь присоединено в виде отдела авиационно-танковых моторов. Однако даже при трехсменной работе мощность производственного оборудования завода не позволяла изготовить более 7 млн снарядов и 5 млн взрывателей. По этой причине мобилизационный план по изготовлению боеприпасов на 1941 год был подкорректирован. В дальнейшем оборудование для цехов боеприпасов планировалось получить за счет сокращения выпуска некоторых моделей автомобилей и полного прекращения производства велосипедов и ширпотреба. К концу года завод получил новое задание вместо 45-мм снарядов освоить производство 57-мм бронебойные снаряды.

В отделе авиационно-танковых моторов кроме выпуска авиамоторов М-105Р было предписано организовать производство моторов ММ-6002 для легких артиллерийских тягачей типа «Комсомолец», спаренных двигателей ГАЗ-202 для легких танков и дизельных моторов М-17 для танков Т-34, которые изготовляли на заводе в Сормово.

В июле 1941 года Горьковский автозавод получил новое задание организовать выпуск в арматурном цехе боковых колясок для армейских мотоциклов М-72, которые делал Горьковский мотоциклетный завод.

Также на заводских площадях требовалось наладить выпуск легких танков. Было принято решение взять за основу модель Т-60, которая летом 1940 года была в срочном порядке разработана на московском танковом заводе № 37. Однако мощности данного завода не позволяли освоить выпуск новой модели танка в необходимых для фронта количестве, к тому же моторы к ним поставлялись непосредственно с Горьковского автозавода. Тогда Государственным комитетом обороны (ГКО) было принято решение перенести проектное бюро по легким танкам с завода № 37 на ГАЗ. Уже в сентябре 1941 года на заводе были изготовлены первые два танка, а с октября началось их серийное производство.

В декабре 1941 года на Горьковском автозаводе был налажен выпуск одноосных прицепов 1-АП-1,5 (затем другие предприятия на данных прицепах монтировали походные кухни) и сборка из поступавших по ленд-лизу машинокомплектов импортных грузовиков Marmon-Harrington, которые предназначались для монтажа минометов залпового огня БМ-13.

ФАКТ: «Во время Великой Отечественной войны рабочие смены на Горьковском автозаводе продолжались по 20-30 часов с перерывами на еду и короткий сон. Рабочие, которые уходили на фронт, заменялись заводскими ветеранами, женщинами и юными учащимися фабрично-заводских училищ. Более 5000 женщин за короткий срок были обучены профессиям кузнеца, сталевара, нагревальщика, формовщика и т.д. За первый год войны на завод пришли 11500 новых рабочих».

В ночь с 4 на 5 ноября 1941 года на Горьковский автозавод был совершен массированный налет немецкой авиации, которую не смог остановить даже заградительный зенитный артиллерийский огонь. В результате бомбардировки был разрушен и объят пламенем учебный комбинат, частично разрушен транспортный цех и несколько жилых построек Соцгородка .

С началом эвакуации Московского завода имени Сталина на восток страны требовались срочные меры для увеличения грузовиков на Горьковском автозаводе, так как Красная Армия несла огромные потери автомобильной техники. В начале 1942 года в связи в связи с острым дефицитом тонкой холоднокатаной стали и многих других деталей конструкция всех выпускаемых автомобилей была пересмотрена в сторону максимального упрощения. Так грузовики и автобусы для уменьшения комплектующих лишились второстепенных деталей, дверей кабины, одной фары, передних тормозов и переднего бампера, борта грузовой платформы перестали делать откидными, а для экономии листового проката передние крылья взамен штампования теперь гнули и сваривали из листового железа. Такие грузовики имели обозначение ГАЗ-ММ . Во второй половине 1942 года на автомобили вернули двери, но не с металлической, а деревянной внешней обшивкой и со сдвижными окнами вместо опускных. Помимо этого завод серийно выпускал санитарные ГАЗ-55 и штабные ГАЗ-05-193 автобусы, легковые автомобили ГАЗ-64 и бронеавтомобили БА-64, а также велась сборка импортных автомобилей из машинокомплектов, поступающих в СССР по ленд-лизу.

В конце 1941 года на предприятии был организован специальный цех для производства корпусов снарядов для минометов залпового огня БМ-13. Заводские инженеры доработали технологию их производства: впервые начал использоваться штампосварной способ, который позволял сократить расход металла, электричества и инструмента. В 1942 году дополнительно было освоено производство 300-мм (М-30) и 82-мм (М-8) корпусов для реактивных снарядов. Помимо этого завод выпускал 82-мм батальонные минометы, ствольные и затворные коробки и вкладыши для пистолета-пулемета Шпагина (ППШ), ручные гранаты РПГ-1, детали к взрывателям МУВ-13, а также штамповки и поковки для 25-мм и 37-мм зенитных автоматических пушек.

ФАКТ: «29 декабря 1941 года Горьковский автозавод был награжден орденом Ленина за образцовое выполнение заданий партии по выпуску оборонной продукции».

В 1942 году на заводе продолжился рост выпуска оборонной продукции. Было выпущено 450 новых деталей, узлов, поковок и литья для других заводов оборонной промышленности, освоен выпуск танков Т-70 и аэросаней ГАЗ-98, снарядов М-30, угломеров ММ и кузовом ГАЗ-417 для иностранных грузовиков, поступающих по ленд-лизу.

В мае 1942 года группой офицеров Главного управления вооружений был разработан реактивный снаряд калибра 300 мм, который получил наименование М-30. Главной особенностью снаряда являлся запуск прямо из деревометаллической тарной упаковки. Для этого ее требовалось разместить таким образом, чтобы вылетающий под действием под действием пороховых газов снаряд шел по баллистической траектории. Хоть дальность полета снаряда и составляла всего 2800 метров, однако он обладал огромной разрушительной силой и при прямом попадании М-30 был способен уничтожить любое деревоземное укрепление. Железобетонные доты хоть и выдерживали удар данного снаряда, однако бойцы дота при этом получали сильнейшие контузии. Вскоре было принято решение разместить производство данных реактивных снарядов на Горьковском автозаводе.

Заметка: «Русский фаустпатрон» — такое прозвище среди немцев в конце войны получили снаряды М-30 и М-31».

Руководство фашистской Германии прекрасно понимало роль Горьковского автозавода в обороноспособности СССР и любыми путями старалось вывести из строя автозавод, снабжавший армию грузовиками, бронеавтомобилями, легкими танками и силовыми агрегатами к танкам, а также снарядами, минами и стрелковым оружием.Примерно на 5-6 июня 1943 года немцами был запланирован массированный авиаудар по Москве. Для защиты столицы была в срочном порядке усилена противовоздушная оборона. Тогда фашисты отказались от первоначального плана и решили полностью уничтожить промышленно-экономический потенциал Горьковского региона.

Первый немецкий массированный авианалет на автозавод и Соцгород был совершен в ночь с 4 на 5 июня 1943 года. Фугасными бомбами были разрушены паровая кузница ковочных машин и подстанция, принимающая электроток от Горэнерго, а также частично пострадали рессорный цех и кузница № 3. От зажигательных бомб на многих цехах вспыхнула деревянная обшивка, и весь автозавод охватил пожар. В течение последующих нескольких ночей от постоянных немецких бомбежек были разрушены многие цеха, выведены из строя основные энергосооружения, серьезно повреждены магистральные коммуникационные сети и нарушен поточный производственный цикл.

Всего за время немецких бомбежек погибло большое количество рабочих и руководителей производства, и было разрушено или повреждено 50 зданий и сооружений:

  • полностью сгорели цех шасси, главный конвейер, термический цех № 2, колесный цех, главный магазин материалов, паровозное депо и монтажный цех;
  • в литейных цехах ковкого и серого чугуна были уничтожены стержневая, участок цветного литья и электропечь;
  • большим разрушениям подверглись кузнечный корпус, моторный цех № 2, инструментально-штамповой корпус, ремонтно-механический цех и прессово-кузовной корпус;
  • пострадали многие дома, детский сад, ясли и больница в автозаводском поселке;
  • разрушены оба водопровода, которые подавали воду на ТЭЦ, а также было нарушено водоснабжение города и завода;
  • были прерваны электролинии, которые соединяли Горьковский автозавод с системой Горэнерго;
  • выход из строя двух торфяных котлов резко снизил мощность ТЭЦ;
  • уничтожение шести компрессоров общей мощностью 21000 куб.м и повреждение других компрессоров лишило автозавод сжатого воздуха;
  • в 32 цехах было повреждено 5900 единиц или 51% технологического оборудования;
  • было повреждено 8000 электромоторов, а 5620 из них пришли в полную негодность;
  • разрушено или сильно повреждено 9180 метров конвейеров и транспортеров, более 300 электросварочных машин, 28 мостовых кранов, 8 цеховых подстанций и 14000 комплектов электроаппаратуры и приборов.

Государственным комитетом обороны (ГКО) было принято решение вернуть на разрушенный автозавод бывшего директора, который в октябре 1942 года был переведен с ГАЗа в Министерство электростанций СССР. Ведь только этот человек досконально знал сотрудников и предприятие и мог в короткие сроки восстановить завод и производство.

Заметка: «Мало кто верил в то, что после фашистских авианалетов летом 1943 года Горьковский автозавод может быть восстановлен. Однако заводчане всего за 100 дней подняли его из руин – и это стало настоящим чудом».

Для выполнения задач, поставленных ГКО, коллективом автозавода были проведены крупнейшие организационные и технические мероприятия, мобилизованы все имеющиеся ресурсы и организована помощь прибывшим строителям и монтажникам. Для восстановления автозавода широко привлекались строительные организации, смежные заводы и войсковые части.

В короткий срок были восстановлены магистральные сети и энергосооружения, водоснабжение территории завода и цехов, возобновлена работа железнодорожного транспорта и организован ремонт и восстановление инструмента и оборудования.

В первые же дни были организованы ремонтные базы для восстановления технологического оборудования непосредственно в пострадавших цехах. Выполнение сложного ремонта производилось в ремонтно-механическом цехе.

К 1 июля 1943 года было отремонтировано 3106 единиц или 55% оборудования, которое подлежало восстановлению. Еще до окончания полного восстановления из цехов начала выходить первая продукция. 14 июня заработала кузница, 18 июня – литейный цех, а 19 июля – начат выпуск колес. Со многих цехов уцелевшее оборудование просто выносили на улицу и выпуск продукции осуществлялся под открытым небом. Так, благодаря запасу деталей и бронекорпусов выпуск танков не останавливался ни на один день. К 15 июля было полностью восстановлено литейное производство и возобновлен выпуск боеприпасов. Уже 25 июля завод изготовил первые пять автомобилей, а в сентябре их выпуск достиг прежних объемов. 23 октября 1943 года заводчанами и строителями был отправлен рапорт в ГКО о восстановлении Горьковского автозавода.

В 1943 году на Горьковском автозаводе была создана линия по производству снарядов М-31, которые раньше изготовлялись в разных цехах, что создавало огромные организационные трудности при большом темпе выпуска данных снарядов.

ФАКТ: «9 марта 1944 года Горьковский автозавод был награжден орденом Красного Знамени за досрочную ликвидацию фашистских авианалетов, успешное выполнение заданий ГКО по освоению производства новой техники и вооружения и образцовое снабжение фронта военной продукцией».

В мае 1944 года Горьковский автозавод получил задание от Государственного комитета обороны наладить в июле массовое производство звеньев настила аэродромов, с программой выпуска до 120 тыс. в год. Это задание оказалось для автозавода достаточно сложным: технология штамповки 3-метровых деталей требовала использование прессов огромной мощности и габаритов, к тому же такое количество выпуска настилов при ограниченном количестве мощного прессового оборудования на заводе могло парализовать все остальное производство. Требовалось предусмотреть максимальную производительность оборудования, обеспечить бесперебойную подачу заготовок, сбор и удаление отходов и вывоз готовой продукции. Для этого были проведены лабораторные исследования и экспериментальные работы и созданы две параллельные поточные линии штамповки с минимальным перепланированием тяжелого оборудования. Вся организация участка настила с проведением всех проектных, строительных, монтажных, экспериментальных и конструкторских работ с изготовлением и наладкой штампов была выполнена всего за 40 дней.

9 мая 1945 года в 2 часа 10 минут диктор Ю.Б. Левитан по радио объявил: «Товарищи! Несколько минут назад в Берлине был подписан Акт о безоговорочной капитуляции германских вооруженных сил Верховному главнокомандованию Красной армии и одновременно Верховному командованию союзных экспедиционных сил! Великая Отечественная война победоносно завершилась! С победой вас, товарищи!».

Утром 10 мая на Горьковском автозаводе под грифом «Экстренно» вышел приказ директора И.К. Лоскутова с поздравлением трудового коллектива с Победой. Этот день был объявлен на предприятии выходным с проведением многотысячного митинга.

ФАКТ: «16 сентября 1945 года Горьковский автозавод был награжден орденом Отечественной войны I степени за успешное выполнение заданий ГКО по выпуску артиллерийских установок для Красной армии».

Однако окончание Великой Отечественной войны не означало завершение Второй мировой войны. Правительство СССР было связано обязательствами с союзниками и имело определенные военные планы на востоке страны. Поэтому выпуск военной продукции на Горьковском автозаводе не был прекращен и в прежних объемах продолжалось производство самоходных артиллерийских установок, бронеавтомобилей, легковых вездеходов ГАЗ-67Б, колясок для военных мотоциклов, боеприпасов и сборка импортных грузовиков, поступающих по ленд-лизу.

Также шло восстановление самого завода: в 1945 году было построено 35 тысяч квадратных метров новых площадей для выпуска новой продукции, расширена и реконструирована ТЭЦ и переведена с мазута на уголь, построен новый моторный корпус для производства шестицилиндровых двигателей ГАЗ-51.

ФАКТ: «27 апреля 1946 года Горьковский автозавод за успехи во Всесоюзном социалистическом соревновании получил на вечное хранение переходящее Красное знамя ГКО, которое за время войны автозаводу присуждалось 33 раза».

Похожие статьи
 
Категории