Жаров александр михайлович композитор биография. Рождественская песнь. Послевоенные годы жизни и творчества Александра Жарова

Жаров александр михайлович композитор биография. Рождественская песнь. Послевоенные годы жизни и творчества Александра Жарова

27.05.2020

Жаров Александр - российский, советский поэт, чьи стихотворения пользуются широкой известностью и по сей день. Его произведения были написаны во времена СССР, однако и сегодня они актуальны.

Биография поэта

Жаров Александр Алексеевич родился 31 марта 1904 года в Московской области. Отец поэта был простым трактирщиком. Жаров Александр окончил бородинскую сельскую школу, после чего поступил в можайское училище. В 1917 году Александр Алексеевич стал одним из организаторов просветительно-культурного кружка.

В 1918 году Жаров Александр начал работу на должности секретаря комсомольской ячейки. До 1925 Александр занимает руководящую должность в комсомольских органах, сначала недалеко от своей родной земли - в Можайске, а затем его переводят в Москву, в Центральный Комитет РКСМ.

Важные даты в жизни поэта

В 1920 году Александр Алексеевич вступил в ряды Коммунистической Партии СССР.

В 1921 году Жаров начал обучение в Московском Государственном Университете на факультете общественных наук.

В 1922 году Александр вошел в ряды основателей объединения писателей «Молодая Гвардия».

В 1941-м Александр Алексеевич Жаров стал главным корреспондентом журнала «Краснофлотец».

Творчество поэта: карьерный рассвет

Уже в раннем школьном возрасте Жаров начал увлекаться поэзией. Его первые стихи школьных годов публиковались в журнале «Творчество».

«Александр Жаров - поэт» - так стали говорить о Жарове уже в 1920 году. Его поэзия пользовалась огромной популярностью в 1920-1940-е годы. Среди любителей творчества молодого поэта в основной своей массе были представители молодежи того времени.

Центральным элементом его творчества стало прославление советской молодежи. Кроме того, Александр Алексеевич главной заповедью для всего СССР считал партийность. Эти жизненные установки и принципы создали тот поэтический образ, который свойственен именно Александру Жарову.

Однако, будучи молодым и известным, Жаров имел и недоброжелателей. Одним из них стал Владимир Маяковский. Его предвзятое мнение ярко выражается в высказывании, которое он посвятил Александру Жарову: «… зачастую писатели пишут так, что или непонятно массе, или, если и понятно, то получается глупость». Такое негативное отношение к творчеству Жарова со стороны Маяковского до сих пор является неизвестным.

Есть мнение о том, что в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» есть явный намек на песню «Взвейтесь кострами». Исходя из этого мнения, критики сделали вывод, что Александр Жаров стал прототипом героя романа поэта Рюхина.

В 1920-х годах большой популярностью пользовалась уездная газета «Голос батрака». Зачастую стихотворения Александра Алексеевича печатались именно в этой газете. Эти стихотворения очень отличались от позднего творчества Жарова своей неумелостью, однако все строки были проникнуты революционным героизмом, пафосом и юношеским резким максимализмом.

Творчество поэта во времена Великой Отечественной войны

Во времена войны поэт служил в морском флоте. Где бы поэту ни приходилось побывать, что бы ни пришлось увидеть, будучи натурой творческой, Жаров всегда писал о своих товарищах-моряках как о смелых и сильных воинах, способных пойти на любой подвиг.

Поэты-песенники и место Жарова среди них

Несмотря на то что мнение Маяковского сильно повлияло на общественное мнение о творчестве Александра Алексеевича, поэт нашел себя в написании песен. Его вклад в советскую массовую песню оказался великим. Александр Алексеевич, как и другие поэты-песенники этого жанра, писал самые лучшие свои музыкальные произведения с 1930 года по 1950-й. Самыми известными песнями стали «Взвейтесь кострами, синие ночи», «Песня былых походов» и «Грустные ивы».

Особенную любовь общественности заслужила песня «Гармонь», о которой писал Михаил Светлов, будто его «Гренада» и Жаровская «Гармонь» - две сестры, которые связны друг с другом.

Послевоенные годы жизни и творчества Александра Жарова

Уже в послевоенные годы, когда русскому народу было необходимо перевести дух от только закончившейся войны, Жаров написал песню «Мы за мир», которая стала своеобразным гимном послевоенных лет.

Так же как и в стихах, в песнях Александр Алексеевич писал о родине, о природе родного края. Следует заметить, что даже после того, как Жаров получил большую порцию общественного одобрения и признания, он не забыл свою родную землю. Он часто приезжал в родные края, читал и пел свои произведения простым рабочим, людям из колхоза и молодому поколению.

Одним из ярких событий в жизни Александра Жарова стала встреча с Владимиром Ильичом Лениным, о которой он много вспоминал и рассказывал.

Так же, как и для всего советского народа, больше всего эмоций у поэта вызывали воспоминания о войне. Он рассказывал своим юным слушателям о военных временах, о подвигах, на которые шли мужественные воины, чтобы спасти свою жизнь и жизнь своего народа.

7 сентября 1984-го поэт скончался в возрасте 80 лет. Похоронен Александр Жаров на Кунцевском кладбище в Москве.

Занимаемая должность (должности): Педагог дополнительного образования

«Юный композитор», отдел клавишных инструментов: Отделы инструментального исполнительства, композиция

Преподаваемые дисциплины: Импровизация и сочинение, педагог по инструменту- синтезатор

Фактическое место работы: ГБОУ ДО ЦТР и МЭО "Радость"

Уровень образования: Высшее

Наименование оконченного учебного заведения: Московская Государственная консерватория им. П.И. Чайковского

Наименование направления подготовки и (или) специальности: дирижерско-хоровое отделение (класс профессора В.Г. Соколова); композиторское отделение (класс профессора А.А.Николаева).

Общий стаж работы: 45

Стаж работы по специальности: 21

Данные о повышении квалификации и (или) профессиональной переподготовке (при наличии):

Всероссийская Хоровая ассамблея 2016 г.

Опыт работы:

Две оперы для детей ("Козел и семеро волков" и "Сказка о глупом мышонке" на стихи С.Я. Маршака);

Три инструментальных концерта: Концерт-токката для фортепиано и симфонического оркестра, Концерт для тромбона струнного оркестра и ударных, Концерт для двух флейт и оркестра русских народных инструментов.

24 прелюдии для фортепиано;

2 цикла романсов: "Гармоника-гармоника" для тенора и фортепиано на стихи А.А. Блока; на стихи А.С. Пушкина "Сказки Пушкина" для сопрано и фортепиано.

Песенно - хоровой жанр - ведущий в творчестве композитора. Им написано свыше 100 произведений для хора. Среди них : хоровая сюита "Народные сцены" для смешанного хора a capella; "Драматическая кантата для смешанного хора и симфонического оркестра" на стихи чилийских поэтов; Кантата "Весенние хороводы" для женского хора, струнного оркестра на народные слова; "Рождественская сюита" на темы православных песнопений для женского (детского) хора.

Хоровая поэма "Война- уйди!" для женского хора, виолончели, ударных инструментов и чтеца на стихи А.Очировой.

Хоровые концерты: "Весна" для смешанного хора a capella на стихи А. Майкова; "Память" - для смешанного хора a capella; "Русский концерт" для женского хора a capella слова народные; "Литургическая музыка" для женского (детского) хора a capella; "Пасхальный концерт" для женского (детского) на стихи русских поэтов; "Три чуда"- концерт для женского (детского) хора на стихи А.С. Пушкина; "Лирический триптих" для смешанного хора на стихи А.С. Пушкина.

Свыше 150 песен для детей, музыка к театральным постановкам и спектаклям, эстрадна музыка.

Произведения Жарова А.М. постоянно исполняются ведущими хоровыми коллективами Москвы, России и Зарубежья.

Награды и почетные звания:

Заслуженный работник культуры РФ, член Московского Союза Композиторов РФ, композитор, лауреат Всероссийских и Международных конкурсов.


O себе:

Большое место в творчестве Жарова А.М. занимает музыкально - педагогическая и просветительская деятельность.Работая в разные годы в училище им. "Октябрьской Революции" (ныне колледж А.Шнитке), на музыкальном факультете МПГУ, в музыкальном педагогическом колледже №7 "Маросейка", Жаров А.М. воспитал большое количество педагогов - музыкантов. На протяжении 20 лет учащиеся класса А.М.Жарова импровизации и сочинения "Юный композитор" ежегодно завоевывают звания Лауреатов в городских, всероссийских и международных конкурсах.

С 1997 года и по настоящий момент Жаров А.М. ведет класс "Юный композитор" в ЦТР и МЭО "Радость", где учатся дети в возрасте от 8-16 лет. Александр Михайлович постоянный член жюри различных Всероссийских и Международных конкурсов и фестивалей.

[англ. Jaroff] Сергей Алексеевич (20.03.1896, г. Макарьев Костромской губ.- 5.10.1985, Лейквуд, шт. Нью-Джерси), рус. хоровой дирижер. Род. в семье купца 2-й гильдии. В 1904 г. был отдан в макарьевское 1-е приходское муж. уч-ще; в 1906 г. поступил в московское Синодальное уч-ще церковного пения, где учился у Н. М. Данилина , А. Д. Кастальского , Н. С. Голованова и др. До 15 лет пел дискантом в московском Синодальном хоре; в 1911 г. участвовал в его заграничной поездке. В 1915-1917 гг. руководил хором при Об-ве трудовой помощи инвалидам мировой войны, с которым пел в церквах и давал концерты в госпиталях.

По окончании Синодального училища (20 марта 1917) поступил в Александровское военное училище. Пройдя 2-недельную подготовку, непродолжительное время принимал участие в военных действиях в составе 8-й армии ген. Л. Г. Корнилова. 1 авг. 1917 г. был произведен в прапорщики и в конце сент. прибыл в Бахмут (ныне Артёмовск, Украина) в 25-й запасной полк. По его расформировании вернулся в Макарьев, где 17 марта 1918 г. был зачислен на должность учителя пения в жен. гимназию и руководил хором в одном из храмов. После того как летом 1918 г. гимназия была закрыта, Ж. преподавал пение в городских школах. 14 нояб. 1918 г. он был назначен взводным инструктором при Макарьевском уездном военном комиссариате.

В 1919 г. Ж. был призван в Красную Армию, однако в авг. того же года, находясь в Тамбове, попал во время рейда корпуса ген. К. К. Мамонтова в тылы Красной Армии в плен к белым. Был зачислен в состав сформированной Мамонтовым Тульской пехотной дивизии добровольцев. Оказавшись в Новочеркасске, получил назначение в пулеметный полк 3-й Донской казачьей дивизии, где воевал в чине хорунжего. В годы гражданской войны Ж. был регентом в Воскресенском войсковом соборе ст-цы Старочеркасской, а также руководил хором за богослужениями, к-рые совершались по ходу следования войска.

15 нояб. 1920 г. Ж. вместе с дивизией был эвакуирован из Керчи в Турцию и попал в лагерь Чилингир. В 1920 г. к празднику свт. Николая Чудотворца (6/19 дек.) по приказу командира Гундоровского Георгиевского полка ген. А. К. Гусельщикова был собран сводный хор для участия в богослужении. Руководителем хора был назначен Ж.

В марте 1921 г. казаки были переправлены в лагерь на о-в Лемнос, где Ж. продолжал руководить хором, в т. ч. в предоставленной рус. духовенству греч. церкви близлежащего г. Мудрос.

Весной 1921 г. Ж. вместе с казачьими войсками прибыл в Болгарию. Первый концерт хора под его упр. состоялся в г. Бургас. В мае 1921 г. хор прибыл в Софию, где по приглашению дипломатического представителя России А. М. Петряева стал регулярно петь на богослужении в посольской ц. свт. Николая. Ж. также работал преподавателем пения и физкультуры в рус. гимназии. Успех принес хору концерт духовной музыки в софийском кафедральном соборе св. Александра Невского, а также выступления в Софийском свободном театре, в Военном клубе. 4 июля 1923 г. хор выступил в Вене, в зале дворца Хофбург, после чего было принято решение начать регулярную концертную деятельность.

К кон. 20-х гг. Хор донских казаков под упр. Ж. стал самым известным эмигрантским коллективом рус. зарубежья. Расписание гастролей было чрезвычайно напряженным: к 1935 г., согласно парижскому казачьему ж. «Станица», хор выступил в 2785 концертах, посетил различные страны Зап., Центр., Юж. и Сев. Европы, Сев. и Юж. Америки, Африки, а также Австралию и Нов. Зеландию. До второй мировой войны хор обычно гастролировал 10 месяцев в году, давая по 200-250 концертов. После отпуска хор собирался на месяц для подготовки к концертному сезону. Репетиции продолжались по 6-7 ч. в день.

По мнению современников, хор Ж. был одним из лучших по подбору голосов. Интерпретации Ж. отличались стройностью и красочной динамикой. Он нашел индивидуальный исполнительский стиль, выделявший его коллектив среди других подобных хоров - кубанских казаков под упр. С. Д. Игнатьева, донских казаков им. атамана Платова под упр. Н. Ф. Кострюкова, черноморских казаков под упр. Б. М. Ледковского и др. Ж. уподоблял хор симфоническому оркестру, чрезвычайно обогатив способы хорового исполнительства и звуковую палитру муж. хорового состава. Склонный к экспериментам, он широко использовал фальцеты, а также низкие регистры, увеличил диапазон муж. хора до диапазона смешанного (31/2 октавы). Дирижер и его помощники вводили в пение специальные эффекты: имитацию звуков трубы, гитары, баяна, пулеметных очередей, цоканья копыт, свист, гиканье и т. п.

Благодаря деятельности хора был существенно расширен хоровой репертуар для муж. состава. С коллективом сотрудничали композиторы К. Н. Шведов , А. Т. Гречанинов , И. А. Добровейн, Н. Гогоцкий. К 3-тысячному концерту хора, к-рый был дан в Карнеги-холле в 1935 г., Шведов написал «Музыкально-историческую справку о Донском казачьем хоре». Впервые хор без сопровождения исполнил переложения оперных сцен, фортепианных и симфонических произведений. В его репертуар входили также рус. народные песни, популярные песни советских композиторов, марши и др.

Однако Ж. в первую очередь считал себя регентом и мастером исполнения духовной музыки. Его хор пел в правосл. церквах тех мест, где проходили гастроли или где хор жил во время подготовки к очередному концертному турне. Пение духовной музыки на концерте и в храме существенно различалось: как писал П. В. Спасский, вне храма она «звучала эстрадно», эффектно, в храме - сдержанно, величаво. Ж. был одним из самых ревностных продолжателей традиций Синодального хора, пропагандистом творчества композиторов Нового направления. Основу церковного репертуара хора составляли сочинения Кастальского, С. В. Рахманинова , Гречанинова, П. Г. Чеснокова , Шведова и др. Исполнялась также музыка Д. С. Бортнянского , А. А. Архангельского , Г. Ф. Львовского и др. Ж. пользовался советами Рахманинова по дирижированию и аранжировке. Исполнявшиеся хором обработки духовной музыки принадлежали гл. обр. Ж.

Численность хора в разные периоды колебалась от 22 до 40 певцов. В концертах также принимали участие 2 танцора. Отличительными чертами хора были строгая военная дисциплина и беспрекословное повиновение дирижеру.

В период жизни в Европе коллектив подчинялся донскому атаману, оказывал поддержку казачеству в эмиграции и военным инвалидам, различным рус. общественным и церковным орг-циям, частным лицам.

В 1939 г. дирижер и хористы переехали в США, в 1943 г. получили амер. гражданство. В годы второй мировой войны коллектив пользовался поддержкой властей США и продолжал концертную деятельность, в частности в пользу амер. военных лагерей и госпиталей. К 1943 г., когда отмечался 20-летний юбилей коллектива, на его счету уже было ок. 5 тыс. концертных выступлений. В ж. «Русский вестник» сообщалось, что за этот период хор исполнил ок. 300 сочинений и обработок.

В 1945 г., вскоре после окончания войны, состоялась поездка хора в Зап. Европу с концертами для союзных войск. Продолжал хор и благотворительную деятельность, в частности в 1947 г. помогал русским, оказавшимся в лагерях для перемещенных лиц, переехать в США и найти там работу.

Однако с началом «холодной войны» положение хора значительно осложнилось, его концерты порой отменялись и бойкотировались. Тем не менее хор продолжал концертировать, совершив поездки в разные страны Европы, Азии, Юж. и Центр. Америки, а также в Австралию, Нов. Зеландию и на Гавайи.

В 50-х гг., после смерти Шведова и Гречанинова, с хором начал сотрудничать регент и композитор Д. П. Орлов (также выпускник Синодального уч-ща).

В послевоенный период хор продолжил запись на граммофонные пластинки (компаний Columbia, CBS, Deutsche Grammophon, Decca, Philips и др.), тиражи которых достигали огромных размеров, снялся в ряде документальных и художественных фильмов (кинокомпаний Memento Filmfabrik, Dr. V. BadalFilmproduktion, UFA Film, MGM, Warner Brothers и др.). Большое значение имел выпуск в 1958 г. грампластинок с записями духовной музыки (литургии, всенощной, панихиды и песнопений Страстной седмицы) по инициативе Свято-Николаевского фонда в Нью-Йорке. В 1979 г. Ж. руководил женским хором, с которым также записал грампластинку.

Изнурительный концертный режим подорвал здоровье дирижера. С 60-х гг., с уменьшением потока рус. переселенцев, хор начал испытывать дефицит певч. голосов и был вынужден пополняться не только неказаками (что было обычным явлением и в довоенный период), но и певцами разных национальностей, к-рые далеко не всегда хорошо владели рус. языком. Поэтому в этот период исполнительский уровень хора заметно снизился: появились черты формализации стиля и исполнительских приемов, излишняя вибрация звука и небрежность, преувеличенные темповые и динамические контрасты. Тем не менее хор по-прежнему пользовался любовью слушателей. К 1978-1979 гг. относятся последние гастроли хора под рук. Ж. 17 окт. 1981 г. Ж. был введен в Палату славы Конгресса русских американцев.

В течение 55 лет муз. деятельности Ж. сумел без к.-л. субсидий сохранить концертный хор, в составе которого было свыше 300 певцов, общее число концертов хора, по разным оценкам, составило от 8,5 до 10 тыс.

Благодаря Ж. в ряде стран появилось множество муж. хоров, к-рые состояли из местных жителей, а также выходцев из России и СССР. Последователями Ж. считают себя хормейстеры Г. Маргитич (США), М. Верхоев и М. Минский (Нидерланды), В. Хлибка и М. Ковалёв (Германия).

В историю мировой муз. культуры Ж. вошел как один из самых известных хоровых дирижеров XX в., как пропагандист рус. музыки, который обновил ее хоровые традиции. По словам Спасского, он «взял на себя подвиг выявить и показать всему миру, что есть самое дорогое и ценное у русского народа - в его религии, в Православии». Похоронен на Свято-Владимирском кладбище на Касвилл-род в Джэксоне (шт. Нью-Джерси).

Изд.: Популярные рус. нар. песни из репертуара Донского казачьего хора, регент С. Жаров / Под ред. и в фортепианной обработке И. Добровейна. Берлин, 1927; Textbuch der vom Donkosakenchor unter Leitung des Dirigenten S. Jaroff vorgetragenen Gesänge u. Lieder. Dresden, 1932; Album of Russian Folk Songs from the Repertoir of Don Cossack Chorus under the Direction of S. Jaroff / Ed. by C. Shvedoff. , 1938; Don Kosaken Chor S. Jaroff: Eine Auswahl gern gehörter Lieder in deutscher Sprache / Hrsg. von der Gastspieldirektion O. Hofner. Köln, 1970. Дискогр.: Gardner J., von. Diskographie des russischen Kirchengesanges. Gersau, 1991r. S. 18-22, 41-43, 69-70, 88-94, 130.

Лит.: Клинский Е. Сергей Жаров и его Донской казачий хор. Берлин, 1931; Б. п . Донской казачий хор // Казаки за границей: Штаб Донского корпуса. [София], Март 1932 - март 1933; Гречанинов А. Т. Жаров // Станица. [П.], 1935. № 15. С. 2-3; Шведов К. Н. Несколько слов о хоровом пении и о Донском казачьем хоре С. А. Жарова // Рус. вестник: . [Н.-Й.], 1943. С. 14-15; Сватикова П. Донской казачий хор С. Жарова: 20 лет служения рус. искусству (4 июля 1923 - 4 июля 1943) // Там же. С. 15-24; Спасский П. Хор казаков Жарова // РМ. 1958. № 1178, 25 февр.; Иванов, доброволец [Алексеев П. И.]. С русской песней по белу свету // Родимый край. [П.], 1967. № 71. С. 36-42; № 72. С. 27-32; № 73. С. 29-35; 1968. № 74. С. 27-42; № 75. С. 35-40; № 76. С. 25-31; № 77. С. 35-41; № 78. С. 30-36; № 79. С. 28-32; 1969. № 80. С. 33-36; № 82. С. 33-36; № 83. С. 35-38; № 84. С. 39-43; № 85. С. 35-39; 1970. № 86. С. 29-32; № 87. С. 40-44; № 88. С. 38-42; № 89. С. 34-38; № 90. С. 37-41; № 91. С. 41-44; 1971. № 92. С. 35-40; № 93. С. 40-44; № 94. С. 37-41; № 95. С. 35-40; № 96. С. 31-36; Александров П. Творческий путь С. А. Жарова и его Донского казачьего хора // Новое рус. слово. [Н.-Й.], 1971. № 22160, 14 февр.; Медведев П. С. А. Жаров - регент Донского казачьего хора: (К 85-летию) // Бюллетень рус. колонии Сеаттля. 1981. № 121. С. 1-5; № 122. С. 3-9; Мантулин В. Н. Творческий путь С. Жарова // Рус. американец: . 1979-1982. Обзорный вып. C. 21-33; Жаров С. А. // Русские в Сев. Америке: Биогр. слов. / Ред.: А. Александров. Сан-Франциско; СПб., 2005. С. 197-198.

С. Г. Зверева

Ежегодный фестиваль-конкурс на лучшее исполнение духовной музыки «Рождественская песнь» учрежден Департаментом образования города Москвы в 2000 году в целях духовно-нравственного воспитания детей и молодежи, их приобщения к богатейшей традиции русской духовной музыки.

Фестиваль «Рождественская песнь» – это гала-концерты, сольные выступления хоровых коллективов в лучших концертных залах Москвы, конкурс на лучшее исполнение духовной музыки, творческие встречи, открытые уроки и мастер-классы, научно-практическая конференция по вопросам поддержки детского и молодежного хорового творчества, развития певческого голоса юных певцов, исполнения детьми и молодежью духовной музыки.

Духовная музыка, родившаяся в лоне православной традиции, а также принадлежащая некоторым другим религиозным направлениям, имеет огромный потенциал нравственного воспитания и личностного развития. Глубокое символическое значение имеют сказанные много веков назад слова Василия Великого: «Псалмопение доставляет нам одно из величайших благ – любовь, изобретая совокупное пение, вместо узла к единению, и сводя людей в единый согласный лик».

В фестивале «Рождественская песнь» участвуют детские и юношеские хоровые коллективы, имеющие в репертуаре духовную музыку (народную, богослужебную, концертную). Основное содержание фестиваля – музыка православной традиции.

Цели и задачи фестиваля-конкурса

  • Содействие возрождению традиций российской национальной певческой и духовной культуры.
  • Пропаганда российского искусства и традиций, духовных ценностей.
  • Пробуждение в учащихся чувства патриотизма и любви к своей Родине, ее культуре и искусству.
  • Воспитание у детей бережного отношения и уважения к национальной русской культуре, народным традициям, обычаям, обрядам.
  • Приобщение детей к лучшим образцам музыкального наследия.
  • Поддержка действующих детских и юношеских творческих коллективов, показ их достижений.
  • Изучение и обобщение передового опыта в области хорового исполнительства, создание условий для плодотворного творческого общения специалистов в области музыкального воспитания детей и молодежи.
  • Оказание методической и практической помощи специалистам, работающим с детьми и молодежью в академическом хоровом жанре, имеющим в репертуаре духовную музыку: богослужебную, народную, авторскую.
  • Привлечение учащихся общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования к певческому, и в первую очередь, – к хоровому творчеству как к самому доступному и массовому виду творчества детей.
  • Предоставление каждому коллективу (независимо от его возрастной категории, исполнительского «стажа» и уровня мастерства) максимальных возможностей для исполнительской самореализации в рамках концертных программ фестиваля.
  • Сохранение и развитие традиций хоровой педагогики.
  • Пробуждение интереса молодежи к духовной хоровой и вокальной музыке.
  • Выявление новых тенденций в методике преподавания и освоения духовного репертуара.
  • Повышение исполнительского мастерства участников детских и юношеских хоровых коллективов и отдельных певцов.
ДАТА
МЕРОПРИЯТИЕ
МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ
21.01.2017
суббота
10.00–17.00
Конкурсные прослушивания
в номинации
«Академическое пение»
Рахманиновский зал
имени П.И. Чайковского
(Большая Никитская, д. 11)
27.01.2017
пятница
15.00–21.00
Конкурсные прослушивания
в номинации
«Народное пение»
Концертный зал
Российской академии музыки
имени Гнесиных
(Малый Ржевский пер., д. 1)
28.01.2017
суббота
10.00–20.00
Конкурсные прослушивания
в номинации
«Академическое пение»
Концертный зал
Российской академии музыки
имени Гнесиных
(Малый Ржевский пер., д. 1)
29.01.2017
воскресенье
10.00–17.00
Конкурсные прослушивания
в номинации
«Академическое пение»
Рахманиновский зал
Московской государственной консерватории
имени П.И. Чайковского
(Большая Никитская, д. 11)
5.02.2017
воскресенье
14.00
Заключительный концерт
фестиваля «Рождественская песнь
Большой зал
Московской государственной консерватории
имени П.И. Чайковского (Большая Никитская ул., д. 13)
7.02.2017
вторник
15.00
Итоговая научно-практическая конференция и церемония награждения участников
Конференц-зал
Храма Христа Спасителя
(Волхонка ул., д. 15)

1. АКАДЕМИЧЕСКОЕ ПЕНИЕ

а) Хоры (от 20 участников):

б) Вокально-хоровые ансамбли (12-19 участников);

в) Вокальные ансамбли (2-11 участников);

г) Окружные сводные хоры (от 120 участников);

д) Семейные ансамбли;

е) Хоровая театрализация;

ж) Сольное пение.

  • до 7 мин. – для младших и средних хоров и ансамблей;
  • до 10 мин. – для старших и молодежных хоров и ансамблей;
  • до 7 мин. – для солистов старшей и молодежной возрастных категорий;
  • до 10 мин. – для окружных сводных хоров.

Допускается включение в конкурсную программу произведений западноевропейской хоровой и вокальной духовной музыки, но только при условии, что основное содержание программы (не менее 2/3 ее звучания) составляют сочинения православной певческой традиции.

Допускается включение в конкурсную программу произведений из репертуара Большого сводного хора Московских школьников (см. ниже).

Репертуар Большого сводного хора Московских школьников (участников фестиваля-конкурса «Рождественская песнь»):

1. «Ангел», музыка

2. «Творите добрые дела», музыка В. Беляева, слова монахини Марии

3. «Под Рождество», музыка В. Филатовой, слова П. Морозова

4. «Белый снег белешенький», музыка и слова неизвестного автора

5. «Колокольчики», детская рождественская песня

6. «Рождество Христово» , музыка А. Киселева, слова народные

7. «Рождество», музыка и слова И. Цеслюкевич

2. НАРОДНОЕ ПЕНИЕ

В конкурсе народного (фольклорного) направления могут участвовать:

  • Фольклорные ансамбли;
  • Малые ансамбли народной песни (от 3 до 8 человек);
  • Смешанные народные ансамбли;
  • Семейные народные ансамбли;
  • Солисты.
  • младшая – от 6 до 9 лет;
  • средняя – от 9 до 12 лет;
  • старшая – от 12 до 18 лет;
  • молодежная – от 18 до 23 лет.

Время чистого звучания конкурсной программы:

  • до 7 мин. – для младших и средних ансамблей;
  • до 10 мин. – для старших и молодежных ансамблей;
  • до 5 мин. – для солистов младшей и средней возрастных категорий;
  • до 7 мин. – для солистов старшей и молодежной возрастных категорий.

Регламент конкурсных прослушиваний

Конкурсные прослушивания проходят в присутствии жюри и публики. Все коллективы-участники получают дипломы фестиваля, в том числе и участники Большого сводного хора Московских школьников; победители конкурса – звания лауреатов I, II, III степеней и дипломантов. Жюри может присудить Гран-при и специальные дипломы.

Выступления оцениваются по 10-балльной шкале:

  • 10 баллов – Гран-при;
  • 9–9,9 баллов – лауреат I степени;
  • 8–8,9 баллов – лауреат II степени;
  • 7–7,9 баллов – лауреат III степени;
  • 6–6,9 баллов – дипломант.

Коллективы, принимавшие участие в фестивале и набравшие менее 6 баллов, получают Грамоту участника фестиваля.

Члены жюри:

  • Киселев Анатолий Иванови ч, композитор, аранжировщик, член Правления Союза московских композиторов, секретарь Союза композиторов России, заслуженный деятель искусств России.
  • Протоиерей Василий (Воронцов) , настоятель храма Преображения Господня в Тушине, профессор Московской Духовной академии
  • Живов Владимир Леонидович , хоровой дирижер, заслуженный деятель искусств РФ, профессор
  • Бакланова Елена Глебовна , заслуженная артистка РФ, профессор, руководитель народного коллектива «Академический хор МЭЛЗ», художественный руководитель хора «Озарение»
  • Жаров Александр Михайлович , композитор, заслуженный работник культуры РФ, член Союза композиторов РФ

Порядок и сроки предоставления документов

Для участия в Фестивале необходимо заполнить онлайн-заявку не позднее 28 декабря 2016 года. Участники конкурса академического направления должны выслать на электронный адрес [email protected] отсканированные или набранные в нотном редакторе ноты конкурсной программы. 4 экземпляра нот конкурсной программы также необходимо сдать секретарю жюри в день конкурсного прослушивания. Произведения с сопровождением предоставляются в виде клавира: хоровая партитура (вокальная партия) и фортепианное сопровождение. Ноты должны быть напечатаны или четко написаны и аккуратно собраны в файлы.

На итоговой конференции 4 экземпляра нот возвращаются руководителю.

Непосредственным организатором фестиваля-конкурса выступает ГБОУ Центр творческого развития и музыкально-эстетического образования детей и юношества «Радость» – ведущее учреждение Москвы в области музыкально-эстетического воспитания молодежи, оператор Департамента образования города Москвы по организации творческих мероприятий.

10 февраля учащиеся Хорового и Народно-оркестрового отделений Центра “Радость ” района Коптево приняли участие в концерте, посвященном 70-летию композитора, заслуженного работника культуры России Александра Михайловича Жарова.
Творческий вечер, открывший слушателям разные грани музыки композитора, был подготовлен Центром “Радость ” из района Коптево, в рамках проекта "Московские композиторы - детям" городской комплексной целевой программы воспитания молодежи "Поют дети Москвы".

Площадкой творческой встречи школьников Москвы с Александром Жаровым стал Концертный зал Российской академии музыки имени Гнесиных. Учащиеся Хорового и Народно-оркестрового отделений Центра “Радость ” приняли участие в концерте, посвященном 70-летию замечательного московского композитора, заслуженного работника культуры России Александра Михайловича Жарова. Творческий вечер, открывший слушателям разные грани музыки композитора, был подготовлен Центром “Радость ” в рамках проекта "Московские композиторы - детям" городской комплексной целевой программы воспитания молодежи "Поют дети Москвы".
В музыкальную летопись нашей страны органично вписались многие произведения Александра Жарова - хоровые, оркестровые и инструментальные. Среди его сочинений: 2 оперы для детей "Козел и семеро волков" и "Сказка о глупом мышонке" на стихи С.Я. Маршака; 3 инструментальных концерта - Концерт-токката для фортепиано и симфонического оркестра, Концерт для тромбона струнного оркестра и ударных, Концертино для двух флейт и оркестра русских народных инструментов; 24 прелюдии для фортепиано.
Композитор Александр Жаров - признанный мастер вокально-хорового жанра. В его творческом наследии более 130 произведений для певческих коллективов разных составов.

Открыли программу юбилейного концерта выступления творческих коллективов Центра “Радость ” . Почти все хоры “Радости ” подготовили музыкальные приношения и памятные сувениры композитору, который давно стал не только другом, но создателем и вдохновителем уникальной творческой лаборатории Центра - ведь именно под началом Александра Жарова многие талантливые ребята, обучающиеся в “Радости ” , приобрели опыт сочинения и импровизации. Хоровые сочинения Александра Жарова прозвучали в исполнении хоров “Радуга ” (художественный руководитель - Екатерина Дунаева), “Журавушка ” (художественный руководитель - Светлана Лиринг), хора Школы раннего развития “Малышок ” (художественный руководитель - Елена Жарова), хора родителей “Лад ” (художественный руководитель - Ирина Караванская), Старшего хора Центра “Радость ” (художественный руководитель - заслуженная артистка России Татьяна Жданова). Несколько произведений прозвучали в ансамбле с Большим сводным хором московских школьников.

В рамках программы первой части концерта свои достижения продемонстрировали также воспитанники класса импровизации и композиции Александра Жарова - Мария Кириллова и Леонид Резников. Затем сочинения Александра Жарова исполнили яркие столичные детско-юношеские коллективы - участники программы "Поют дети Москвы": хор “Единство ” Хоровой школы мальчиков и юношей “Дебют ” школы № 883 (художественный руководитель - Алла Ястребова), хор “Синяя птица ” школы № 1945 (художественный руководитель - заслуженный деятель искусств Республики Саха Петр Воронов), Концертный хор “Касталия ” Центра “Лидер ” ГБПОУ “Воробьевы горы ” (художественный руководитель - Марина Кузнецова). Сюрпризом для слушателей стало выступление в программе концерта профессионального хорового коллектива - Московской государственной капеллы имени Вадима Судакова, исполнившей Лирический триптих - хоровой концерт для смешанного хора на стихи А.С. Пушкина.

Ярким, впечатляющим по размаху завершением концертной программы стало выступление Оркестра русских народных инструментов Центра “Радость ” (художественный руководитель - Дмитрий Базанов). Сначала этот коллектив совместно с педагогом Центра Ольгой Дедюхиной и ее ученицей Алисой Шеремет подарил слушателям премьеру Концертино для двух флейт и оркестра Александра Жарова. А затем оркестр и детские хоровых коллективы Москвы сводным составом исполнили колоритную, многозвучную кантату “Три чуда ” на стихи А.С. Пушкина. Концерт стал важной акцией программы "Поют дети Москвы", оставил у участников и слушателей яркие, светлые впечатления от встречи с талантливой музыкой современного композитора-мастера.

Похожие статьи
 
Категории